Меня зовут Дмитрий Большаков, я родился в лихом 90-м году и вырос в холодном сибирском городе Иркутске. Здравствуйте, люди! Мой рассказ о том, как я впервые променял размеренную квартирно-городскую жизнь на бесконечно изменчивые и непредсказуемые будни путешествий автостопом.
Все началось с посиделок с друзьями на одной из дач, где обычно студенты и другая молодежь собирается для культурных разговоров и распития благородных (тем благороднее, чем больше стольников скинуто в общий бюджет присутствующими) напитков. Этот эпизод заслуживает интереса лишь потому, что в то дивное зимнее утро и было задумано отправиться однажды куда-нибудь далеко и надолго. Поскольку напитки были исключительно благородными, то и название этому мероприятию присвоили незамысловатое:
Road Trip, а сами мы заочно назвались
Road Man, что, как нам казалось, «звучит круто». Так как денег у нас – тогда еще студентов – особенно не водилось, то способ перемещений по свету напрашивался сам собой – попутки, перекладные, или проще говоря,
автостоп.

Более благоразумные товарищи наверняка бы выбрали первую цель для поездки поближе, например, Слюдянка или Ангарск, но мы особо заморачиваться не стали и решили махнуть сразу… в Арктику, на берег Северного Ледовитого океана. Если точнее, то в
поселок Териберка в Мурманской области –
возможно, единственный доступный для граждан без военных корочек пункт на берегу северных морей, куда можно добраться по автомобильным дорогам.
Шли месяцы, серьезная подготовка, которая, конечно же, необходима для такого рода путешествий вообще, а тем более в Арктику, никак не продвигалась. За подготовкой (в основном моральной) к экзаменам мы вроде и забыли о том решении. Но вот настало лето, стаял снег, и северные ветры опять начали задувать в неуемные головы идеи о побеге из привычной обстановки. Сдав сессию и потеряв энное количество идейных странников, я и мой товарищ
Андрей (
в дальнейшем А.), недолго думая, назначали старт на 25 июня. Шел 2011-й год.
ОТДЕЛЬНО СЛЕДУЕТ СКАЗАТЬ О ПОДГОТОВКЕ СНАРЯЖЕНИЯ
В запасе оставался один день и мы (имея многочисленный опыт походов по горам-лесам) набили рюкзаки тем, что использовали всегда в таких походах. Сами рюкзаки имели объем 80 литров и после упаковки выглядели весьма солидно. В их недрах были утрамбованы: палатка двухместная, тент к палатке, спальники, топор, газовая плитка с 4-мя баллончиками, фотоаппарат с запасом батареек и зарядником, котелок, письменные принадлежности (для ведения дневника), фляга с водой, пара чашек и ложек, предметы гигиены, спички, весь домашний запас одежды, телефоны, табак, дождевики, кариматы, губная гармошка, атлас дорог России, запас провизии – гречка, рис, лапша китайская – ядовитая, пара банок тушенки, буханка хлеба, чай, соль, разная мелочь, тапки, и, конечно же, гитара! Кроме того, нужно было взять обувь на случай разнообразной погоды, но мне было жарко, так что я ограничился покупкой «босоножек», в которые и обулся. Деньги на трип были накоплены заранее, пачка банкнот по 20 тысяч рублей на человека представлялась нам внушительной. Вся сумма помещалась на карточке ВТБ-24, куда мне зачисляли стипендию. Также мы напялили на себя фирменные футболки (единственное, что было подготовлено заранее), темные очки, и воткнули плеер в уши (только что не марки «романтик»), на пояс нацепили ножи в пластиковых ножнах (против разбойных нападений) и отправились в путь.
25.06.2011
Чтобы начать трип, надо было выйти на трассу, а т.к. из города выходить на трассу неудобно, до места старта было решено добраться на утренней электричке (в автостопной терминологии «
на собаке»). Удобным местом была выбрана станция Половина, которая находится в 3-х часах езды из города на электричке. Не оправдав своего гордого имени, мы на нее опоздали. Однако настроение было отличное, и, воспользовавшись выпавшими часами ожидания следующего транспорта, роудмены наполнили свои желудки большим узбекским пирогом из супермаркета.
Наконец мы дождались электричку и, проспав в ней 2-3 часа, достигли
деревухи Михайловка, что на станции Половина. В наушниках звучал
Bob Dylan «
For The Times They Are A Changing», и уже пришло ощущение другой жизни. Более свободной, менее стабильной. Приложив немного (а учитывая внушительный вес рюкзаков – немало) усилий, мы дошагали до федеральной трассы
М-53.
Простояв полчаса под палящим солнцем, сменили позицию, отошли на несколько сот метров вперед. Вообще стоять на дороге больше получаса для автостопа не вполне нормально, особенно если ты один да еще на федеральной трассе. Больше часа – даже слегка удручающе, ведь при этом помимо поднятия большого пальца вверх развлечений особо нет, разве только покурить (гиблое дело) да попить воды. Но нас было «
двое мужиков да двое рюкзаков, а за поясом ножи и угрюмы, как бомжи», так что стоять приходилось порой подолгу.
Вот остановилась первая машина с тонированными стеклами и лицами кавказской национальности в ней. Кое-как запихнув рюкзаки, мы поехали до городка
Черемхово. О водителях и их отношении к стопщикам следует написать отдельно – скажу только, что до сих пор никаких проблем или конфликтов в общении с водителями не возникало. Потом достаточно быстро остановилась другая машина, на которой мы добрались до города
Зимы, где мы впервые надолго застряли. Солнце уже клонилось к горизонту, и дорога начала пустеть…
Еле дождались попутку до поворота на Саянск и решили встать лагерем на придорожном болотистом лугу. Несмотря на царящую всюду влагу, питьевой воды нигде не нашлось, а наша бутыль почти опустела. Запомните, друзья: всегда следите, чтобы у вас оставался хотя бы литр питья в запасе! Воду всегда можно попросить набрать на заправках или в каком-нибудь кафе.
Я проглотил кусок хлеба всухомятку и лег спать. Что-то нещадно кусалось всю ночь.
26.06. 2011
Как оказалось утром, вокруг палатки звездой – своебразной пентаграммой – располагались муравейники. При выборе лагеря всегда смотрите, чтобы место было более-менее ровным, сухим и без лишних соседей.
К счастью, как только мы вышли на трассу, тут же остановилась «
Лада-десятка» с выходцами из Таджикистана –
Азимом и его братьями. Они довезли нас до поселка
Куйтун, накормили беляшами и напоили водой. Сидя за компьютером у себя дома, трудно представить и понять, как много значит какой-нибудь захудалый пирожок с чем-то для голодного путешественника. В то же время, когда удача, и ты мчишься по дороге, можно совершенно забыть о таких мелочах жизни, как трапеза. Тем не менее, настоятельно рекомендую всем начинающим стопщикам вовремя и нормально обедать или хотя бы завтракать. Силы нужно беречь.
Таджики звали нас в гости на арбузы-персики в свой родной город. Настроение снова улучшилось, и мы уже предвкушали походный пир где-нибудь под Красноярском. Однако не тут-то было. И вот еще одно правило, которому меня научила дорога: никогда нельзя строить глобальных планов, все может измениться в любую минуту. В тот день было воскресенье, День Молодежи, и все окрестные села гуляли, никто не хотел никуда ехать, а мы сидели у обочины Куйтуна и часа два кормили комаров.
Я «
застопил» местных ребят, которые отвезли нас за 100 рэ до деревни
Мангутай, это почти тариф такси (20 км). наладил контакт с местным населением, вызнал, что в деревне есть два магазина (помимо 10 домов), но оба закрыты, потому что продавщица Клава ушла куда-то курить, а продавщица Марфа – пить, так что жизнь в деревне остановилась…
Однако вскоре остановился пьяный мужичок на корейском грузовике, который принял нас за сумасшедших, но все же довез до следующей
деревни Тулюшка. Скажу я вам, мои дорогие, пюре с котлетами в Тулюшке восхитительны! А какой горячий и сладкий чай! Потом братчанин, который употреблял такие родные иркутские слова, как «
пивчанское» и «
головняки» докинул порядком уставших роудменов до
Тулуна.
Кстати, по дороге в Тулун места довольно живописны! Леса, холмы-курганы, в пригороде – затопленные водой карьеры. Тулун немного похож на Слюдянку, только побольше. В городе смотреть особо нечего, кроме школы с огромной красной надписью «
Учиться, учиться и еще раз учиться! В.И. Ленин». Пара слов о местном населении: как вы помните, в этот день праздновался День молодежи, так что Тулун предстал во всей красе. Нам повстречались человека три, все гоповатого сословия. Один, со стрижкой 0,5, в наколках и порезах, двигался от «
самого гидролизного озера». Приблизившись, он 15 минут извинялся за свое состояние, а потом пожелал удачи: «
Пожалуйста, спасибо!» и невинно поплыл дальше.
Часам к 7-ми трасса затихла, поток машин резко упал до 1-2 в минуту. Простояв часа два, мы поймали такси до вокзала (таксист долго считал на калькуляторе цену, пока не выдал – 89 рублей) и купили билет до Красноярска за 800 р. В принципе мы могли доехать, если бы подождали еще, но уж больно устали и уже переполнились впечатлениями.
Прошло всего двое суток, а казалось, что неделя: очень много событий, людей, мест. На тулунском вокзале я съел сосиску с картошкой в тесте с нетривиальным названием «
Пирог сложный».
Вокзалы, в целом, играют достаточно большую роль в путешествиях подобного рода, и в основном негативную. Во-первых, они грязные и вонючие, там приходится порой проводить много времени, а во-вторых, если уж ты пришел на вокзал, значит сегодня никуда по дороге не уедешь, а это уныло. Поезда и электрички РЖД жутко медленные и неудобные, единственное, что там можно делать, это спать.
Внезапно к нам приблизился еще один субъект в телогрейке. Сначала он хотел нас ограбить, но после грубого ответа усталых путников передумал и просто «присел на уши». Звали его
Лешка Дурак. Лешка отсидел, по его словам 20 лет, отслужил столько же. Большую часть времени он просто шатался по вокзалу с воплем: «
Вовка!!!» Словом, он нашел во мне благодарного слушателя на три часа. К счастью, к нам подсел дед, который смирно сидел, никого не трогал, не ругался матом, но при этом сразу было видно, что он довольно матёр. Они поговорили на неведомом мне языке, и в итоге Лешка притух. Вскоре он отправился на улицу в сопровождении пары господ полицейских, о чем я нисколько не сожалел, т.к. некоторые игры с Дураком мне не нравились. К примеру, он просил загадать число. Я: «
Пять». Он отсчитывал входящих в вокзал людей, а у пятого по счету отбирал наличность и приносил ее мне.
Мы искренне пожелали дедушке доброго пути, надеясь, что он доедет 50 км до внучки, не вернувшись до этого на зону. (Он этого очень опасался из-за встречи с Дураком.) Сам он прошел Афган, потом сел за хранение оружия…
И вот мы в поезде. Вагоны полные, все спят. Взгромоздившись на верхнюю полку, я накрылся простынею и начал отходить ко сну. Тулун утомил. Серьезно. Дальше нас ждет
Красноярск, первый крупный город, заслуживающий подробного описания.
Продолжение ждите в следующий четверг…
Комментарии