Пару лет назад портал Superjob проводил опрос, в котором исследовалось отношение россиян к Китаю. Тогда на вопрос «Какая страна сегодня наиболее симпатизирует России?» среди двух тысяч респондентов 12% назвали Китай. Однако существенно то, как они это мотивировали. «Дружба Китая – это хитрость», «наша территория и богатства достанутся ему без единого выстрела» – вот самые распространенные комментарии наших соотечественников. Однако россияне, переехавшие в Поднебесную жить, работать или учиться, то есть видящие китайскую жизнь «изнутри», считают, что подобные мнения не соответствуют действительности.
Такого взгляда придерживаются Елена Табуева и Григорий Потемкин. Об этом и другом опыте жизни в Китае они рассказали Hushome.
ДОСЬЕ
Елена ТАБУЕВА,
студентка пятого курса гуманитарно-педагогического факультета ИГЛУ.
Родилась в Тынде (Амурская область).
Полгода училась по обмену в городе Цицикар на северо-востоке Китая.
Григорий ПОТЕМКИН,
руководитель проекта Realchinatea.ru (поставки чая с плантаций).
Родился и вырос в Екатеринбурге.
Около пяти лет проживает в островном городе Сямэнь в Тайваньском проливе на юго-востоке страны.
Hushome: Лена, зачем ехать в Китай, почему нельзя учить язык на месте?
Елена: У меня как лингвиста вопрос «ехать не ехать» не стоял. Языки нужно учить «в среде». Важно понять одну разницу: на китайском языке надо не говорить, а именно разговаривать. Наш учитель Ван сначала полчаса смеялся, после того как узнал, что мы знаем, как объяснить по-китайски, что такое четвертая китайская модернизация, можем подробно рассказать об устройстве китайского госаппарата (чего не знает его двадцатый сын), но при этом понятия не имеем, как произносится «мусорная корзина» или «ватный диск». А ведь это самые что ни на есть бытовые слова, которыми и русские, и китайцы пользуются ежедневно. Точно также один из русских преподавателей долго ругался из-за отсутствия в нашем лексиконе переводов слов «кирка» и «лопата». Все учебные материалы на сегодняшний день имеют явно коммунистический (ну или хотя бы ярко политический) оттенок, и единственное место, где можно выучить так называемый истинный, аутентичный, близкий носителям китайский язык, остается сам Китай. Почему я говорю «близкий носителям»? Потому что даже сами китайцы в совершенстве не знают родной язык – уж слишком он сложен, а каждые отдельные носители разных диалектов в самом Китае иногда принимают друг друга за иностранцев.
Hushome: Какие они, российские студенты, учащиеся в китайских вузах?
Елена: Самые разные. Тем более что для поступления в средний китайский вуз по гранту или обмену (Пекинский университет в расчет не берем) экзамены не требуются. Есть те, кто не озадачиваются изучением одним из самых сложных языков мира, а просто едут за китайским дипломом, который, как известно, признается в России. Такие студенты иногда посещают пары, чаще – ночные клубы, пьют дешевое китайское пиво и умудряются сниматься в рекламе и кино или заниматься сетевым маркетингом. Более целеустремленные ребята ходят на пары, сдают HSK (международный экзамен по китайскому языку) и работают в китайско-русских фирмах, в основном туристических. Самые талантливые прорываются в крупные международные компании.
Hushome: Говорят, в Китай на учебу активно стали ездить и американцы…
Елена: Американцы там практически ничем не отличаются от тех, что едут в Россию. Они преподают английский язык, параллельно учат китайский, чтобы, выучив, получить диплом и уехать в Штаты уже в качестве преподавателей. За приключениями тоже едут – без этого никак. Хотя по опыту общения с ними скажу – из всех иностранцев они менее всего понимают китайский образ жизни и больше всех скучают по хип-хопу и вкусным, по их мнению, гамбургерам.
Hushome: Ну кто-то же должен учится?!
Елена: Корейцы. Причем такую погруженность в выполняемую задачу я еще не встречала. Если в клуб – то всей диаспорой, а в 8.00 все, как штык, свежие и бодрые, сидят на первой паре. Так упорно учиться не может никто. Им HSK необходим как воздух. Сдача международного экзамена повышает их шансы на получение должности в крупной фирме, к чему они так стремятся. У них всегда самые лучшие результаты: из десяти сдающих семеро всегда сдают все экзамены. А почему они выбирают именно Китай? Потому что Южная Корея – не самое экономичное место для проживания. Многие корейцы после окончания учебы открывают в Китае свой бизнес, а в свободное время утопают в женском внимании. Массовая волна под названием «k-pop» свою работу сделала – в Китае, если ты кореец, то ты всегда красив, силен, богат и… лучше всех танцуешь. Они о своей репутации осведомлены и иногда не прочь этим воспользоваться.
Hushome: Правда, что Китай стал более доступным для иркутских студентов не из самых финансово обеспеченных семей?
Елена: Детей обеспеченных родителей не встречала. Я и сама из среднего класса (смеется). Хотя я училась на северо-востоке Китая, а самые дорогие китайские города сосредоточены на юго-восточном побережье. Пока училась, мне часто задавали вопрос: «А ты из богатых?» Очевидно, этот стереотип взрастили сами китайцы, потому что 80% китайских студентов, приезжающих в Россию, как раз из богатых семей. Мой друг-китаец, учащийся в Иркутске, каждую неделю тратит около 3-5 тысяч рублей. Вот вам и бедный Китай!
Ночной Сямэнь глазами Григория
Hushome: Кстати, о стереотипах. Расскажите, какие представления наших соотечественников о Китае не соответствуют действительности?
Григорий: Китай производит дешевую и низкокачественную продукцию – это не так уже, наверное, полтора года (в последние годы Китай развивает стратегию повышения конкурентоспособности своей продукции на мировом рынке. – Прим. ред.). Компании объединяются, укрупняются. В городах растут зарплаты – за пять лет примерно в пять раз. Мелкие предприниматели, не выдерживая конкуренции, переносят свой бизнес в Лаос, Камбоджу. Инвесторы со всего мира начинают здесь свои глобальные проекты. Компания, которая образуется в Китае, автоматически становится международной. Сегодня Поднебесная – это ритм, возможности, движение, огромный трафик. А это значит, что внутренний рынок китайцам более интересен, и российская территория с ее ресурсами им не нужна, вопреки еще одному распространенному заблуждению. И, конечно, Китай – не малоразвитая страна, ждущая иностранных, в том числе российских специалистов, способных поднять ее экономику.
Елена: По своему опыту знаю, что к русским в Китае чаще всего относятся сдержанно, нейтрально. Хотя в некоторых областях наши специалисты весьма ценятся. Кстати, китайцы очень хорошо знают нашу национальную привычку – выпить, поэтому на некоторые должности, переводчиков, например, предпочитают брать женщин. Понятно, что в этом плане они выигрывают у мужчин.
Григорий: А еще русские более обучаемы, креативны и легки на подъем, чем китайцы. Бывали смешные случаи, когда из трех обозначенных задач они не знали, что и в какой последовательности делать. Зато если дать одну конкретную задачу, они ее выполнят быстрее других и в б
ольших объемах. Китайцы – отличные исполнители и трудолюбивые работники. Они неприхотливы и всегда благодарны за то, что им предоставили работу или поручили какое-то дело.
Елена: Действительно, нам не раз доводилось слышать от китайских работодателей, что русские – народ талантливый.
Ночной Сямэнь глазами Григория
Hushome: Лена, ты думала о том, чтобы перебраться в Китай?
Елена: Возможно, я пожила бы там лет семь, не больше. Деловой ритм, который сейчас задает Китай всему миру, мне не подходит. В России жизнь более спокойная, размеренная и ленивая. Иногда это нравится, иногда раздражает. Но все-таки это дом. И, кстати, побывав за границей, я поняла, что в России самое особенное. Это природа. Там леса отступают перед небоскребами, и воздух не такой чистый, как у нас. Поверьте, в России немало того, ради чего сюда можно вернуться.
Одно время я общалась с женщиной из России, у которой был свой ресторанный бизнес в Харбине. Несмотря на то, что она живет там давно, ее все чаще посещают мысли о возвращении на родину. И причина не в ресторане – дела шли отлично. Причина – в чуждом менталитете. Можно выучить язык, обзавестись кругом знакомых, но непонимание другой психологии, иных привычек, ценностей и образа жизни может, образно говоря, поломать человека. Надо сказать, что и наши подливают масла в огонь. Тяжело признавать, но это так, что наши в Китае многое себе позволяют, поэтому в некоторых городах говорили о случаях насилия и даже убийств приезжих. В Китае у россиян, особенно девушек, крепнет репутация, которую мы уже давно заслужили себе в Турции.
Другая страна многим с культурной точки зрения неинтересна, они считают, что учеба заключается в штудировании учебников и написании тестов. А вы не представляете, сколько я получила от простого повседневного общения с китайцами. Благодаря этому я не просто хорошо сдаю экзамены – я глубже понимаю язык.
Фото из архива Григория Потемкина
Комментарии4
___)__
Это что - много или мало по вашему? 3 тыщи в неделю х 4 = 12 тыщ в месяц. Это очень скромно!