Российский бизнес решил зарегулировать Skype.
Бурно развивающаяся IP-телефония ставит под угрозу российский рынок традиционных видов связи и, в частности, заработки отечественных операторов. Такие сервисы, как Skype и ICQ, должны «оформить отношения» с бизнесом и государством. Так решила комиссия Российского союза промышленников и предпринимателей по телекоммуникациям и информационным технологиям.
Орган с длинным названием 21 июля постановил, что IP-телефония «по факту существует» и к 2012 году способна занять 40 процентов трафика. Члены комиссии особо упирают на тот факт, что Skype, ICQ и другие никак не контролируются государством. Это иностранцы, от которых российский бизнес не защищен.
Все эти выводы были сделаны из двух выступлений —
Валерия Ермакова, первого заместителя гендиректора «Мегафона» и вице-президента ТТК Виталия Котова. Ермаков, как пишет блогер Светлана Рагимова, говорил об IP-телефонии с явной неприязнью, утверждая, что она «паразитирует» на традиционной и «каннибализирует трафик».
Приводятся следующие цифры — если бы в 2008 году вся межгородская и международная связь шли через IP-телефонию, размер рынка из-за разницы в ценах составил бы не 2,6 миллиарда долларов, а всего 260 миллионов.
Проблема известная, с ней сталкивались, например, писари, когда им на смену приходил печатный станок, или извозчики, вытесняемые с транспортного рынка автомобилями. Именно поэтому во многих странах сотовые операторы в своих контрактах запрещают использование VoIP. Оплата за трафик гораздо ниже стоимости минуты/факта/месяца разговоров.
Иногда принимается компромиссное решение — так, владельцы американских iPhone могут использовать Skype не через сеть оператора, а находясь в пределах действия беспроводной сети Wi-Fi. Уловка понятна — всю страну вайфаем пока не покрыли.
Бывает, что побеждает здравый смысл. Так, совсем недавно министерство связи Израиля запретило местным сотовым операторам блокировать VoIP-трафик. Теперь им ничто не мешает бесплатно разговаривать друг с другом, используя для этого передачу данных по мобильной сети.
Вместе с профильной комиссией генсовета «Единой России» комиссия РСПП намерена подготовить предложения о законодательной базе работы IP-телефонии в России. Чтобы цель выглядела еще важнее, в РСПП подчеркивают, что на текущий момент ни в одной из 182 стран мира правового регулирования IP-телефонии нет.
Рабочую группу, точно такую же, как сейчас в России, федеральная комиссия по связи США сформировала еще 5-6 лет назад. Сейчас в Соединенных Штатах от операторов VoIP требуется поддержка переноса номера от одного оператора к другому, обеспечение доступа к сервису инвалидов, выплата требуемых регулятором и другими госорганами сумм и помощь правоохранительным органам в расследовании.
В Великобритании в 2007 году регулятор Ofcom представил правила работы операторов VoIP. Их трудно назвать драконовскими. Скорее это требования по защите прав потребителей — в частности, операторы обязаны четко указывать, могут ли они обеспечивать связь со службами спасения и позволяют ли перенести номер к другому оператору.
В Южной Корее услуги VoIP могут предоставлять только зарегистрированные в госорганах операторы. Это позволяет правительству при желании добиваться от иностранных компаний необходимых уступок. Это далеко не единственная возможность влиять на рынок.
Можно, как в Панаме, обложить VoIP налогом. Можно, как в Гайане, запретить эту технологию. Или как в ОАЭ, поставить ее вне закона и заблокировать доступ к сайту Skype. Можно, как в Эфиопии, объявить использование VoIP уголовным преступлением. Говорят, эфиопское правительство пошло на такие меры, когда его доходы от услуг связи уменьшились из-за перехода жителей страны на VoIP.
Правовые технологии, что и говорить, «передовые», можно смело брать на вооружение.