РОССИЯ, Москва – Ныне придется следить не только за своим языком, что он говорит, но и за своими ушами – за тем, что они слышат. Просто услышанная информация о нашем государстве теперь может подведет и под статью. Госдума решила защищать государственные секреты еще жестче – видимо, есть чего бояться. Во втором и третьем чтении был одобрен правительственный законопроект, который ужесточает наказание за разглашение государственной тайны и вводит уголовную ответственность за незаконное получение составляющей гостайну информации. Поправки, предусмотренные законом, внесены в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы России.
Закон, вносящий изменения в статьи Уголовного кодекса о госизмене и шпионаже, вступил в силу 14 ноября. Он вводит в Уголовной кодекс статью о незаконном получении сведений, составляющих государственную тайну, а также вносит изменения в три уже существующие статьи: «
Государственная измена», «
Шпионаж» и «
Разглашение государственной тайны».
В частности, расширяется понятие «государственная измена»: уголовное преследование предусматривается теперь не только за выдачу сведений, составляющих гостайну, но и за любую помощь иностранному государству, международной или иностранной организации, если их деятельность направлена против безопасности России.
Расширяется круг лиц, которых могут привлечь к ответственности за распространение гостайны. Новый закон предусматривает наказание за раскрытие секретных сведений, полученных не только на работе, но и во время учебы и «
в иных случаях».

Согласно принятым поправкам к закону о гостайне, получение секретных сведений с помощью шантажа, насилия или подкупа будет караться штрафом от 200 до 500 тысяч рублей и до 4 лет лишения свободы. Преступлением становится
сам факт охоты на государственные секреты: новую статью смогут вменить, если в действиях обвиняемого и нет признаков государственной измены или шпионажа.
За охоту на гостайну с помощью тайных жучков и специальной аппаратуры наказание будет строже. Увеличивает вину по этой статье и распространение добытых обманом секретов или перемещение носителей таких сведений за границу. Здесь предусмотрено наказание уже от 3 до 8 лет лишения свободы. При этом, согласно документу, их может совершить не только человек, допущенный к гостайне по долгу службы, но и тот, кому информация, составляющая гостайну, стала известна случайно. Причем не имеет значения, имел ли человек представление о том, что данные сведения являются государственной тайной, или нет – его в любом случае ждет ответственность. К ответственности можно будет привлечь и
после общения гражданина с представителем некоммерческой организации (НКО), получающим финансирование из-за рубежа.
Как заявили в Центре общественных связей ФСБ, внести изменения было необходимо, поскольку иностранные спецслужбы стали работать «
более завуалировано» и «
маскируясь под правомерные действия», в то время как соответствующие статьи Уголовного кодекса не обновлялись с 1960-х годов.

В ФСБ также подчеркнули, что законодательные изменения не ужесточают ответственность, а только уточняют понятия «шпионаж» и «государственная измена», что позволит избежать их расширенного толкования. В частности, не раскрытое в законодательстве понятие «
внешней безопасности» заменено на «
безопасность Российской Федерации», исключен неопределенный термин «
вражеская деятельность».
Андрей Клишас, возглавляющий комитет Совета Федерации по конституционному законодательству, заявил, что «
общественная волна возмущения этим законом связана с непониманием юридической природы происходящих изменений». По мнению чиновника, «
любое уточнение признаков состава преступления является дополнительной защитой прав граждан». Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству единоросс Виктор Пинский убежден, что поправки в Уголовный кодекс, касающиеся шпионажа, делают составы преступлений, связанных с государственной тайной, более конкретными, четкими и укрепляют информационную безопасность государства.
Правозащитники же раскритиковали новый закон о гостайне, который противоречит Конституции РФ. Против закона выступили Совет по правам человека при президенте РФ во главе с Михаилом Федотовым, уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин, а также правозащитники Людмила Алексеева, Валерий Борщев, Светлана Ганнушкина, Лев Пономарев, Лилия Шибанова. По мнению Лукина, законопроект по-прежнему противоречит международно-правовым и конституционным принципам уголовного права, «
допуская расширительное толкование норм об ответственности за преступления, а также двойного осуждения за одно и то же деяние».

Правозащитники обратили внимание на то, что во втором чтении законопроекта фразу «
в ущерб безопасности» заменили на «
против безопасности». То есть теперь следователям, обвиняющим гражданина в разглашении государственной тайны, вовсе не нужно доказывать, что своими действиями он нанес государству ущерб. При этом, в отличие от действующего УК РФ, преступлением признается не «
враждебная деятельность в ущерб внешней безопасности», а любые деяния, направленные в том числе против внутренней безопасности, что подчеркивает отказ от необходимости доказывания прямого умысла.
Лидер партии «Яблоко» Сергей Митрохин считает, что в этом законопроекте больше всего заинтересованы российские спецслужбы:
– Под действие нового закона может попасть любой человек, как рядовой гражданский активист, так и вызвавший недовольство чиновник федерального уровня. Российские спецслужбы заинтересованы в законных основаниях для арестов неугодных. Обвинения могут быть предъявлены к любой организации или человеку, деятельность которых покажется спецслужбам опасной. Принятие законопроекта – еще одно свидетельство участившегося проявления тоталитарных тенденций в российской политике.
Катерина Швецова
По материалам
aif.ru,
lenta.ru,
infox.ru
Комментарии1