Здравствуйте, уважаемые представители телекомов! Пишет вам обычный "хомяк" из обычного провинциального городка. Довольно давно читаю раздел "У нага", дабы держать руку на пульсе, так сказать. Хочу внести своё скромное имхо в ваши дискуссии.
Как мне кажется, ошибкой телекомовцев является недооценка социальной составляющей работы. Создается впечатление, что вам, уважаемые, кроме технических деталей работы ни над чем голову ломать не хочется. И нельзя ставить это вам в вину, ведь здесь, по большей части, общаются только технические специалисты и эти вопросы не по вашему профилю, но для простого "хомяка" почти любой околотелекомовский сотрудник - это объект для предъявления претензий, изъявления желаний и задания вопросов, так что крепитесь. Вы отгораживаетесь от пользователей стенами из техподдержки, продаванцев-менеджеров, общаетесь только на специализированных форумах или всяческих КРОСах и в целом ведете себя как закрытая каста с табу на вмешательство со стороны тех, кого вы в итоге и обслуживаете. В принципе, здравое желание человека, которых хочет спокойно работать, а не разбирать чьи-то там драмы. Но есть одно "но"...
Телеком уже перешел ту грань, когда он был сугубо специализированной темой для специалистов и не более того. Телеком широкими шагами вошел в то время, когда его социальная значимость приближается к значимости таких отраслей, как медицина и, скажем, общественный транспорт (естественно, с некоторыми натяжками и упрощениями). Телеком проникает в наши жизни с вашей же помощью настолько глубоко, что в недалеком будущем на телекоме будут завязано такое множество других отраслей, когда проблемы телекома могут выйти боком всей (не побоюсь такого масштаба) государственной системе в целом. Да что я вам это говорю, вы всё это знаете и без меня.
И вот в свете всех этих тенденций по интеграции телекома в нашу жизнь особо остро встаёт вопрос о социальной ответственности операторов связи перед своими клиентами. Да, вы техники, ваше дело - наши "хомячьи" биты и байты передать куда нужно в разумные сроки по разумной цене и всё, якобы взятки с вас гладки. А нет, не выйдет. Теперь эти биты и байты вышли на уровень предметов первой необходимости (опять-таки с вашей же помощью). Для разных "пород хомяков" отсутствие или ухудшение качества доступа к аське, одноклассникам, варкрафту, ютубу и т.д. сравнимо по уровню бедствия с полным отсутствием или очередями за хлебом в магазине. Драмы, разыгрывающиеся зачастую в службах техподдержки, с одной стороны (с вашей) являются полной нелепостью, т.к. "хомяки" не умеют читать договор, не обладают достаточной компетентностью в разбираемом вопросе, "хотят странного" и т.п. С другой стороны ("хомячьей") оператор связи (если уж совсем абстрагироваться) выступает как некий наркодилер, который выкинул на рынок партию дешёвого и вкусного наркотика и потом вдруг либо вовсе прекратил его доставку, либо начал подмешивать примеси, когда число клиентов превысило критический порог, либо просто усложнил способ получения наркотика и увеличил время его доставки (не всегда по своей воле, а по причине проблем у вышестоящих поставщиков). Проблемы есть, и они, конечно, решаются. Но в мире правят рыночные взаимоотношения и межоператорский рынок не исключения, и, если оператору X не угодно иметь прямой стык с оператором Y - этого стыка не будет, и оператору X нет никакого дела до "хомяков" и их заботой о связности с оператором Y, он делает рыночные взаимоотношения, ничего личного. Причем такие нестыковки интересов размываются при многократном проходе "хомячьих" битов и байтов по сетям большого количества операторов - где-то там пинг скакнул, у кого-то "полка", обрыв линии связи, накрылся свич, а в итоге к ответу предстанет оператор последней мили, к которому и обратятся разгневанные "хомяки" и которых этот оператор завернет куда подальше с объяснением - "не нравится - не ешь".
"Не нравится - не ешь", сказали клиенту в столовой; "не нравится - не пей", сказали посетителю бара; "не нравится - не лечись", сказали пациенту в больнице; "не нравится - не дыши"... Не самое лучшее решение проблемы, вам не кажется? Да и нет его, такого простого и понятного решения, иначе давно бы уже счастливые "хомяки" резвились в своих виртуальностях, а довольные операторы связи пожинали ARPU или что вы там хотите пожинать. Всегда есть камень преткновения, и всегда будут недовольные чем-то "хомяки". Самое главное, имхо, при текущем уровне интеграции не допустить увеличения количества недовольных "хомяков", ведь когда они достигнут критической массы... Берегитесь, гнев "хомяка" страшен, ибо неуправляем. Иной "хомяк" в гневе сначала "выест мозг" техподдержке, затем секретарю директора, далее, если бастионы телекома не прочны - то и самому директору "мозг выест" и при этом совершенно не успокоится, а будет искать "косяки" в работе оператора и дальше, уже из-за вредности. Ну а что говорить, если "хомяки" собьются в "стаю"? Свернут всё что под руку попадется, даже горы. Только вот допечь их нужно, конечно, очень сильно до такой кондиции. Хотя уверен, есть и такие примеры в телекоме.
Итак, в итоге что у нас есть? Есть "мильёны хомяков" страждущих связности, и есть совокупность операторов связи, эту самую связность предоставляющих. И есть различие между тем, "чего хотят хомяки" и тем, чем и как оператор "может хомяков накормить". Разрегулирование всех разногласий между прорвами "хомяков" и оператором лежит только на операторе и ни на ком больше. Ну и зачем тогда вам, уважаемые телекомовцы, прятаться от нас на форумах и в своих серверных? Рано или поздно, разгневанные "хомяки" и там вас достанут и предъяват вам свои "станности". Вот только странностью-ли является желание "хомяка" получить то, что обещано? (мегабиты, доступ к конкретным ресурсам, безлимиты, адекватная техподдержка, прозрачность расчетов, и т.п.) Нет, по-моему "хомячьему" мнению совсем не странно, куда более странной мне кажется позиция операторов, которые создали нам "хомякам" необходимость в их улугах, а когда эти самые услуги предоставить не в силах, мол "лес там --->>".
Но, все-таки основные проблемы "хомяков" заключаются не в операторе последней мили. Локальные вопросы оператор в силах решить сам и быстро, и большая часть операторов так и делает. Куда больше проблем у "хомяков" после выхода их битов и байтов за сеть их оператора. Самое быстрое решение, которое приходит мне в голову - тотальное государственное регулирования той области телекома, которая ответственна за пиринг операторов. Вот вписать бы обязательное условие получения лицензии - пиринг всех и вся. Пирьтесь налево и направо, вверх и вниз, "хомяки" будут довольны. Технологическо-экономическая утопия? Да, но это самый сладкий сон "хомяка"...