— Сейчас в Москве развертываются сети сотовой связи третьего поколения (3G), которые позволяют предоставлять доступ в интернет на теоретической скорости до 14 Мбит/сек. Не опасаетесь ли вы конкуренции, ведь у сотовых сетей есть преимущество: у них покрытие в разы больше?
— Огромным плюсом 3G, конечно, является, распространенность конечных устройств. Но разница заключается в моделях потребления. У нас в Уфе и Питере есть операторы с 3G, но мы не испытываем никакого эффекта по сравнению с Москвой, где эти сети только начали разворачивать.
Кроме того, 14 Мбит/сек., о которых вы упомянули в вопросе,— это скорость, с которой может работать конечное устройство, но ограничивающим фактором является не скорость устройства, а пропускная способность базовой станции. В частности, сейчас базовые станции 3G, насколько мне известно, подключают на скорости 4 Мбит/сек. Предположим, их поставили в Москве 1 тыс., то есть пиковая возможность всех базовых станций составит 4 Гбит/сек, а та же 1 тыс. станций WiMax — 100 Гбит/сек., то есть в 25 раз больше. В Москве мы планируем установить 3 тыс. станций. Для сравнимой пропускной способности в 3G потребуется поставить 75 тыс. станций каждому оператору.
Ограничения операторов в том, что когда они строили сети, то им важна была скорость строительства. А быстро строить можно только радиорелейные, но не оптоволоконные сети. Достаточной оптоволоконной инфраструктуры для развития 4G сегодня нет ни у одного российского оператора. Безусловно, сейчас эта задача решается: операторы начинают вкладывать много денег в эту область, но это потребует времени.
Но даже если сделать допущение, что с подключением все будет в порядке, то следующим ограничивающим фактором станет пропускная способность самой базовой станции. Она определяется технологией и шириной радиоканала. В 3G используется канал 5 МГц, а в WiMax — 10 МГц. Большая ширина канала отражается не только на скорости, но и на количестве абонентов, которых одновременно может обслуживать одна базовая станция.