Образ жизни

Байкал-трофи: полный привод впечатлений

Счастье надо искать, и за приключениями по-прежнему ехать
mainimg
«Жизнь у нас теперь делится на “до трофи” и “после трофи”», – говорят старожилы ледовой экспедиции вокруг озера Байкал «Байкал трофи». А новички слушают их рассказы, смотрят видеофильмы о предыдущих поездках и предвкушают что-то такое… незабываемое.

ПРЕДВКУШЕНИЕ

В этом году в байкальском трофи участвовал 21 человек, почти половина из них – новички. Всего десять машин, среди которых… беленькая, черненькая, серенькая… Четыре крутых джипа Arctic Trucks от Toyota, специально созданные для эксплуатации в экстремальных условиях, низких температурах, внедорожья и т.д., два Mitsubishi Pajero Sport, Land Rover Defender. Однако мы будем рассказывать о людях, в конце концов, именно человек, его желания и действия, являются движущей силой мира.


Накануне старта экспедиции мы искали ответ на самый простой вопрос: зачем ехать вокруг Байкала по льду?

«Как зачем? – удивлялись нам в ответ. – Это приключения, экстрим, адреналин, лицезрение красот Байкала, знакомство с новыми местами, отдых».

Возможность вернуться к жизни с новым интересом, – говорит новичок трофи Константин Неудачин. Он родом из Братска, сейчас живет и работает в Москве. – Я раньше перегонял машины из Владивостока, поэтому знаю, каково это провести 5-6 дней в автомобиле. После этого новым взглядом смотришь на привычные вещи: чистую постель, телевизор, окружающий тебя комфорт. Такое приключение взбадривает.

Константин Неудачин

Отец с трофи возвращался полный впечатлений, он так рассказывал о путешествии, что хотелось все это самому пережить. Когда появилась возможность поехать, не задумываясь включил в свой жизненный календарь это мероприятие, – говорит Артем Кайчук. «Байкал-трофи-2013» – это его четвертая экспедиция, и судя по тому, как он нетерпеливо ждет момента, когда они все отправятся в путь, от озера он ждет море новых впечатлений.

Петр Кайчук, отец Артема

Говорят, что это незабываемое путешествие, которое хочется переживать вновь и вновь. Проверим, – спокойно говорит Вадим Коношонок из Красноярска, представитель автомобильной компании-партнера экспедиции. Он морально готовится к обряду посвящения – купанию в майне, так как до этого не доводилось купаться в ледяной воде. Игра в футбол на льду, который их ожидает на обратном пути в Старой Ангасолке? «Да без проблем, в футбол можно играть всегда и везде!»

Вадим Коношонок

Здесь скажем пару слов о программе экспедиции. Организаторы всегда стараются, чтобы она была насыщенной и упиралась не только в две колеи дороги, которые участники сами же и пробивают в снегу, стремясь к бесконечно отодвигающемуся горизонту, и в спутниковую карту, но и была насыщенна различными мероприятиями, в их числе и холодная ночевка на льду посреди озера, купание в майне, прогулка по Ольхону и т.д., вплоть до футбола в последний день. Участники должны быть в тонусе и не скучать: полный привод впечатлений – таков девиз экспедиции.


Ощущение бездны под собой, глубины, того, что вода холодная – ночевка на льду Байкала для меня вызов самому себе, – с горящими глазами говорит Алексей Климов, новичок экспедиции, он родом из Ангарска, сейчас живет и занимается собственным бизнесом в Москве. – Инстинкт самосохранения может оказаться сильнее, и от чувства опасности можно «сломаться», друзья мне говорили: “Ты с ума сошел, под тобой будет полтора километра воды!” – видно, что ему буквально не терпится испытать себя.

Алексей Климов

Холодной ночевки ждет и москвич Дмитрий Сироткин, он журналист мужского журнала Mens Health, будет писать об экспедиции: «Я хочу на своем примере показать читателям журнала, что отдохнуть можно и в России. Себе я уже многое доказал, сейчас укрепляю веру в себя, хочу показать, что и я не лыком шит, и чтобы потом можно было своим детям, им сейчас два и три года, рассказать, что их папа тоже что-то может. В Сибирь я приехал впервые, «вживую» Байкал никогда не видел. Представления у меня: что это огромный живой организм, с которым нельзя шутить, нужно быть вежливым и почтительным».

Дмитрий Сироткин

Дмитрий говорит, что специально взял портативную пепельницу для пепла и окурков, так как он курит, и не хочет злить Байкал и бросать отходы в священном месте, коим для него является все озеро. Он не склонен к скептицизму и говорит, что будет просто счастлив, если увидит НЛО.

Я уверен, что уеду не тем человеком, который сюда приехал. Опасаюсь, что буду настолько поражен и захвачен, что не смогу нормально текст написать: зная свой перфекционизм, каждое слово в моем тексте мне будет казаться пошлостью. Провалиться в трещину и утонуть я не боюсь, считаю, что двум смертям не бывать, а одной – не миновать. Вот правда, зуб не долечил, как бы он не разболелся, я не выношу зубную боль, у меня все из рук начинает валиться. А так, я человек контактный, отношения с группой наладим – все мы нормальные люди», – положительно настроен Дмитрий.

У Сергея Горячева, иркутянина, пенсионера, самого пожилого участника экспедиции, последние два года сбываются мечты, без иронии и сарказма, в прямом смысле слова. Он потомственный геолог-нефтяник, всю жизнь проработал в этой отрасли, последние 10 лет отдал «Газпрому», заслужил себе помимо обычной пенсии еще и газпромовскую. На пенсии он не скучает – появилось время и возможность заняться любимым делом – путешествовать. По заграницам они ездят вместе с женой. Жена у него тоже геолог, и они уже 42 года живут вместе, вырастили двоих сыновей, теперь радуются внукам.

Сергей Горячев, Владимир Николаев и Тимур Набиев

Основное дело сделали, теперь – впечатления получить. Человек двигается – человек живет. Я чувствую себя моложе, хотя мне 62 года. С собой взял лыжи, будет время – хочу покататься, пройтись «коньком» по Байкалу – милое дело. Мне кукушка накуковала, что до 87 лет доживу, только в холодной воде купаться нельзя, – Сергей искренне рад тому, что он оказался в составе участников экспедиции.

Михаил Бобовский
уже в восьмой раз едет в трофи, он комиссар, вдохновитель, один из организаторов экспедиции. Казалось бы, что там уже, в восьмой раз, может быть нового? А он говорит: «Каждый раз Байкал замерзает по-новому… Надо видеть, каким человек входит в майну и с какими глазами выходит оттуда». Какие были ощущения после первого трофи? «Совсем по-другому стал на жизнь смотреть, произошла переоценка ценностей, на первое место вышли здоровье и семья, работа ушла на далекий план. В дороге думаешь о близких, детях, жене, друзьях».

Михаил Бобовский

Его брат Андрей Бобовский – инспектор маршрута (человек, который отвечает за прохождение маршрута) экспедиции и большой романтик с детской улыбкой. Он с нетерпением ожидает третьего дня путешествия – Хакусов. «Это рай на Байкале: кедровый лес, горячие источники, где можно купаться на свежем воздухе, птички поют, ночью звезды, тишина – полное очарование, – мечтательно говорит этот высокий, серьезный мужчина. – Самое интересное – это человеческие отношения. Из совершенно разных людей в экспедиции складывается команда, с которой можно горы свернуть».

Андрей Бобовский

Вместе со всеми в трофи едет и съемочная группа из Новосибирска. Для телеканала «Драйв» они снимут про «Байкал-трофи» фильм в жанре экшн. «Лично я мечтаю, чтобы был ясный день, ярко светило солнце и прозрачный лед – эстетическое удовольствие от этого хочу получить. И хочется побольше труднопреодолеваемых препятствий», – говорит Алексей Камерзанов, руководитель съемочной группы.


СТАРТ. ПОКЛОН БАЙКАЛУ

Как у нас говорится, чтобы не было скучно… Как мы все помним, начало марта всех удивило теплой температурой, даже дождик шел как-то. От тепла лед расширился, треснул, и льдины собрались в большую и толстую складку, проходящую вдоль всего листвянского берега. Правда, ее можно было объехать, но для эффектного старта участники Байкал-трофи решили испытать себя и машины. Сверху на трещину положили бревно и через него перекинули доски, таким образом сделали «качели».


Первый джип под руководством Михаила Бобовского заехал на качели, брусья с противоположной стороны поднялись вверх, на секунду зависли в воздухе, потом под тяжестью автомобиля резко рухнули вниз. Экипаж, хорошо встряхнувшись, приземлился с другой стороны ледяной складки. А вот второй джип – Artic Trucks, специально предоставленный партнерами экспедиции, за рулем которого был Артем Кайчук, не смог преодолеть препятствие. На середине качелей брус не выдержал веса джипа и лопнул, и Artic Trucks всем своим весом грохнулся на ледяной гребень. От сильного удара пополам сломался кардан.


Первое испытание превратилось в препятствие. Артем быстро вскочил из машины, осмотрел повреждение – сориентировался. Первым делом установил лебедку: сбегал к другому автомобилю, принес ледобур, во льду прокрутил лунку, в нее вставил металлическую трубу, за которую зацепил трос, прикрепленный к механической лебедке джипа. Затем появились два чемоданчика с инструментами, и они c отцом залезли под машину, сняли поломанный кардан. В общем, через полчаса машину сняли с ледяного гребня, причем абсолютно без нервов. Правда, запасного кардана не оказалось, и джип пришлось оставить в Листвянке. Сами Кайчуки присоединились к другим экипажам, а полный багажник вещей разошелся по всем автомобилям, причем отдавали добро под запись – все ящики, свертки и т.д. были пронумерованы и отмечены в списке – к кому и что ушло.

Остальные автомобили объехали складку сбоку, буквально в десяти метрах левее. Разобравшись с внештатной ситуацией, участники побурханили на удачу, расселись по своим внедорожникам и стройная колонна отправилась вперед, навстречу морю льда, яркому солнцу, холодному ветру и незабываемым ощущениям.


ФИНИШ

Через неделю мы встречали экспедицию в Листвянке. Было, как всегда, солнечно и холодно, дул ветер. Линейка прошла быстро, все участники экспедиции получили памятные медали. По загорелым лицам видно, что абсолютно все довольны. Побывали на всех запланированных точках, посетили источники, получили удовольствие. О, среди наших знакомых и московский журналист, значит, не уехал.

Застряли в снегах, и я опоздал на поезд. Даже если бы не опоздал, я бы остался. Все только начинается – как я уеду? – говорит Дмитрий Сироткин. – Нет, НЛО не увидел и в проруби не искупался, наш экипаж в первый же день чуть не ушел под лед – я получил впечатления... Было много всего захватывающего, что позволило мне пересмотреть взгляды на жизнь, понять, что она, по сравнению с таким мощным явлением природы, как Байкал, – ничто. Особенно когда лед под нами начал “дышать”, когда под тобой ухает, ты как будто на метр опускаешься вниз, и ощущение, что под тобой почти полторы тысячи метров глубины, а ты в центре всего этого… Серьезно, мы – крутые ребята!

Экшн? Экшн был! – говорит Владимир Николаев, организатор экспедиции “Байкал трофи-2013”. – Буквально недалеко от Листвянки экипаж Алексея Климова и Дмитрия Сироткина чуть не ушел под лед, задняя часть Land Cruiser 200 провалилась, и он уперся кузовом в льдину. Машины быстро подъехали, выдернули их… Может быть, и хорошо, что экспедиция началась с таких происшествий, все после этого сконцентрировались и старались больше таких ошибок не допускать.

Сергей Шутов, Владимир Николаев

Неожиданные события на старте экспедицию выбили из графика, и Ольхонские ворота – один из самых опасных участков трассы – они проходили уже в темноте, но все обошлось благополучно.

В Хадарте были только в полночь, в первый день преодолели около 300 км, – продолжает Владимир. – Утром побывали на Ольхоне, Огое, часа на два была остановка, потом поехали дальше. По координатам вычислили центр Байкала, что с запада на восток, что с севера на юг – одинаковое расстояние, были там днем, разбили лагерь. Перед ужином приняли ванну, освежились в ледяной воде. Около часа ночи легли спать, погода была хорошая, ничто не предвещало бури. Ночью я проснулся в районе четырех часов, оттого что что-то щиплет лицо. Оно оказалось просто в снегу, метель ужасная, палатка ходуном ходит, кухню перевернуло. Часов в 11.00 все это успокоилось, мы даже завтракать не стали, двинулись дальше на Котельниковский. По дороге заехали в Байкало-Ленский заповедник, там нас угостили свежевыловленным налимом. Котельниковский – отличное место, чтобы расслабиться: горячие бассейны, приличные номера, комфортные условия для проживания.
imgimgimg

До «рая на Байкале» – Хакусов – джипам пришлось пробивать колею в глубоком снеге, собственно, и дальше, до Гремячинска. На этих отрезках машины работали на износ, топливо уходило только так.


В Хакусах, как всегда, душевно отдохнули: кедры, горячие источники. На завтра – день отдыха, Михаил Юрьевич (Бобовский) готовил традиционный плов, а Петр Петрович (Кайчук) лепил котлеты из налима, хватило всем наесться досыта. В общем, день прошел по-домашнему, между кухней и купанием – самое то, чтобы расслабиться.

Следующие два дня нужно было просто пережить: это время – 5-6 день в любом коллективе трудно дается его участникам – люди начинают уставать друг от друга. Остановка была запланирована на метеостанции на Ушканьих островах. Перед островом сильно наломало лед и машины три часа пробивались к берегу. Участники в этот день очень сильно устали, не только физически, еще и психологически, по личным наблюдениям Владимира Николаева, каждый в себе был, думали лишь о том, чтобы просто упасть и забыться. А сам Владимир лег в спальнике у двери, главное – уснуть.

Ежедневное построение

По пути в Гремячинск, после прохождения очередной трещины, Тимур Набиев, фотограф, поскользнулся на льду, упал и сломал себе ключицу. Его сначала отправили в ближайшую больницу в Горячинске, а оттуда – в Улан-Удэ на операцию. В десять вечера он уже вернулся в команду. Хорошо, что человек – оптимист, конечно, больше он не смог фотографировать, но и своей болячкой никому не доставил осложнений.

Предпоследний день пути, от Гремячинска до Утулика также выдался сложным, – продолжает Владимир. – По прямой там около 250 км, но из-за глубокого снега и петляния, наверное, прошли на сотню больше. 200 км преодолели по льду, уже начало темнеть, метель, нулевая видимость… Судьбу решили не испытывать и выехали на дорогу в селе Посольское. Скорость там, правда, не увеличилась, перевал замело, гололед, на трассе хаос, по обочинам большегрузы стоят, мы долго ехали – 195 км часа четыре. А назавтра – вдоль берега через Култук доехали до Старой Ангасолки, сыграли в футбол, финишировали в четыре дня в Листвянке.
imgimgimgimgimgimg

Оказывается, «сели и поехали по льду» – совсем не просто сели и поехали. «Этот год по сравнению с предыдущим был сложнее, – честно говорит Владимир Николаев. – Большая группа, люди все разные, сложная ледовая обстановка. Конечно, мы всегда расстаемся в хороших отношениях. Чем для меня было трофи? В последнее врем это, наверное, плохо, но я разучился воспринимать на эмоциональном уровне происходящее, ко всему у меня выработался аналитический подход. Я не могу просто наслаждаться природой, всегда думаю: “А вот здесь можно сделать так-то, вот это заменить на еще лучшее”. В этом году надо было много над чем подумать, команда попалась интересная, я, как организатор, не мог расслабиться, потому что отвечал за людей. В пути выявляется миллион мелких деталей, которые невозможно просчитать, сидя в офисе. В прошлом году на многие моменты, которые в этом году увидел, я просто не обратил внимания. Опыт приходит с годами, видимо…»

Думаю, что следующие проекты будут еще на уровень выше в плане организации, – неожиданно выдал Владимир, а потом добавил, – Надеюсь, что когда-то настанет момент, когда я уже все обдумаю, сделаю и просто поеду и буду отдыхать.
ЗА КАДРОМ

Владимир уверяет, что круче, организованнее и освещаемее «Байкал-трофи» нет туристического мероприятия нигде в России. В байкальском трофи все построено на человеческих отношениях, что и привлекает к нему и участников, и стороннее внимание, той же прессы. «Мэнс Хэлз», например, журналистов за счет редакции в экспедицию отправил. Конечно, эта экспедиция не массовая, дивиденды от нее имиджевые. «Организация мероприятия говорит за нас, за наши профессиональные и личностные качества», – уверен Владимир Николаев.

Кстати, Сергей Горячев прошелся коньком по льду Байкала. А Дмитрий Сироткин и вправду собирал пепел и окурки в пепельницу на протяжении всех дней экспедиции.


Фото: Мария Оленникова и участников экспедиции
Вера Альтерэго • 28 марта 2013 в 12:20

Комментарии4

Супер! 
28 марта 2013
вот парни наиспытывали себя и судьбу. когда такое читаешь, всегда охота тоже поехать. а как подумаешь, какие это не шуточки...
28 марта 2013
эх, мечта-а-а!
28 марта 2013
мажор-трофи
28 марта 2013
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться