В минувшие выходные, 23 и 24 февраля, еврейская община Иркутска праздновала один из самых развеселых национальных праздников. Называется он Пурим и ведет свое начало со времен Вавилонского пленения.
Когда-то в древности, предположительно в V веке до нашей эры, в городе Сузы, где правил персидский царь Артаксеркс – владыка огромной на тот момент империи, против евреев был осуществлен заговор геноцида. Его идейным вдохновителем и организатором стал царедворец Аман. Однако царица Есфирь (Эстер), еврейка по происхождению, и ее дядя Мордехай не дали погибнуть своему народу. Мудрая и отважная красавица Есфирь разоблачила бесчеловечный замысел врага Амана и побудила императора Артаксеркса (предположительно Ксеркс I) защитить своих законопослушных соплеменников. Царь своим указом разрешил евреям вооруженное сопротивление погромщикам, и на всей территории Персидской державы потомки Авраама одержали сокрушительную победу над антисемитами. С тех пор из года в год все евреи мира празднуют эти дни избавления от смертельной угрозы как торжество неистребимого народного духа.

В дни Пурима уместно вспомнить меткий анекдот:
– Что остается от великих мировых империй?
– Их евреи.
Или такой:
– Слыхали? Прежде были фараоны – и были евреи. Где теперь фараоны? Потом были вавилоняне – и евреи. Где теперь тот Вавилон? Были крестоносцы – и евреи. Где теперь крестоносцы? Потом была инквизиция – и евреи. Где теперь та инквизиция? Наконец, был Гитлер – и были евреи. Что стало с Гитлером? Ну, а нынче ведут спор исламисты и евреи…
– Что ты хочешь сказать, Хаим?
– Да, собственно, ничего… Просто мы – в финале!
Слово Пурим происходит от аккадского «пур», что значит «жребий», поэтому это праздник удачи, благословения для всего народа. Еще это слово можно связать с сирийским «пура» – «пиршество», и оттого нет в еврейском национальном календаре торжества более изобильного, жизнерадостного и яркого. Это дни всеобщего безудержного ликования.

Начинается праздник чтением Свитка Есфири на иврите. Когда звучит имя ненавистника Амана, вся община поднимает страшный шум: люди свистят, топают ногами и гремят специальными поргемушками и трещотками. Это выглядит очень игриво под строгими сводами синагоги. В праздник Есфири каждому еврею просто положено «
напиться так, чтобы он не смог отличить Амана от Мордехая» (но поговорка поговоркой, а «разнузданное» еврейское винопитие все равно не чета простой пьянке, до «положения риз» тут никто не догуливает). Еще Пурим сопровождается карнавалом. Участники торжества наряжаются кто во что горазд. Причем единственный раз в году еврею можно надеть женское платье, а еврейке облачиться в мужской наряд (такая смена ролей строго-настрого запрещена иудейской духовной традицией).
В Иркутской синагоге, самой старой из сохранившихся на территории России, Пурим празднуют по всем правилам. Читают сакральный свиток, гремят и улюлюкают в положенных местах, пируют, устраивают костюмированное представление, поют и танцуют, зовут в гости творческие коллективы из других национальных центров Приангарья, радушно встречают добрых друзей, невзирая на их национальность. Так община показывает свою свободу в общении, готовность к широким культурным связям и, конечно, артистизм еврейской души. Члены общины дарят подарки и угощения нуждающимся, поздравляют друг друга, дурачатся, как дети. Одним словом, радуются жизни и славят Всевышнего, который у всех у нас общий. Ибо сказано мудрецами: Бог один, и нет другого!

Текст: Марина Рыбак
Фото: Марк Рыбак, photofisher.livejournal.com
Комментарии1