Hushome на исповеди. Несостоявшейся

Религиозный боевик, или Почему меня выставили из «дома Божьего»
mainimg

– Давайте разберемся… Вы утратили веру,
прочитав «Алису в стране чудес»?
– Нет, «В Зазеркалье». Там стишок
про Моржа и Плотника. Это обличение религии.
«Догма»

В церкви я была один раз в жизни, буквально на днях. Ну, не сложилось как-то раньше. К православной культуре я имею самое минимальное отношение, предпочитаю верить в Бога, не принадлежа при этом ни к какой религии. А тут мне срочно понадобилось взять комментарий к статье у какого-нибудь священника. Нужно было мнение представителя церкви по одному важному морально-этическому вопросу. Немного поколебавшись, я пошла в ближайшую церковь (специально название не говорю). На пороге слегка оробела, но пересилила себя, глубоко вздохнула и потянула тяжёлую дверь…


– Эй! Какой он?
– Бог? Одинокий, забавный, с отличным чувством юмора.
Взять хотя бы секс. Нет ничего смешнее
ваших дурацких гримас при соитии.
– Секс у вас – повод для шуток?
– Насколько мне известно, и на Земле тоже.
«Догма»

* * * * *

Внутри было светло, гулко и спокойно. Звучало пение, очень красивое, оно просто возносилось куда-то к куполу. Я никогда не была поклонницей православной атрибутики. Все эти свечки, позолота… А тут меня, можно сказать, проняло. К горлу подступил ком, в носу защипало. Совершенно не хотелось анализировать, что именно я почувствовала – присутствие ли Божественного, некую ауру намоленности или «православный эгрегор». Почувствовала, и всё тут.

Ко мне подошла немолодая женщина и поинтересовалась, так сказать, о цели моего визита. Я ответила, что мне нужен батюшка.

Вы на исповедь? – спросила она.

Нет, мне просто нужно с ним поговорить, – и тут меня как будто что-то толкнуло. – А, хотя… Да! Мне бы хотелось на исповедь, – я поняла, что вот-вот расплачусь. – Но я никогда этого раньше не делала, не знаю, что да как… А ничего, что я с непокрытой головой?

У нас есть платки.

И я завязала платок, просто из уважения к чужим правилам. И тут женщина возьми и спроси, крещёная ли я. Я ответила, что нет. Её лицо сразу переменилось:

Ты что, тебе же нельзя! Нельзя некрещеным исповедоваться!

Почему? – Нет, ну, правда, почему?

Ты же не можешь получить диплом, не отучившись при этом в университете.

Причём тут диплом? Странные какие-то сравнения…

image

Человек ни физически, ни психологически не способен выдержать безбрежную мощь истинного гласа Господнего. Услышь ты его, твой разум закипел бы, а сердце взорвалось. Мы списали пяток Адамов, пока не разобрались с этим. «Догма»

Вы просто позовите, пожалуйста, батюшку, а уж он решит. Если откажет, я уйду.

Женщина пошла за батюшкой, а я осталась ждать.

Меня просто накрыло, я с трудом сдерживала слёзы. Трудно сказать, с чего это я вдруг захотела исповедоваться. Не сказать, что у меня сейчас какие-то огромные неразрешимые проблемы. Не самый лёгкий период в эмоциональном плане, да, но ничего такого, с чем я не могла бы справиться. И уж тем более я не думала ни о каком отпущении грехов. Это было спонтанное и очень искреннее желание.

Пришёл священник. Положил на высокий столик с покатым верхом (позже я узнала, что это называется «аналой») крест и Библию, сложил ладони и спросил меня, когда я исповедовалась в последний раз.

Никогда.

Крещена?

Нет…

А что вы тогда пришли? – взгляд официально признанного посредника между Богом и человеком сразу стал холодным. – Сначала креститесь, а потом уж исповедуйтесь.

Я решила объяснить ситуацию. Мол, никогда раньше в церкви не была, пришла как журналист, а тут как волной накатило… Сама чуть не плачу. Неа. Мне недвусмысленно дали понять, что моё присутствие нежелательно. Интервью тоже не дали.

Я вышла из церкви и как дура разревелась.

И ладно бы с ним, с интервью, я потом нашла другой вариант. Обиды у меня тоже не было, только удивление, что ли. Хотя, нет, не удивление. А что-то, не поддающееся описанию.

image


– Каков план действий?
– Предлагаю напиться.
«Догма»

* * * * *

По дороге в редакцию я думала: «Всё, в церковь я теперь ни ногой!». Потом решила, что насчёт «ни ногой» – это я, наверное, погорячилась. Может, и зайду как-нибудь, не скоро, с точки зрения архитектурного интереса. Да и вообще… Мало ли, ни от чего нельзя зарекаться. Но в своём неприятии официальной обрядовости ещё больше уверилась.

Когда я ещё больше успокоилась, то задумалась. Нет, я понимаю, строгие правила, каноны и всё такое. Но что мешало просто поговорить? Вот так и теряет церковь потенциальных прихожан. Я, правда, прихожанкой становиться не собиралась, но так вот оттолкнуть могли и вполне готового обратиться в православную религию.

Ну, ладно, эмоции эмоциями, а как этот случай могут прокомментировать те, кто имеют прямое отношение к церкви? Я решила поговорить со знающими людьми, чтобы как-то прояснить для себя ситуацию.

image

Ты – человек.
Последствия прискорбны:
совесть и недолговечность.
«Догма»

Владимир Потапов, программист, православный: Знаешь... могу сказать, что тебе просто не повезло. Церковь спортзал для души, но нужно найти себе тренера. Это не очень просто в спорте и ещё сложнее в церкви. Во многом потому, что были уничтожены в 1937 году почти все священники, ушла традиция, сейчас уровень их работы а это работа не очень высок (но повышается, да). Но ходить в спортзал в любом случае лучше, чем не ходить. Формально он мог тебе отказать, так как исповедь это таинство, а без крещения это просто психологическая беседа. Но хороший священник понял бы состояние и смог для тебя что-то сделать. Не сужу его (у них, правда, очень тяжелая жизнь), но он проявил нечувствительность, которая исповедуется среди самых тяжелых грехов... Но кому строгость нужна, а кому внимание, с первого взгляда ведь так трудно определить. Например, люди приходят «по приколу» на Причастие и проливают Кровь из Чаши. А за это священника запрещают в Служении, и его семья остается без средств к существованию. Ну и так далее. Батюшка должен четко отличать тех, кто приходит в церковь искать Господа от тех, кто приходит прикалываться и досаждать. Здесь он ошибся.

image


– Ты знал Христа?
– Знал?! Он должен мне двенадцать баксов!
«Догма»

Иван Кудрявцев, религиовед, католик: Понимаете, на самом деле то, с чем вы столкнулись, не имеет никакого отношения к религии вообще и к православию в частности. Это обычная реакция представителей замкнутых на себя сообществ. Реакция на тех, кто «не из нас». Православие из христианских конфессий наделено этим чувством особо, а тем более русское православие. В силу повального убеждения в исключительности своей миссии, веры в то, что они луч света в тёмном царстве, и т.д. и т.п. Я ни в коем случае не хочу сказать, что таковы все, просто именно тут, в православии, подобное встречается чаще.

Если говорить по-человечески, то вам просто не повезло. Столкнулись с неадекватными людьми. Формально они были правы в том смысле, что таинства Церкви для членов Церкви. Но это «законничество» противно духу жизни во Христе и осуждалось ещё в евангельские времена самим Господом. Ведь вы не хотели таинств, вам просто надо было поговорить. Вы пришли к Господу, в дом Его, а вас оттолкнули. Всей душой вам сочувствую, и поймите, это просто люди, со своими людскими недостатками. Даже если это прихожанин, даже если священнослужитель, никто из них не ограждён от пороков, присущих человеку.

Я понимаю вас, потому что также сам пережил, когда на первом курсе института впервые переступил порог храма, позднее ставшего «моим храмом». Все ваши слова показались мне такими знакомыми...

image


– Еще вчера я сомневалась, что Бог есть,
а сегодня по уши в мифологии.
– Открою один служебный секретик:
Бог не любит, когда его относят к мифологии.
«Догма»

Отец Александр, православный священник: Я бы сразу разделил ваши переживания при входе в храм, ваше, как вы пишете, «спонтанное» желание и, наконец, ваш диалог с людьми в храме.

О первом. Сразу вспомнился один читанный, но очень характерный случай. Известный митрополит Антоний Сурожский рассказывал. В храм к нему стала ходить одна обратившаяся англичанка, муж которой был, если я правильно помню, совершенно безразличный к вопросам веры человек. Но когда его супруга посещала вечерние службы, он приходил к их концу, чтобы проводить её домой. Однако со временем он начал приходить на службу всё раньше и раньше и просто садился на скамеечку недалеко от входа и слушал... Наконец, он как-то подошёл к митрополиту Антонию и сказал, примерно, следующее: «Знаете, я мало понимаю, что у вас здесь происходит, но я почувствовал Присутствие. И то, что Оно здесь у вас есть для меня совершенно очевидно». Несмотря на то, что случаи кажутся разными, по существу событие одно. Назовём его нежданной «встречей».

О втором. Вы очень точно описали своё желание исповедаться как спонтанное, реактивное (на слова другого человека). Поэтому сами объяснили, что ни о каком отпущении грехов вы не думали. Посмею разрешить себе высказать, что заставило вас сказать об исповеди нечаянные переживания вызвали желание взаимного ответа, взаимного шага навстречу. О существе исповеди, по собственному вашему свидетельству, вы меньше всего думали. А желание было – простите, тоже за вас сформулирую – открыться Тому, Кто Вас так встретил...

Ну, собственно, и всё... Отсюда взаимное непонимание. Ни прихожанка (или служительница храма), ни священник ничего о том, что только что с вами произошло, не знали. Судя по всему, раз было пение, значит, ещё шла служба, и священник связан был, конечно, не «строгими канонами», а, думаю, простой служебной дисциплиной исполнения своих обязанностей. Во время литургии помогающий священник исповедует, сразу после службы крестит, отпевает, служит молебен, панихиду. В это время ему просто не до бесед и интервью. Вам же в это время было, скажем так, уж точно не до организационной части.

Поэтому, что касается третьего, я бы назвал это просто курьёзом. И даже сказал бы, в данном случае, заданным. Исповедовать вас ведь, действительно, было не надо. А вы сами вряд ли в тот момент могли бы откровенно поделиться тем, что с вами произошло. Да и не думаю, что это обязательно надо было и делать. Более того, мне не кажется, что в это время надо было и беседовать о чём-то с кем-то, и уж тем более кого-то интервьюировать.

В таких случаях лучше всего прислушаться к тому, что происходит внутри себя и, возможно, сам собой родится какой-то ответ... Во всяком случае, очень желательно побыть наедине с самим собой, бережно пережить, а когда переживания затихнут, неторопливо поразмышлять... А какие-то любые беседы, вопросы оставить на потом.

Так что, на самом деле, я только рад за вас и весьма. Бог вам в помощь! А по поводу непонимания друг друга: мне кажется, по сравнению с тем, что вы описали вначале, оно является, по-моему, просто какой-то ситуативной мелочью. Предлагаю так на это и посмотреть.

image

Эх вы, люди. Про что не было в кино,
то и знать не обязательно, так?
«Догма»

В написании статьи принимали участие ангелы и Джей и Молчаливый Боб
Мы чрезвычайно редко доверяем свои тайны тем, кто лучше нас. Больше того, мы стараемся избегать их общества. Чаще всего мы исповедуемся перед теми, кто похож на нас и разделяет наши слабости. Ибо мы не желаем, чтобы нас поучали или исправляли: Мы хотим, чтобы нам сочувствовали, чтобы нас ободряли на избранном нами пути. В общем, нам хотелось бы избавиться от греха, не сделав ни единого усилия для очищения.

Альбер Камю

думая о том, кому бы доверить свои тайны

Надежда Журавлёва • 24 мая 2013 в 16:30

Комментарии29

Догма- это да, отличный стеб над религией с ее противоречиями.
Статья хорошая. 
24 мая 2013
не очень удачный вариант вставлять в эту статью цитаты из "догмы", я думаю.

проблема современного христианства в том, что раньше за священниками шли даже под угрозой, что с людей снимут кожу заживо, а сейчас не хочет идти почти никто. такое было возможно только в том случае, если в первых священниках действительно что-то было, тот самый Дух Божий. прошло уже около 2000 лет, по причине разных социальных и духовных потрясений этот Дух скорее всего был утрачен. 

проблема современного человека - "я всё знаю сам". мы думаем что знаем о Боге больше любой религии. мы думаем что все и всё куплены. мы постоянно обижаемся. мы думаем если придти в храм то там должно быть Царство Небесное. по идее да, должно быть. но давайте не забывать о том что творилось со страной в плане религии прошедшее столетие. и если уж, Надежда, вы в поиске, то наберитесь терпения. 

"Просите - и получите, ищите - и найдете, стучите - и вам откроют. Каждый, кто просит, получает, и кто ищет, находит, и кто стучит - тому откроют. " От Матфея. Глава 7, стихи 7-8.
26 мая 2013
а ещё есть такая фиха, что если таинства принимаются без веры, а вот так спонтанно, без подготовки (к исповеди кстати готовятся постом), то оно идёт во вред. священнику об этом хорошо известно и хотя бы по этой причине, он не хотел вам навредить.

крещение это не обряд посвящения в какое-то братсво в американском колледже. Буквально - это приобщение к телу Христа. есть такое понятие как "Тело Христа", об этом можно почитать. например: клетка вашего тела не может получить электрический импульс от мозга другого человека, поэтому чтобы получать Божьи дары необходимо стать частью его тела. Это очень серьёзная вещь и таинство Крещения такую возможность вам даёт. Поэтому без него любая исповедь бесполезна и опять же - во вред.
26 мая 2013
В буддизме нет необходимости проходить какие-либо обряды для того, чтобы поделиться проблемами с духовным наставником. В мечеть можно прийти, не будучи мусульманином - и тебя выслушают и дадут совет. К свидетелям можно зайти в молельный дом и тебя не прогонят.
Сообщение от JudgeПосмотреть сообщение
В буддизме нет необходимости проходить какие-либо обряды для того, чтобы поделиться проблемами с духовным наставником. В мечеть можно прийти, не будучи мусульманином - и тебя выслушают и дадут совет. К свидетелям можно зайти в молельный дом и тебя не прогонят.
поделиться проблемами и (!)исповедоваться (причаститься святых таинств если быть точным) это две разные вещи. я объяснил почему отказали в таинстве. почему священник просто не поговорил по душам, как вы это называете, это уже другой вопрос, как квалификации священника, а не христианства как религии. это я к вашему сравнению с другими религиозными направлениями.
26 мая 2013
за советами обращаются к духовному отцу. это никакое не таинство и поэтому доступно по сути даже не крещёному. НО духовного отца ищут себе по духу, и это тоже занимает время. Надежда просто не совсем корректно сформулировала свою просьбу, и не совсем точно понимает значение исповеди (именно на ней она настаивала, а не на том чтобы поговорить). священник же со своей стороны, даже если был занят, мог просто попросить её подойти позже и если она хочет поговорить с ней после службы, ответить на все её вопросы.

на исповеди же именно Бог отпускает грехи, даже те о которых ты не вспомнил. священник просто как посредник. проводник. необходимо отличать эти две вещи - беседу и исповедь
26 мая 2013
Ну, к примеру у протестантов вообще нет такого понятия как "исповедь". Причастия, (и еще кучи обрядов), икон, "святых" (и т.п.) так же нет. Молятся одному и тому же богу. Они лишены "божьх даров"? :facepalm2:
Баптисты искренне считают, что это -
Сообщение от UI.Artem B.Посмотреть сообщение
священник просто как посредник. проводник.
- абсолютно лишнее, ссылаясь на "Тим 2:5".

Примеров таких уйма (как и христианских течений), что лишний раз подчеркивает то, что обряды в различных (и не очень) религиях (речь идет именно о религиях, не о вере) придумываются людьми и для людей, с довольно кощунственной мотивацией - "это богоугодно".
К примеру, для одних религий абсолютно "богоугодно" ритуальное убийство живого существа, другие в крайней степени это отрицают. Одни в буквальном смысле принуждают проводить определенное время за молитвами, другие считают это необязательным и не нужным. В каких-то религиях сохранился средневековый патриархат, в каких-то его и не было, а какие-то ближе к матриархату.

ЗЫ
Данная статья - не есть попытка выставить какую-либо религию в темных или белых тонах. Это всего лишь констатация факта, произошедшего с ее (статьи) автором. И можно хоть 100, хоть 100500 страниц исписать аргументами "почему так, а не так" - история не терпит сослагательных наклонений. По факту ТС отказали в просимом, не особо разъяснив, почему. Вот собственно об этом здесь и написано, без требований разъяснить и без далеко идущих выводов.
Сколько много всего( Вы не поняли меня - мне совсем не хочется спорить ни с кем. Я просто уточнил что имел ввиду в первом своем комментарии.

"Это всего лишь констатация факта"
- никто и не оспаривает что это не констатация факта. Но это в первую очередь статья, на тему которой можно порассуждать. Я и рассуждаю. Тем более в этой же статье Надежда указывала мнения разных людей по поводу произошедшего. Я высказал своё. Я думаю Наде оно будет интересно.
26 мая 2013
маркетологи при верах недотягивают.
26 мая 2013
Да, православие себя дискредитировало в последнее время - и причём весьма и весьма значительно.
Да вообще - кому оно нужно то такое, какое есть? Только для консолидации русского народа. И то народ сейчас не слепой.
26 мая 2013
Пардон, православие - не есть "национальная религия", оно есть "насажденная религия". Учение рабов, пришедшее к славянам от греков, причем в насильной форме.
UI.Artem B., довольно адекватные и спокойные ответы.
Если вы - православный, то очень похожи на пример того, какими должны быть религиозные люди.

Без агрессии к тем, кто другого мнения или веры.
26 мая 2013
Сообщение от JudgeПосмотреть сообщение
Пардон, православие - не есть "национальная религия", оно есть "насажденная религия". Учение рабов, пришедшее к славянам от греков, причем в насильной форме.
Вы сейчас перевирая историю разжигаете межнациональную рознь. Вы осознаёте тяжесть этой статьи уголовного кодекса?
К сведению тех, кто хочет знать правду, рассказываю, что князь Владимир до своего Крещения и искреннего обращения в Православие похитил несколько греческих епископов, чтобы они учили эстетически понравившейся ему вере русских людей.
Статья мерзкая. Единственная её цель - отвратить людей от Бога, "католик" этой цели статьи очень помог. Автор статьи вынесла на всеобщее обозрение якобы свою личную жизнь (Исповедь - это личная жизнь), сознательно не рассказав зачем она всё-таки пошла в храм. Автор легко согласилась надеть платок, но почему-то никак не могла согласиться, что её невозможно исповедывать. Тем кому интересно, сообщаю, что подобная "исповедь" могла бы состояться только перед Крещением, в противном случае это даже по виду не Исповедь, а лицемерие, так как некрещёный человек, который кается во всех своих грехах включая неверие, конечно же немедленно принимает Православие через то самое таинство Крещения. Прийти и сказать исповедуйте меня, но Православие я принимать не буду, не возможно.
26 мая 2013
Димитрий, а вот вы - пример таких верующих, которые вызывают вражду к религиям.
Так называемый, "боевой православный". Обвиняет других, абсолютно не умеет воспринимать другую точку зрения, считает, что всех атеистов и приверженцев других религий надо сжечь, как минимум.

Сообщение от ДимитрийПосмотреть сообщение
Вы сейчас перевирая историю разжигаете межнациональную рознь. Вы осознаёте тяжесть этой статьи уголовного кодекса?

А это просто лицорука.жпг
26 мая 2013
Сообщение от ДимитрийПосмотреть сообщение
Вы сейчас перевирая историю разжигаете межнациональную рознь. Вы осознаёте тяжесть этой статьи уголовного кодекса?

Димитрий, вы идиот. Вы осознаете это?
Полностью разделяю эмоции автора, поскольку был в похожей ситуации. НО! Если ты заходишь где-нибудь в Тайланде в Буддийский храм, тебе там все рады! И в синагоге приходилось комментарий брать, в журналистстком прошлом: тоже мирно-тихо, все тебе улыбаются, хоть ты и очень далек от их веры... Но стоит переступить порог Православного храма, как тут же появляется какая-то озлобленная на весь мир старушка...
27 мая 2013
А это обязательная составляющая для православия.
Как послушаешь "проповеди" (особенно этим славится "Радио России" - Маяк на ДВ больше не вещает, а в лесу кроме РР нифига не ловит без дополнительной антенны) - в каждом таком рассказе про "святого", который всю жизнь жил в нищете\не мылся\не стригся\жил в лесу один\итп и главное - страдал (от болезней\голода\изгнания обществом\итп). И еще, разумеется, молился.
При жизни конечно, бог такому "святому" не помог, но стопудово он после смерти попал в рай - а как же иначе? Страдал же.

Чему удивляться при таких подходах к толкованию "праведной жизни"?

Буддисты (и смежные религии) подходят к жизни совсем с другого края. У них нет понятия "первородных грехов", которые нужно всю свою жизнь "искупать".
Потому-то они и на жизнь смотрят, не как на череду "страданий", они ей радуются :)
Тупые православные попы - они такие, да =)
27 мая 2013
У меня вообще складывается такое впечатление, что все религиозные люди (и в особенности разнообразные проповедники) курят что-то очень забойное. Тело христа? Какое-такое тело? Масса, плотность, объем, местонахождение относительно других тел? Электрические импульсы от тела христа??? Какие-такие импульсы? Бредятина полная, и еще претендуют на звание адекватных людей.
27 мая 2013
UI.Artem B., довольно адекватные и спокойные ответы.
Если вы - православный, то очень похожи на пример того, какими должны быть религиозные люди.

Без агрессии к тем, кто другого мнения или веры.


Грасиас:) Споры в комментариях зачастую бессмысленны, особенно если видишь, что человек намерен спорить, а не слушать.

Нет, я не православный как это ни странно. У меня наверное перерыв. В армии я во многом разочаровался. Может быть я что-то делал не так... Об армии у меня статья тут есть, но про веру я не писал ничего конечно же.

На счёт насильственного насаждения Православия нашим предкам - советую почитать Костомарова. И его сторонников. Вкратце, он говорит о том, что по сути насильственным было только крещение Новгорода. Крестили его собственно киевляне, небезызвестный Добрыня и с огоньком. Собственно, тогдашнее противостояние юга с севером, и в данном случае крещение носило лишь формальный характер. Другие эпизоды с применением насилия не имеют под собой исторических доказательств или источников. Вроде как бы.
27 мая 2013
Сообщение от UI.Artem B.Посмотреть сообщение
На счёт насильственного насаждения Православия нашим предкам - советую почитать Костомарова. И его сторонников. Вкратце, он говорит о том, что по сути насильственным было только крещение Новгорода. Крестили его собственно киевляне, небезызвестный Добрыня и с огоньком. Собственно, тогдашнее противостояние юга с севером, и в данном случае крещение носило лишь формальный характер. Другие эпизоды с применением насилия не имеют под собой исторических доказательств или источников. Вроде как бы.

Копий на эту тему сломано немало. Тем не менее, если провести параллель - сколько православных сейчас перейдет... Пусть в католичество, самостоятельно? Без принуждений? Или в иудаизм к примеру?
Я сильно сомневаюсь, что много. А ведь в случае крещения Руси речь идет не об ответвлении одной и той же религии, а о совершенно другой, абсолютно чуждой славянам.
Еще один пример - это Бурятия. Сильно мощного насаждения православия здесь не наблюдалось (хотя я пару раз был на лекциях, где приводились документальные факты попыток насильно обратить местное население в православие) и сейчас (за 350+ лет спустя) все же серьезно преобладает буддизм.

Поэтому тезис "крестился, кто хотел, а кто не хотел - того не заставляли" вызывает сильные сомнения :)
Крестили-то всех подряд, это бесспорно:) Просто, когда говорят о насильственном крещении, как правило имеют ввиду кровавые столкновения христиан-неофитов с язычниками, возглавляемыми волхвами. Фиха в том, что опять же, ссылаюсь на "Отечественную историю" Костомарова, такого понятия как волхв на Руси по сути и не было. То бишь, некому было централизовать языческие силы и поднимать национальное языческое сознания. Как бы не пестрели картины разных художников эпическими сценами, на деле же волхв-предводитель явление очень редкое, если вообще не полностью выдуманное. 




Людей просто загоняли в воду, не обязательно в холодную, поп читал молитву и всё. Никто даже не понимал что произошло. Упоминаний того, что кто-то за вырванный с корнями идол Перуна сжигал себя заживо подобно старообрадцам середины XVII века. попросту нет. Такие дела.
28 мая 2013
Сообщение от UI.Artem B.Посмотреть сообщение
Людей просто загоняли в воду, не обязательно в холодную, поп читал молитву и всё. Никто даже не понимал что произошло.

Как-то это не вяжется с "таинством крещения" :D Эдак можно попу подойти к морю, где купается толпа мусульман, прочитать молитву и... все? :facepalm2:
Это уже другой вопрос, соблюдалось ли там чинопоследование таинства крещения) Я лишь утверждаю отсутствие кровопролитных стычек как таковых.

 т.н. Крещение Руси тоже скорее всего было формальным, как и новгородское, только цель его была установление всевозможных связей с Византией, ну это ещё со школы известно. 
28 мая 2013
Окей - пусть будет "обманом и легким насилием", вместо "насильственным путем" :)
А причём тут обман?)
29 мая 2013
Сообщение от UI.Artem B.Посмотреть сообщение
Людей просто загоняли в воду, не обязательно в холодную, поп читал молитву и всё. Никто даже не понимал что произошло.


Хотя бы при этом :)
Так никто их не обманывал) 
29 мая 2013
Странное у вас понятие о обмане. Если загнать в воду ничего не понимающий народ, а затем ставить по факту, что он де теперь христианин - это не обман. А если запустить человека к примеру в парк с открытыми воротами, а на выходе предъявить ему счет на 500 рублей - это наверное тоже "недоразумение"? :)

Серьезной документальной базы по временам крещения Руси так и не собрано (и вряд ли будет), но если же посмотреть на это же в более близком и задокументированном приближении - это попытка обратить бурятский народ в православие.
Какими методами это достигалось и какие результаты принесло довольно подробно описано у О.В. Бураевой, с ссылками на множество официальных документов.

Например:
"Хотя со временем немало братских приходят в веру греческого исповедания, токмо из доброй воли мало: или заворовавшей или обнищавшей, тако ж жена от мужа збежит не захотя с ним жить, ибо кто крестится из братских и тунгусов - снимается с них есак на пять лет, а потом платить должны по-прежнему..." (Описание...1958: 37-38).


За принятие православия с 1826 г. (по решению Государственного совета) буряты (и другие сибирские "инородцы") освобождались от платежа податей и налогов на три года. От имени царя крестившимся зайсанам (правители рода, отока), тайшам (княжеский титул, родоначальник, позднее - глава степной думы) и прочим родоначальникам высылались денежные суммы, ордена, медали, их производили в офицерские чины, предоставляли льготы (Церковь...1932: 101). Крещеные могли причисляться к крестьянскому или мещанскому сословию. Буряты нередко рассматривали крещение как
акт, приносящий им материальную выгоду. В целях получения подарков, рубах, продовольствия они нередко совершали обряд крещения несколько раз (Очерки... 1972: 276).


Тем не менее:
Показателен для того времени рапорт священника Алексея Копылова об "успехах" православия в Кудинском братском ведомстве в 1835 г.: "крещеные из бурят оставлены
на прежнем жительстве между некрещенными, не используют никаких обязанностей и обрядов христианских, вступают в браки с некрещенными по своему языческому
обряду без венчания по церковному чиноположению, не представляют рожденных детей к приходскому священнику для крещения, а некоторые и совершенно обращаются
в первобытное состояние язычества" (НАРБ: Л. 2-2об.). Священник замечает, что для дальнейшего успеха христианства необходимо, чтобы крещеные жили отдельно от не*
крещеных, но для этого требуется согласие первых (Там же: Л. 2об.).


А ведь это 17й век! 300 лет уже прошло. И как видно - без дОлжного принуждения "добровольное" крещение ни к чему не привело. И (опять же, если провести параллель) - маловероятно, что точно такой же "добровольный" способ был применен в 9-10в.
Можно вспомнить Крым, Казань - не смотря на их прямое завоевание, они все равно остаются мусульманскими, хотя Казань брал еще И. Грозный в 16м веке :)
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться