Hushome на исповеди. Несостоявшейся

Религиозный боевик, или Почему меня выставили из «дома Божьего»
mainimg

– Давайте разберемся… Вы утратили веру,
прочитав «Алису в стране чудес»?
– Нет, «В Зазеркалье». Там стишок
про Моржа и Плотника. Это обличение религии.
«Догма»

В церкви я была один раз в жизни, буквально на днях. Ну, не сложилось как-то раньше. К православной культуре я имею самое минимальное отношение, предпочитаю верить в Бога, не принадлежа при этом ни к какой религии. А тут мне срочно понадобилось взять комментарий к статье у какого-нибудь священника. Нужно было мнение представителя церкви по одному важному морально-этическому вопросу. Немного поколебавшись, я пошла в ближайшую церковь (специально название не говорю). На пороге слегка оробела, но пересилила себя, глубоко вздохнула и потянула тяжёлую дверь…


– Эй! Какой он?
– Бог? Одинокий, забавный, с отличным чувством юмора.
Взять хотя бы секс. Нет ничего смешнее
ваших дурацких гримас при соитии.
– Секс у вас – повод для шуток?
– Насколько мне известно, и на Земле тоже.
«Догма»

* * * * *

Внутри было светло, гулко и спокойно. Звучало пение, очень красивое, оно просто возносилось куда-то к куполу. Я никогда не была поклонницей православной атрибутики. Все эти свечки, позолота… А тут меня, можно сказать, проняло. К горлу подступил ком, в носу защипало. Совершенно не хотелось анализировать, что именно я почувствовала – присутствие ли Божественного, некую ауру намоленности или «православный эгрегор». Почувствовала, и всё тут.

Ко мне подошла немолодая женщина и поинтересовалась, так сказать, о цели моего визита. Я ответила, что мне нужен батюшка.

Вы на исповедь? – спросила она.

Нет, мне просто нужно с ним поговорить, – и тут меня как будто что-то толкнуло. – А, хотя… Да! Мне бы хотелось на исповедь, – я поняла, что вот-вот расплачусь. – Но я никогда этого раньше не делала, не знаю, что да как… А ничего, что я с непокрытой головой?

У нас есть платки.

И я завязала платок, просто из уважения к чужим правилам. И тут женщина возьми и спроси, крещёная ли я. Я ответила, что нет. Её лицо сразу переменилось:

Ты что, тебе же нельзя! Нельзя некрещеным исповедоваться!

Почему? – Нет, ну, правда, почему?

Ты же не можешь получить диплом, не отучившись при этом в университете.

Причём тут диплом? Странные какие-то сравнения…

image

Человек ни физически, ни психологически не способен выдержать безбрежную мощь истинного гласа Господнего. Услышь ты его, твой разум закипел бы, а сердце взорвалось. Мы списали пяток Адамов, пока не разобрались с этим. «Догма»

Вы просто позовите, пожалуйста, батюшку, а уж он решит. Если откажет, я уйду.

Женщина пошла за батюшкой, а я осталась ждать.

Меня просто накрыло, я с трудом сдерживала слёзы. Трудно сказать, с чего это я вдруг захотела исповедоваться. Не сказать, что у меня сейчас какие-то огромные неразрешимые проблемы. Не самый лёгкий период в эмоциональном плане, да, но ничего такого, с чем я не могла бы справиться. И уж тем более я не думала ни о каком отпущении грехов. Это было спонтанное и очень искреннее желание.

Пришёл священник. Положил на высокий столик с покатым верхом (позже я узнала, что это называется «аналой») крест и Библию, сложил ладони и спросил меня, когда я исповедовалась в последний раз.

Никогда.

Крещена?

Нет…

А что вы тогда пришли? – взгляд официально признанного посредника между Богом и человеком сразу стал холодным. – Сначала креститесь, а потом уж исповедуйтесь.

Я решила объяснить ситуацию. Мол, никогда раньше в церкви не была, пришла как журналист, а тут как волной накатило… Сама чуть не плачу. Неа. Мне недвусмысленно дали понять, что моё присутствие нежелательно. Интервью тоже не дали.

Я вышла из церкви и как дура разревелась.

И ладно бы с ним, с интервью, я потом нашла другой вариант. Обиды у меня тоже не было, только удивление, что ли. Хотя, нет, не удивление. А что-то, не поддающееся описанию.

image


– Каков план действий?
– Предлагаю напиться.
«Догма»

* * * * *

По дороге в редакцию я думала: «Всё, в церковь я теперь ни ногой!». Потом решила, что насчёт «ни ногой» – это я, наверное, погорячилась. Может, и зайду как-нибудь, не скоро, с точки зрения архитектурного интереса. Да и вообще… Мало ли, ни от чего нельзя зарекаться. Но в своём неприятии официальной обрядовости ещё больше уверилась.

Когда я ещё больше успокоилась, то задумалась. Нет, я понимаю, строгие правила, каноны и всё такое. Но что мешало просто поговорить? Вот так и теряет церковь потенциальных прихожан. Я, правда, прихожанкой становиться не собиралась, но так вот оттолкнуть могли и вполне готового обратиться в православную религию.

Ну, ладно, эмоции эмоциями, а как этот случай могут прокомментировать те, кто имеют прямое отношение к церкви? Я решила поговорить со знающими людьми, чтобы как-то прояснить для себя ситуацию.

image

Ты – человек.
Последствия прискорбны:
совесть и недолговечность.
«Догма»

Владимир Потапов, программист, православный: Знаешь... могу сказать, что тебе просто не повезло. Церковь спортзал для души, но нужно найти себе тренера. Это не очень просто в спорте и ещё сложнее в церкви. Во многом потому, что были уничтожены в 1937 году почти все священники, ушла традиция, сейчас уровень их работы а это работа не очень высок (но повышается, да). Но ходить в спортзал в любом случае лучше, чем не ходить. Формально он мог тебе отказать, так как исповедь это таинство, а без крещения это просто психологическая беседа. Но хороший священник понял бы состояние и смог для тебя что-то сделать. Не сужу его (у них, правда, очень тяжелая жизнь), но он проявил нечувствительность, которая исповедуется среди самых тяжелых грехов... Но кому строгость нужна, а кому внимание, с первого взгляда ведь так трудно определить. Например, люди приходят «по приколу» на Причастие и проливают Кровь из Чаши. А за это священника запрещают в Служении, и его семья остается без средств к существованию. Ну и так далее. Батюшка должен четко отличать тех, кто приходит в церковь искать Господа от тех, кто приходит прикалываться и досаждать. Здесь он ошибся.

image


– Ты знал Христа?
– Знал?! Он должен мне двенадцать баксов!
«Догма»

Иван Кудрявцев, религиовед, католик: Понимаете, на самом деле то, с чем вы столкнулись, не имеет никакого отношения к религии вообще и к православию в частности. Это обычная реакция представителей замкнутых на себя сообществ. Реакция на тех, кто «не из нас». Православие из христианских конфессий наделено этим чувством особо, а тем более русское православие. В силу повального убеждения в исключительности своей миссии, веры в то, что они луч света в тёмном царстве, и т.д. и т.п. Я ни в коем случае не хочу сказать, что таковы все, просто именно тут, в православии, подобное встречается чаще.

Если говорить по-человечески, то вам просто не повезло. Столкнулись с неадекватными людьми. Формально они были правы в том смысле, что таинства Церкви для членов Церкви. Но это «законничество» противно духу жизни во Христе и осуждалось ещё в евангельские времена самим Господом. Ведь вы не хотели таинств, вам просто надо было поговорить. Вы пришли к Господу, в дом Его, а вас оттолкнули. Всей душой вам сочувствую, и поймите, это просто люди, со своими людскими недостатками. Даже если это прихожанин, даже если священнослужитель, никто из них не ограждён от пороков, присущих человеку.

Я понимаю вас, потому что также сам пережил, когда на первом курсе института впервые переступил порог храма, позднее ставшего «моим храмом». Все ваши слова показались мне такими знакомыми...

image


– Еще вчера я сомневалась, что Бог есть,
а сегодня по уши в мифологии.
– Открою один служебный секретик:
Бог не любит, когда его относят к мифологии.
«Догма»

Отец Александр, православный священник: Я бы сразу разделил ваши переживания при входе в храм, ваше, как вы пишете, «спонтанное» желание и, наконец, ваш диалог с людьми в храме.

О первом. Сразу вспомнился один читанный, но очень характерный случай. Известный митрополит Антоний Сурожский рассказывал. В храм к нему стала ходить одна обратившаяся англичанка, муж которой был, если я правильно помню, совершенно безразличный к вопросам веры человек. Но когда его супруга посещала вечерние службы, он приходил к их концу, чтобы проводить её домой. Однако со временем он начал приходить на службу всё раньше и раньше и просто садился на скамеечку недалеко от входа и слушал... Наконец, он как-то подошёл к митрополиту Антонию и сказал, примерно, следующее: «Знаете, я мало понимаю, что у вас здесь происходит, но я почувствовал Присутствие. И то, что Оно здесь у вас есть для меня совершенно очевидно». Несмотря на то, что случаи кажутся разными, по существу событие одно. Назовём его нежданной «встречей».

О втором. Вы очень точно описали своё желание исповедаться как спонтанное, реактивное (на слова другого человека). Поэтому сами объяснили, что ни о каком отпущении грехов вы не думали. Посмею разрешить себе высказать, что заставило вас сказать об исповеди нечаянные переживания вызвали желание взаимного ответа, взаимного шага навстречу. О существе исповеди, по собственному вашему свидетельству, вы меньше всего думали. А желание было – простите, тоже за вас сформулирую – открыться Тому, Кто Вас так встретил...

Ну, собственно, и всё... Отсюда взаимное непонимание. Ни прихожанка (или служительница храма), ни священник ничего о том, что только что с вами произошло, не знали. Судя по всему, раз было пение, значит, ещё шла служба, и священник связан был, конечно, не «строгими канонами», а, думаю, простой служебной дисциплиной исполнения своих обязанностей. Во время литургии помогающий священник исповедует, сразу после службы крестит, отпевает, служит молебен, панихиду. В это время ему просто не до бесед и интервью. Вам же в это время было, скажем так, уж точно не до организационной части.

Поэтому, что касается третьего, я бы назвал это просто курьёзом. И даже сказал бы, в данном случае, заданным. Исповедовать вас ведь, действительно, было не надо. А вы сами вряд ли в тот момент могли бы откровенно поделиться тем, что с вами произошло. Да и не думаю, что это обязательно надо было и делать. Более того, мне не кажется, что в это время надо было и беседовать о чём-то с кем-то, и уж тем более кого-то интервьюировать.

В таких случаях лучше всего прислушаться к тому, что происходит внутри себя и, возможно, сам собой родится какой-то ответ... Во всяком случае, очень желательно побыть наедине с самим собой, бережно пережить, а когда переживания затихнут, неторопливо поразмышлять... А какие-то любые беседы, вопросы оставить на потом.

Так что, на самом деле, я только рад за вас и весьма. Бог вам в помощь! А по поводу непонимания друг друга: мне кажется, по сравнению с тем, что вы описали вначале, оно является, по-моему, просто какой-то ситуативной мелочью. Предлагаю так на это и посмотреть.

image

Эх вы, люди. Про что не было в кино,
то и знать не обязательно, так?
«Догма»

В написании статьи принимали участие ангелы и Джей и Молчаливый Боб
Мы чрезвычайно редко доверяем свои тайны тем, кто лучше нас. Больше того, мы стараемся избегать их общества. Чаще всего мы исповедуемся перед теми, кто похож на нас и разделяет наши слабости. Ибо мы не желаем, чтобы нас поучали или исправляли: Мы хотим, чтобы нам сочувствовали, чтобы нас ободряли на избранном нами пути. В общем, нам хотелось бы избавиться от греха, не сделав ни единого усилия для очищения.

Альбер Камю

думая о том, кому бы доверить свои тайны

Надежда Журавлёва • 24 мая 2013 в 16:30

Комментарии29

Показать все
Окей - пусть будет "обманом и легким насилием", вместо "насильственным путем" :)
А причём тут обман?)
29 мая 2013
Сообщение от UI.Artem B.Посмотреть сообщение
Людей просто загоняли в воду, не обязательно в холодную, поп читал молитву и всё. Никто даже не понимал что произошло.


Хотя бы при этом :)
Так никто их не обманывал) 
29 мая 2013
Странное у вас понятие о обмане. Если загнать в воду ничего не понимающий народ, а затем ставить по факту, что он де теперь христианин - это не обман. А если запустить человека к примеру в парк с открытыми воротами, а на выходе предъявить ему счет на 500 рублей - это наверное тоже "недоразумение"? :)

Серьезной документальной базы по временам крещения Руси так и не собрано (и вряд ли будет), но если же посмотреть на это же в более близком и задокументированном приближении - это попытка обратить бурятский народ в православие.
Какими методами это достигалось и какие результаты принесло довольно подробно описано у О.В. Бураевой, с ссылками на множество официальных документов.

Например:
"Хотя со временем немало братских приходят в веру греческого исповедания, токмо из доброй воли мало: или заворовавшей или обнищавшей, тако ж жена от мужа збежит не захотя с ним жить, ибо кто крестится из братских и тунгусов - снимается с них есак на пять лет, а потом платить должны по-прежнему..." (Описание...1958: 37-38).


За принятие православия с 1826 г. (по решению Государственного совета) буряты (и другие сибирские "инородцы") освобождались от платежа податей и налогов на три года. От имени царя крестившимся зайсанам (правители рода, отока), тайшам (княжеский титул, родоначальник, позднее - глава степной думы) и прочим родоначальникам высылались денежные суммы, ордена, медали, их производили в офицерские чины, предоставляли льготы (Церковь...1932: 101). Крещеные могли причисляться к крестьянскому или мещанскому сословию. Буряты нередко рассматривали крещение как
акт, приносящий им материальную выгоду. В целях получения подарков, рубах, продовольствия они нередко совершали обряд крещения несколько раз (Очерки... 1972: 276).


Тем не менее:
Показателен для того времени рапорт священника Алексея Копылова об "успехах" православия в Кудинском братском ведомстве в 1835 г.: "крещеные из бурят оставлены
на прежнем жительстве между некрещенными, не используют никаких обязанностей и обрядов христианских, вступают в браки с некрещенными по своему языческому
обряду без венчания по церковному чиноположению, не представляют рожденных детей к приходскому священнику для крещения, а некоторые и совершенно обращаются
в первобытное состояние язычества" (НАРБ: Л. 2-2об.). Священник замечает, что для дальнейшего успеха христианства необходимо, чтобы крещеные жили отдельно от не*
крещеных, но для этого требуется согласие первых (Там же: Л. 2об.).


А ведь это 17й век! 300 лет уже прошло. И как видно - без дОлжного принуждения "добровольное" крещение ни к чему не привело. И (опять же, если провести параллель) - маловероятно, что точно такой же "добровольный" способ был применен в 9-10в.
Можно вспомнить Крым, Казань - не смотря на их прямое завоевание, они все равно остаются мусульманскими, хотя Казань брал еще И. Грозный в 16м веке :)
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться