Испуганные глаза продавщицы бегают по лицам. Вспышка. Она непроизвольно моргает.
– А можно не снимать?
– Мы с полицией. Нам можно.
Добыча покорно кивает и достаёт из кармана мобильный телефон. Надо звонить хозяину. Это рейд по местам незаконной торговли алкоголем.
А таких мест в связи с измененным и исправленным федеральным законом №171-ФЗ, вступившим силу первого января, в Иркутске очень много. Ведь, согласно закону, купить крепкие напитки теперь можно только в стационарных магазинах. А нестационарных (киоски, ларьки, павильоны) в Иркутске более тысячи. И более трёхсот не соблюдают запрет. По сообщениям городской администрации, ежедневно проходит 6-7 рейдов. За январь было проведено 283 подобных мероприятия.
Во время рейда на нарушителей составляют протоколы, а на продукцию накладывают арест. Штраф за такое административное нарушение составляет от 3 до 40 тысяч рублей. В зависимости от обстоятельств, материалы дела могут быть переданы в суд. Самая суровая мера наказания – закрытие точки продажи.
“ Мы, волчата, сосали волчицу
И всосали – нельзя за флажки…”
Составляется протокол о правонарушении. В небольшом павильончике «Вкусные продукты» тесно – полиция, чиновники от департамента предпринимательства и развития потребительского рынка, журналисты. В помещение входит женщина. В руках у неё толстая пачка накладных. Увидев происходящее, она стремглав выскакивает на улицу и садится в припаркованную неподалеку машину. Автомобиль уносится прочь от павильона. Это был поставщик.
Поставщики, к слову, могут себя чувствовать вполне безопасно. Не важно, откуда появился алкоголь в магазине – ответственность несёт владелец точки и продавец. Самое забавное, что опечатанное после проверки спиртное хозяин магазина должен по закону вернуть именно поставщику. Перепродать его в какой-нибудь гипермаркет нельзя. Но многие правонарушители просто ждут пару дней, а затем достают запрещённую продукцию из подсобок и ставят на незаконное место – холодильник, прилавок, полки. В итоге эти игрища заканчиваются конфискацией. В январе было изъято 17 тонн пивной продукции.
“Не на равных играют с волками
Егеря, но не дрогнет рука…”
Буквально в шаге от «Вкусных продуктов» другая точка – магазинчик «Атлантида». Продавец – молодой парень. Он стоит за прилавком в кожаной куртке. Ему не нравится столпотворение в «Атлантиде». Он не хочет, чтобы его запечатлели. Он поворачивается спиной к незваным гостям. Минут через пять он не выдерживает и саркастично бросает через плечо:
– Слушайте, оно вам надо? Собрались тут. У меня тоже есть знакомые журналисты, чиновники и полицейские. И адвокаты у меня есть.
То, что молодой человек приближен к власти, не вызывает сомнений. В буквальном смысле. В метрах 50-70 от тонущей «Атлантиды» стоит здание комитета по управлению Ленинским округом. Говоря проще – это администрация Ново-Ленино.
С законами и властью владельцы магазинов и продавцы не дружат. В ходе рейдов наиболее часто правонарушители говорили, что они не знают такого закона, что им не сообщили. Живут в информационном вакууме. Лукавство, конечно. Индивидуальные предприниматели, безусловно, в курсе. Они пытаются выжить. Но не выходит. По данным УФМС по Иркутской области, в январе этого года в Приангарье, по сравнению с первым месяцем прошлого года, количество индивидуальных предпринимателей, заявивших о прекращении деятельности, возросло почти в три раза – с 1075 до 3082. Основанной причиной этого явления является резкое повышение суммы фиксированных платежей в Пенсионный фонд и фонды социального страхования.
Заработок с продажи пива составляет примерно 50% общего дохода нестационарного магазина. Для того чтобы всё сделать по закону, розничному торговцу не хватит средств. Строительство или аренда квадратов в количестве пятидесяти штук в стационарном здании – непосильная ноша для мелкого торговца.
«Мы затравленно мчимся на выстрел
И не пробуем через запрет…
Ещё одна точка. Помимо распространённого пива, здесь есть что покрепче: водка, вино, виски, коньяк. И много. Складывается впечатление, что это не продуктовый магазин, а алкомаркет. Нарушения, нарушения.… Помимо того, что продажа алкоголя в нестационарных точках запрещена, на крепкий алкоголь необходима лицензия. Её тут, естественно, нет. Да и не может быть. Лицензию на продажу алкоголя может получить юридическое лицо (ООО, ЗАО, ГУП и прочее), но не индивидуальный предприниматель.
Закон суров, но это закон. Незнание закона не освобождает от ответственности. Казалось бы, федеральный закон №171-ФЗ – это благо. Он направлен, прежде всего, на то, чтобы оградить молодёжь от употребления пива. Забота о здоровье будущего поколения. Замечательно. Но что мешает подросткам отправиться попытать счастья в крупном гипермаркете? Или, что более успешно, сходить в стационарный магазин – какие-нибудь «Продукты» на районе, расположенные в жилом доме. Такие есть буквально в каждом дворе. И торговать пивом они имеют полное право. И продают они пиво подросткам без особого трепета перед законом. Как и ларьки, на которые началась охота.
Фото: Мария Оленникова
Комментарии11
остановка Энергетиков (в сторону Помяловского) - продают даже ночью...
куда звонить?)))