2020: когда кончатся специалисты

mainimg
К 2020 году мир столкнется с дефицитом высококвалифицированных сотрудников в размере 40 млн. человек. Это создаст проблемы не только компаниям, занятым высокотехнологичным производством, но и всей мировой экономике.

Из-за невозможности увеличивать производительность труда, темпы роста мировой экономики замедлятся. Аналитики центра McKinsey проанализировали данные более чем по 70 странам, на которые приходится 96% мирового ВВП и 87% населения планеты, чтобы спрогнозировать, как будет развиваться глобальный рынок труда до 2030 года.

За последние 30 лет, когда сформировался глобальный рынок труда, число занятых в мировой экономике выросло на 1,1 млрд. человек – главным образом за счет развивающихся стран. Причем их граждане обеспечили 40% общего роста трудовых ресурсов и в развитых странах. На протяжении всего этого времени росла значимость квалификации сотрудников, которым все чаще требовалось высшее образование.

По прогнозу аналитиков, к 2030 году общее число занятых в мировой экономике вырастет до 3,5 млрд. человек. При этом все больше будет падать спрос на неквалифицированный труд и работников с образованием не выше школьного. А вот высококвалифицированные кадры, которые могут похвастать высшим образованием, будут в дефиците – уже к 2020 году спрос на них будет превышать предложение на 40 млн. человек.

Наиболее остро будет ощущаться дефицит квалифицированных сотрудников инженерно-технических специальностей в высокотехнологичном производстве вроде аэрокосмической продукции.


Намечающийся дефицит квалифицированных кадров будет распределен неравномерно. Острее всего нехватка высококлассных специалистов будет ощущаться в Китае. К 2020 году экономике страны потребуется в общей сложности 140 млн. подобных кадров. Но для того, чтобы покрыть этот спрос, КНР будет не хватать около 22 млн. человек – экономика страны развивается настолько быстро, что местные университеты просто не успевают подготовить нужное число специалистов. Однако впоследствии этот дефицит начнет сдерживать экономический рост.

С дефицитом высококлассных специалистов столкнутся и развитые страны Европы, США и Япония, в распоряжении которых будет на 18 млн. человек меньше, чем нужно. Однако там дефицит хорошо подготовленных сотрудников связан в первую очередь с демографическими тенденциями – образованная молодежь не может полностью заменить растущее число опытных специалистов, выходящих на пенсию.

В McKinsey правы относительно того, что в ближайшие 10-20 лет будет тенденция к дефициту хороших специалистов. Однако параллельно будут происходить и другие процессы замена квалифицированных специалистов машинами, стремление к экономии их труда, который будет стоить дорого, – сказал профессор Лондонской школы экономики Ричард Джекман.

По его словам, текущий дефицит связан с тем, что около 20 лет назад высококвалифицированных специалистов было слишком много, что привело к снижению числа университетов и сокращению разницы в зарплате между низко- и высококвалифицированными сотрудниками.

А вот место России
на мировой карте производства
не слишком заметно

McKinsey Global Institute делит отрасль промышленного производства на пять больших групп. У каждой из них свои источники конкурентного преимущества, своя логика выбора места возведения заводов и фабрик, проведения НИОКР и вывода продуктов на рынок.

Сколь бы то ни было заметное место Россия занимает лишь в одной из этих пяти групп. По подсчетам MGI, на Россию приходится 4% номинальной добавленной стоимости, произведенной в области энерго- и ресурсоемких биржевых товаров. По этому показателю Россия – на 5-м месте в мире, позади Китая, США, Японии и Бразилии. В остальных четырех группах в первую десятку самых крупных стран-производителей Россия вообще не попадает.


Центр тяжести мировой промышленности перемещается в развивающиеся страны, утверждают консультанты. По совокупной номинальной добавленной стоимости, произведенной в промышленности за 10 лет, с 2000 по 2010 года Китай переместился с третьего места на второе, Индия – с 14-го на 10-е, Россия – с 21-го на 11-е, Бразилия – с 12-го на шестое.

К 2025 году, по оценкам MGI, до 70% глобального спроса на продукцию промышленного производства будет приходиться на развивающиеся рынки. Сейчас же, как показал недавний опрос 100 крупнейших мировых компаний, на долю развивающихся рынков приходится лишь 17% их глобальных продаж.

До сих пор во всех группах динамика развития российской промышленности была положительной. В группе трудоемких отраслей Россия переместилась с 35-го места в 2000 г. до 17-го в 2010 г., в группе глобальных инноваторов для локальных рынков – с 17-го в 2000 г. до 15-го в 2010 г., в группе глобальных технологий с 33-го места в 2000 г. переместилась на 15-е в 2010 г. и, наконец, в группе региональной переработки за 10 лет Россия поднялась с 24-го на 12-е место.

Но если ничего не предпринимать, то возможности, возникающие из-за перемещения источников спроса в развивающиеся страны, могут быть упущены, говорит Анатолий Ермолов, партнер McKinsey. Российским промышленникам придется многому научиться – проектировать продукты под заданную себестоимость, повышать долю типовых конструкторских решений, обеспечивать взаимодействие разных функциональных подразделений компаний, получать и анализировать большие объемы рыночной и производственной информации, разрабатывать и выводить на рынок новые продукты, говорит Ермолов.

Он допускает, что на российские промышленные предприятия должно прийти новое поколение более образованных менеджеров.

По материалам delo.ua, allrussia.ru, newsru.com
Катерина Швецова • 10 декабря 2012 в 13:15

Комментарии

Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться