Сюрреализм – скажу я. Что за ассоциация шевельнулась в вашем мозгу? О чём, а точнее – о ком вы сейчас подумали? Да, речь пойдет о нём, о человеке, разгуливавшем по городу с огромным батоном под мышкой (уверен, не обошлось без фаллически-фрейдистского подтекста!), о человеке, который вывернул свой внутренний мир наизнанку, об одном гении, сказавшем когда-то: «Сюрреализм – это я!», о Сальвадоре Дали.
КАК Я ПОТЕРЯЛ ДАЛИАНСКУЮ ДЕВСТВЕННОСТЬ
Его творения следует воспринимать в формах, наиболее близких к оригиналу. Даже самые качественные репродукции не передают и половины всего далианского очарования. Я не знал этого, когда впервые познакомился с этим художником: то была картина «Податливое сооружение с вареными бомбами», в ту пору расцененная мною как невнятная мазня на невнятной открыточке, не больше и не меньше.
И вот, в декабре 2011 года в Иркутск привезли работы Сальвадора Дали из коллекции коллекционера Щадрина. Заплатив за билет 300 рублей, я преспокойно настроился на «что-нибудь сюрреалистическое» и вошел в освещённое помещение Художественного музея…
Дали меня поразил? – Нет. Очаровал? – тоже не совсем верно. Он просто-напросто трахнул меня.
Тогда впервые я почувствовал то, что называется гениальностью. Она читалась в неуловимой неоднозначности картин, вызывающей смешение смутных полуинстинктивных бессознательных пульсаций. Каждое произведение было загадкой, требовало длительного созерцания, и смысл, казалось, пойманный, постоянно ускользал.
Сильное впечатление произвел цикл, посвященный смертным грехам – «
Чревоугодие», где изображена огромная жаба в круговороте собственных фекалий, и «
Блуд», который буквально заворожил меня своей мерзостной плотской красотой, по изгибам которой так и хотелось скользить взглядом.

"Чревоугодие". 1974

"Блуд". 1974
И всё это при том, что Иркутску, как и положено любому мухосранскому городишке, досталось не яблоко, и даже не его огрызки – крупицы творчества художника, а их копии.
Даже так эти произведения отпечатались в моём сознании. Дали – это не то, что можно постичь рациональной логикой. Конечно, ясно, что жаба в круговороте фекалий означает чревоугодие, и аллегорический смысл Хроноса, пожирающего своих детей и складывающего обглоданные косточки в ящичек на лбу, тоже понятен. Но в работах Дали преобладает бессознательное. Потому по отношению к нему некорректно говорить «Художник хотел нам сказать…», ведь даже не ясно – думал ли он, или просто рисовал извлеченные из (под)сознания образы, видения, сны? Гений Дали в полиморфности образов: в них может не быть смысла, но всегда будет под-смысл. Потому каждая картина (или скульптура, или даже фотография) вызывает внутри странное шевеление, которое я, быть может, смогу описать, лишь познав свою и человеческую природу.

Дали – первый человек, которого я признал истинным гением, носителем хотя и человеческого, но немного иного сознания. Его работы кажутся недостижимыми, ибо я вряд ли когда-нибудь приближусь к этим творениям, даже вложив в творчество весь свой талант и приложив все возможные усилия.
О ТРОЛЛИНГЕ
О Дали можно узнать из книги «
Тайная жизнь Сальвадора Дали, рассказанная им самим», и «
Дневника одного гения», но, так или иначе, все написанное предназначалось для публики, с которой художник, любивший скандалы, заигрывал (впрочем, как и с реальностью, сюрреализируя всё вокруг себя).

Даже престарелый семидесятилетний Дали оставался тем еще троллем:
«
Как-то в Европу приехал советский артист, Арам Хачатурян, исполнявший знаменитый тогда танец с саблями. И захотелось ему (помним, что это советское время) взглянуть на что-нибудь эдакое, буржуазное – на Дали, например. И Дали согласился принять его в своём замке Гала близ городка Фегераса.
Артист приехал. Дворецкий провёл его в огромный зал и попросил немного подождать: великий художник скоро появится. Прошло пять минут, десять. Хачатурян начал скучать… И вдруг отовсюду оглушительно загремел “Танец с саблями”, распахнулись двери, и в зал ворвался обнажённый старикашка с торчащими, как у таракана, усами, и принялся бешено прыгать под музыку, размахивая саблями. Вместе с последними звуками он ускакал обратно, двери захлопнулись. Тишина.
Вошёл дворецкий и объявил, что аудиенция окончена. Занавес».

И прежде чем писать дальше, стоит ответить на вопрос: действительно ли то, что пишет о себе художник истинно, или это – продолжение гениального троллинга? Предположу, что у Дали грань между жизнью и сюрреалистической игрой истончилась, сами понятия подверглись диффузии, вытекая одно из другого.
«
Я и есть сюрреализм!» – сказал Дали, и это истина. Сальвадор состоял некоторое время в кружке художников-сюрреалистов, от которого позже отрёкся, вот что он говорил об этом: «
Изображать кровь мне разрешили. По желанию я даже мог добавить туда немного каки. Но на каку без добавок я уже права не имел. Мне было позволено показывать половые органы, но никаких анальных фантазмов…» Но свобода Дали – это отрицание условностей, но не сути.

Большое влияние на художника оказало учение Фрейда, которого наряду с Ницше и Пикассо он называет своими отцами. Фрейд был первейшим из отцов и учителей художника, про которого он не сказал ни единого плохого слова, тогда как Ницше называл трусом, а собственному биологическому отцу отправил семя в конверте с подписью: «
Это всё, что я тебе должен!»
ЭПАТАЖНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ
Итак, в книгах Дали очень подробно рассказывает о себе, раскрывает интимные аспекты своей жизни, немыслимые для обывателя. Существует мнение (теоретика Марселя Дюшана), что подобные заявления – не только игра с публикой, но своеобразная психотерапия, избавление от комплексов. Я склонен не согласиться с такой точкой зрения, ибо вижу, что у Сальвадора Дали этих комплексов было куда больше, нежели у «обычного» человека.

В своём дневнике он многократно описывает акты дефекации, но ни разу не касается темы сексуальной близости, а именно в этой сфере художник испытывал проблемы, по крайней мере – в зрелые и перезрелые годы: он боялся физической близости с женщинами. Да, Дали был вуайеристом и любил наблюдать, как моется его последняя любовница Аманда Лир. Неужели это свидетельствует об отсутствии комплексов? Вряд ли.
То, что написано в дневнике – правда, но вывернутая под таким углом и приправленная таким образом, что сложно распознать вымысел и понять, что осталось «за кадром». Гениальность Дали – это не только его дар, но и проклятие, слабость, прикрытая чудачествами. Гениальность – сама по себе есть отклонение от нормы, девиация. Ведь иной образ мышления присущ не только гениям, но и безумцам.
ГАЛА ГРАДИВА
Спутница жизни Сальвадора – Гала Дали, в девичестве – Елене Дьяконова.

Возможно, Дали бы и закончил жизнь под забором, как пророчил его биологический отец, если бы не Гала – единственная муза художника, она была старше его на 10 лет, была замужем несколько раз и имела детей (её совершенно глупо обвиняют в том, что, связавшись с Сальвадором, она совершенно забыла о детях. А почему бы и нет? Гений тоже терпеть не мог таких цветов жизни). Эта женщина, имевшая репутацию проститутки и наркоманки, сумела направить Дали в нужное русло и занялась всеми его «мирскими» делами – поиском материалов для творчества, финансовыми и юридическими проблемами. Она полностью посвятила себя служению этому человеку. А он посвятил Гала свои творения.

Тем не менее, в последние годы они жили раздельно. Когда Гала умерла, Сальвадор сказал: «
Господи, я всегда жил вне этой грязи, не зная ни наркотиков (а вот это вопрос)
ни блуда. Гала защищала меня от богемы и от сюрреалистов, от коммунистов и монархистов, от обывателей и психопатов. Её больше нет…» – и это, пожалуй, одна из самых искренних фраз Дали, беспомощного, неприспособленного к жизни человека, ощетинившегося эпатажными выходками.

"Три знаменитые загадки Гала". Эта картина была написана сразу после смерти Гала
ВЫСШАЯ ЦЕЛЬ ЧЕЛОВЕКА НА ЗЕМЛЕ
Как писал выше, я считаю, что Сальвадор Дали обладал отличным от «простого смертного» сознанием. Порой его мысли вполне понятны, иногда же кажутся недоступными.
Интересное переживание описывает художник во время работы над картиной «
Гиперкубическое вознесение».

Обнажённый, облепленный мухами, Дали сковыривал языком чешуйки с болячки на губах. Так он пережил и описал трансморфное состояние, когда в своём сознании и в своём восприятии Сальвадор Дали перевоплотился в чешуйчатую рыбу, а через неё – в мученический образ Христа (пересказ звучит бредово, не так ли?). Наверняка, психотерапевты многое знают о подобных иллюзиях собственного восприятия. И думаю, что каждый человек хотя бы смутно переживал это. Ибо и мне знакомы такие метаморфозы.
Дали привносит сакральный мистический смысл, одухотворяет, накачивает смыслом бред своего сознания. Вся жизнь художника подчинена законам сюрреализма, так в ней сливается то, что традиционно считается «высоким» и «низким» – дух и плоть не противопоставляются, а ставятся на одну ступень.
Дали описывает акты дефекации и часто возвращается к скатологическим мотивам: «
сую себе за ухо цветок жасмина и отправляюсь по интимнейшим делам. Не успеваю я как следует усесться, как тут же испражняюсь, и причём почти без всякого запаха» – такое описание процесса, замечу – нисколько не грязное и вполне естественное в контексте дневника, приводит к таким размышлениям о глотании: «
Мы глотаем, стремясь до конца прочувствовать своё абсолютное слияние с любимым существом. Ведь глотаем же мы не жуя облатки. Теперь об антагонизме между жеванием и глотанием…»
И, если задуматься, разве есть что-то не
нормальное в том, что описывает Дали? Разве вы, дорогие читатели, пусть в этом никогда и не признаетесь, не оцениваете состояние и запах своих испражнений? Разве это не приносит смутного (эстетического?/физического?) удовольствия? Разве вы не любите поразмышлять, сидя на горшке?
Высшая цель человека на земле – одухотворять всё сущее. И более всего в одухотворении нуждаются экскременты.
(с) Сальвадор Дали
AVIDA DOLLARS
Avida Dollars (жаждущий долларов) – такую анаграмму из букв имени Salvador Dali придумал сюрреалист Андре Бертон, Дали с радостью принял игру слов и полностью согласился с недоброжелателем. Он интересовался не только творчеством, но был весьма тщеславен (доходя до мании величия) и не гнушался богатства.

Дали часто узнавали, когда он ужинал в ресторане, появлялись желающие присесть с ним за один столик, побеседовать, художник просто и без предисловий требовал 5.000 долларов за такую честь и (а ведь находились желающие!) без зазрения совести клал чек в карман.
А вот что говорит он об известности: «
Известность – даже самая посредственная – очаровывает меня <…> Любое свидетельство о моём существовании, знак моего присутствия в другом человеке, освобождает меня от беспокойства о том, что реальность зыбка – реальность вещей, мира и моего “я”. Из всех глаз, в которых я вижу своё отражения, я черпаю собственную сущность».
Зависть прочих художников всегда служила мне термометром успеха.
(с) Сальвадор Дали
СЮРРЕАЛИСТИЧЕСКИЙ КОСМОС
Напоследок хочу рассказать об интересных и спорных методиках (путешествиях, от слова
trip) испанского художника:
1. Сальвадор Дали экспериментировал со сном. Писать свои картины он предпочитал сразу после пробуждения, когда мозг всё ещё находится во власти «иррациональных грёз». Художник экспериментировал и с режимом сна: специально для того, чтобы начать работу, засыпал и просил ассистента разбудить его через некоторое время; просыпался, зарисовывал грёзы до тех пор, пока они полностью не выветрятся из сознания, и снова ложился спать.
Картина «
Африканские впечатления» подобна сну: Сальвадор никогда не бывал в Африке, откуда он мог получить эти впечатления, как не из царства Морфея? Цвет песка, люди, непонятные обрывки объектов, похожие на дома – все это не имеет ни малейшего отношения к реальной Африке, а вот к Африке сновидений, Африке подсознания – пожалуй.

2. Психотропные вещества, от которых сам дали открещивался и говорил: «
Я не употребляю наркотики, я сам – наркотик!», но, возможно, он соврал, по крайней мере наполовину. Даже среди копий работ, привезённых в Иркутск, имеется картина с неиллюзорным названием «
Галлюциногенные грибы». Подобные язычные мироощущения (обратите внимание на высунутые языки) характерны для псилоцибинового трипа.

Также в Интернете есть неподтверждённая информация, будто бы Дали перед смертью изнывал и просил немножечко, хоть самую малость, капельку «кислоты» (ЛСД).
Хочу обратить внимание на ещё одно произведение: «
Галлюциногенный тореро» (1868 – 1970).

Сам художник сказал о нём: «
Весь Дали в одной картине». «Тореро» – воистину галлюциногенная картина, ещё никому и никогда не удавалось должным образом показать игру визуальных образов, имеющих природу флюоросцентных пятен, фосфенов. Нечёткие вспышки света, контуры, постепенно отливаемые сознанием в форму. (Обратите внимание на лицо венеры (Гала?), продублированное в сероватом пятне. Ручаюсь, как человек, видевший галлюцинации, что эти пятна в сознании выглядят именно так!)
* * * * *
Так я вижу этого художника, так он отпечатался, подобно навязчивой галлюцинации, в моём сознании, таково его отражение. Наверное, в этом и заключалась цель его творчества (одна из миллиона?).
А человек Сальвадор Дали жил и умер, не больше и не меньше. Умер он в безумии и одиночестве. (Разве это не справедливая цена за гениальность?)

"Содомское самоудовлетворение невинной девы". Кто бы мог подумать? – Столько носорожьих рогов в кадре!
Комментарии6
Ну а вы спекулируете (спекулятивируете?... не важно) на тему подростков, право, не только они могут воспринимать Дали, впрочем вы правы - он просто шикарный мистификатор лицедей шоумен, как угодно, - в общем он умел подать себя так, что весь 20 век продрочили и до сих пор дрочат на него.
- Да, многое из того, что вы сказали, имеет место быть, и можно рассматривать часть его творчества как игру на "запретном" говне-сексе-боге,
но все же
будть он хоть трижды великим шоуменом,
не было бы такой дрочки и таких противоречивых споров (взять хотя бы вашу точку зрения),
если бы дали не был талантливым/гениальным (кому как угодно),
и тем более если бы он имел дурной вкус.
- И гениальность я в нем вижу не потому, что претендую на то, чтобы "разбираться в искусстве", ибо, ну если честно... по крайней мере в живописи я нихуя не понимаю, и не потому, что читал дневник/трактат о пуках (хотя я верю, что в дневнике за показушностью, кое где лежат настоящие его переживания, например там (не явно, их увидеть надо) описаны интересные способы психологической самомотивации к творчеству (кстати, описанный в статье эпизод во время работы над "вознесением" отчасти имеет к ним отношение)),
а потому, что его творения,
так или иначе
оказывают очень сильное
воздействие,
эстетическое и психологическое воздействие.
Если я перну на портрет Путина в прямом эфире- это будет самовыражение - я выражу свое отношение к Путину, в то же время нельзя утверждать, что я не талантливый человек, ибо моя мама и бабушка считают по-другому, а адекватной шкалы по которой можно мерить талант не существует. Следовательно если я перну на портрет Путина - это будет искусством. Так вот- разбираться в искусстве- это значит суметь отличить пердеж от подлинного произведения.
Разбираться в искусстве- значит быть в состоянии воспринимать искусство, знать его логику. Способность понимать его язык, для этого необходимы, конечно, некоторые базовые знания его законов и истории. Объективно оценить черный квадрат невозможно- будучи вырванным из контекста развития изобразительного искусства это просто черный квадрат, так же как и Джоконда просто баба.