Новости науки и IT

DOOM отпраздновал 20 лет

mainimg
В декабре 1993 года Джон Кармак и пятеро сообщников подарили миру игру, ставшую впоследствии легендой - DOOM. Сказать, что игра получилась крайне удачной - не сказать ничего. К августу 1996 года было продано 2 млн экземпляров "Дума" (дикие цифры на то время, ибо компьютеров было не в пример меньше), и журнал Wired объявил его "самой популярной компьютерной игрой всех времён". Одновременно с выходом DOOM родился жанр, ныне называющийся FPS - first person shooter или "стрелялка от первого лица".

Вслед за DOOM вышел DOOM II и... понеслась душа в рай. Навскидку даже сложно сказать, сколько клонов DOOM было разработано в то время - это и многочисленные адд-оны к самому DOOM и Hexen и Heretic и даже Duke Nukem 3D. А затем был Quake, принесший новую революцию в игростроение. Но о нем как-нибудь в другой раз.

Почему игры такого типа добились столь большого успеха? По мнению американского популяризатора науки Марии Конниковой, дело не только в виде от первого лица, реалистичных декорациях, возможности отпустить на волю инстинкты и отдохнуть от бытовой рутины. Всё это есть и в других играх. Просто такие шутеры соединяют всё это в виртуальной среде, которая максимизирует возможность войти в то, что психолог Михай Чиксентмихайи называет потоком (flow) - состоянием абсолютного присутствия и счастья.

"Поток, - пишет Чиксентмихайи, - это одно из тех чувств, вспоминая которые человек ностальгически произносит: "Ах, мне было так хорошо!". Это состояние, когда весь мир исчезает. Чаще всего оно возникает во время игры, будь то покер, шахматы или турпоход. Человек попадает в такие условия, где его полностью захватывает решение поставленной задачи. Если он хорошо разбирается в правилах игры и если у него при этом действительно что-то получается (или есть вера в то, что ещё немного — и обязательно получится), то его охватывает блаженное ощущение, что всё под контролем, что он бог ситуации. Со временем возникает и крепнет желание как можно чаще возвращаться к тому виду деятельности, который вызывает такое чувство: поток захватывает и уже не отпускает.

imgimgimgimgimgimgimgimg

Глупо было бы говорить о том, что другие жанры видеоигр не дают таких ощущений. Но шутеры от первого лица добавляют к этому кое-что ещё, а именно азарт. Как подчёркивает Леннарт Наке, директор лаборатории по изучению игр и медиаразвлечений Технологического института Университета Онтарио (Канада), располагать неограниченным запасом времени на следующий ход — это одно, а необходимость принимать решения за доли секунды — совсем другое. Задача, которая в первом случае показалась бы очень простой, во втором начинает казаться намного более интересной и сложной. А реалистичность (спору нет, чисто технически DOOM проигрывает последнему "Бэтлфилду") только повышает вероятность того, что вы растворитесь в виртуальном мире.

Эффект первого лица очевиден (как будто какодемон интересуется лично тобой, а не компьютерным персонажем). Усиливает его как раз то обстоятельство, что приходится стрелять. Возникает ситуация, с которой мы в повседневной жизни не сталкиваемся, поясняет г-н Наке. Причём эта ситуация максимально проста, и она взывает к примитивным инстинктам, подавленным нашей цивилизованностью. Это ни в коем случае не означает, что видеоигры вскрывают припрятанную в тёмных уголках души тягу к насилию в реальной жизни. Просто накапливаются подавленные эмоции и бессознательные импульсы, освобождение которых вызывает своего рода психологический оргазм. Происходящее можно сравнить с проветриванием душной комнаты.

"Сравните то, в каких условиях протекала эволюция человека, с тем, чем мы занимаемся сейчас, — говорит г-н Наке. — Большинство из нас целыми днями сидит в офисе перед компьютером. Больше нет нужды отправляться в далёкие путешествия и сражаться с медведями и тиграми, чтобы как следует пообедать. Однако в нас по-прежнему сидят инстинкты древних охотников. Наш мозг поощряет подобную деятельность, и мозг любит, когда эта деятельность его стимулирует. Нам очень не хватает адреналина".







В статье использованы материалы c сайта compulenta.ru
Господин Директор • 11 декабря 2013 в 0:05

Комментарии5

В свое время часами играли в Heretic и Duke Nukem по сети, затягивало страшно. Сейчас спотришь на эту допотопную графику и не понимаешь, что в игре притягательного, но тогда 1995-1997 это было нечто.
12 декабря 2013
До сих пор помню как занял второе место на чемпионате города по DOOM, который проходил в Пионере :)) Выиграл тогда 4-х скоростной сидюк, что было очень круто, за первое место был комп
12 декабря 2013
А я скачал недавно Blood 1 для хп во многом на Dоом похож только графика дюка3 И последний враг как на картинке.. Если не ошибаюсь доом продавался на 9 дискетах.
15 декабря 2013
Ох блин, я помню чемп в пионере, тогда я был "трактористом" и понял что это беспонт. к ку я уже таких ошибок не делал, в ку1 завсегдатаи Рейдера не давали пролезть, но к ку2 я ситуацию поправил :) Однако дум2 ностальгия навсегда.
17 декабря 2013
А я с начала 1995 года по сей день играю в Дум) Да, тогда было детство и было здорово, а сейчас какая то ностальгия. Но дело не только в этом. Современные игры с их графикой лишены такой мгновенной смены кадров, такого интереса, такого... будто бы они без "души". Не знаю, как это объяснить, но когда я молниеносно передвигаюсь по уровням дума сейчас, на максимальном уровне сложности, я испытываю куда большее удовольствие чем при игре в самые крутые современные игры.
Кстати скачал дум ремейк или еще как то называется - точно такой же дум как и раньше, но выше разрешение, можно прыгать и смотреть вверх и вниз, а так же добавили прицел. С точно такой же графикой. Попробуйте поиграть, думаю эта игра даст фору любой современной игре!
13 мая 2014
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться