Какие только казни не знала российская история. От сожжения заживо, сажания на кол, закапывания живьём в землю и заливания в горло расплавленного олова или свинца до банальных расстрела и повешенья. При просмотре исторических фильмов и чтении таких же книг я всё время поражалась: чего только ни придумает человек, какой только способ ни изобретёт, чтобы как-нибудь позатейливей умертвить себе подобного. Конечно, это было давно, сейчас у нас как бы демократическое и как бы гуманное общество. Как писал Гюго, «всё это происходило… в те времена, когда люди были немного более волками, чем в наши дни. Впрочем, не намного».
Какие виды смертной казни применяются в мире сейчас? Расстрел, повешенье, электрический стул, смертельная инъекция, газовая камера – в основном, в «цивилизованных» западных странах; побиение камнями, обезглавливание – это уже больше в исламских восточных. Хотя можно законно лишиться головы и в некоторых бывших французских колониях – Алжире, Гвинее и Марокко.

Колесова́ние – распространённый в Античности и Средневековье вид смертной казни. Колесование применялось ещё в Древнем Риме. В Средние века было распространено в Европе, особенно в Германии и во Франции. В России этот вид казни известен с XVII века, но колесование стало регулярно применяться лишь при Петре I, получив законодательное утверждение в Воинском Уставе. Колесование перестало применяться лишь в XIX веке. Приговорённому к колесованию железным ломом или колесом ломали все крупные кости тела, затем его привязывали к большому колесу, и устанавливали колесо на шест. Приговорённый оказывался лицом вверх, смотря на небо, и умирал так от шока и обезвоживания, часто довольно долго. Страдания умирающего усугубляли клевавшие его птицы. Иногда вместо колеса использовали просто деревянную раму или крест из брёвен.
На данный момент, как всем известно, в России существует мораторий на смертную казнь. В последний раз у нас приводили в действие смертный приговор в 1996 году. Не так уж давно, если подумать… А в 2009 году Конституционный суд отменил эту карательную меру окончательно и бесповоротно. Вроде бы, чего тут обсуждать?

Линчи́ (кит. «смерть от тысячи порезов») – особо мучительный способ смертной казни путём отрезания от тела жертвы небольших фрагментов в течение длительного периода времени. Применялась в Китае за государственную измену и отцеубийство в Средние века и при династии Цин вплоть до её отмены в 1905 году. В 1630 г. этой казни был подвергнут видный минский военачальник Юань Чунхуань. С предложением её отмены выступил ещё в XII веке поэт Лу Ю. При Цинской династии Лин Чи в целях устрашения совершалась в общественных местах при большом стечении зевак. Сохранившиеся описания казни расходятся в подробностях. Жертву, как правило, накачивали опиумом – то ли из милосердия, то ли чтобы предотвратить потерю ею сознания. Анализ фотографий указывает на то, что церемония занимала не больше 20 минут, а западные свидетельства о её особо длительной продолжительности, порядком преувеличены. Взятка палачу позволяла сократить длительность процедуры.
Однако споры о том, нужна ли смертная казнь в России, постоянно возникают. Видимо, волнует этот вопрос умы. Одни говорят: «
К стенке всех моральных уродов!». Другие возражают: «
Человеческая жизнь бесценна, а мы не звери, чтобы убивать себе подобных». Вот сгноить в тюрьме – дело другое… Давайте послушаем (точнее, почитаем) эти мнения.
Лариса Ценунина, работник правоохранительных органов: Я считаю, что смертная казнь нужна. Есть какая-то грань, перейдя которую, люди уже перестают быть людьми. Эти существа просто не должны жить. А учитывая менталитет в нашей стране, по-другому просто нельзя. Люди у нас ничего другого не боятся. А так хоть страх смерти будет влиять.
Hus.: За что именно, по вашему мнению, должна быть смертная казнь?
Лариса: Это, в первую очередь, убийства с особой жестокостью, изнасилования, особенно если в этом замешаны несовершеннолетние, серийные убийства. За экономические преступления не должны казнить.

Повешение за ребро – вид смертной казни, при которой приговоренному вонзали в бок железный крюк на веревке или цепи, цепляли его за ребро и затем вешали. Мучения осужденного в этом случае могли длиться очень долго; порой казнимые умирали от жажды. Часто руки жертве связывали, чтобы оставленный без присмотра повешенный не мог самостоятельно сняться с крюка и бежать. В России эта форма смертной казни была узаконена инструкцией для искоренения разбойников 24 декабря 1719 г. в качестве наказания для «вящих воров и разбойников». Но применялась она и раньше, например при взятии Соловецкого монастыря в 1676 г. Во время Второй Мировой войны подобные казни практиковались Гестапо и войсками СС. Также практиковалось повешение за челюсть.
Человек, пожелавший остаться неизвестным: Вы же не собираете бешеных собак в отдельные места и не ждёте, пока они поправятся. Их просто пускают в расход. Если человек осознанно ставит себя вне рамок норм поведения, принятых в обществе, он более не является частью общества, и общество не должно его кормить и тратить средства на его содержание, охрану и так далее. Именно поэтому я за смертную казнь, таким образом, общество становится чище. Ведь судебно-исправительная система по факту ещё никого толком не исправила. Пример из жизни. В позапрошлом году я задержал педофила, позже выяснилось, что он был ранее осуждён за убийство. Если бы моратория на смертную казнь не было, то он просто бы не вышел по амнистии, отсидев 8 лет. Если вернуть смертную казнь, то сократится количество рецидивов. На мой взгляд, при нашем менталитете это реально необходимая мера наказания. Как я это себе вижу. Должен быть определённый список тяжелых преступлений с единственной мерой наказания - смертная казнь, без вариантов. Убил (имеется в виду предумышленное убийство – прим. авт.)
, изнасиловал – всё, к стенке. Но не так что сегодня приговорили - завтра казнь, а с определённым сроком заключения на апелляции и прочий судебный фарс. Таким образом, должно сократиться количество невинно расстрелянных на основе ложных доносов или судебных ошибок.

Посаже́ние на́ кол – вид смертной казни, при которой приговорённого насаживали на вертикальный заострённый кол. В большинстве случаев жертву насаживали на кол на земле, в горизонтальном положении, а потом кол устанавливали вертикально. Первые упоминания относятся к началу II тысячелетия до н. э. Особое распространение казнь получила в Ассирии, где посажение на кол было обычным наказанием для жителей взбунтовавшихся городов. Применялась эта казнь по ассирийскому праву и в качестве наказания женщин за аборт. В Швеции XVII века оно использовалось для массовых казней членов сопротивления в бывших датских провинциях на юге страны (Скания). Как правило, шведы втыкали кол между позвоночником и кожей жертвы, и мучения могли длиться до четырёх-пяти дней, пока не наступала смерть. Схожая казнь пользовалась немалой популярностью в Южной Африке. Зулусы использовали казнь для воинов, проваливших свои задания или продемонстрировавших трусость, а также для ведьм, чары которых угрожали правителю и единоплеменникам. В зулусском варианте казни жертву ставили на четвереньки и потом забивали ей в задний проход несколько палок длиной 30-40 см. После этого жертву оставляли умирать в саванне.
Вячеслав Стривольный, культуролог, кандидат исторических наук: Я лично «за», но для этого должна быть подготовлена соответствующая система правосудия. Приговоры не должны выносить и приводить в исполнение люди заинтересованные. Известно, что ряды первых чекистов пополнялись за счёт освобождённых уголовников и людей, приговорённых к смерти. Для многих из них приводить смертный приговор в действие было чуть ли не наслаждением, собственно, как и работа, связанная с насилием. Человек должен понимать всю ответственность принимаемого решения. Потому в древности, согласно традициям, смертный приговор приводил в исполнение сам правитель или уполномоченное лично им лицо. Так поступали на Руси, уже в Российской Империи, если вспомните Петра I, в некоторых странах Востока.
Hus: А как же гуманность и прочее?
Вячеслав: Учитывайте то, что если мы будем смотреть на казнь глазами западно-европейского гуманизма, для которого в осязаемой реальности существует только тело (дух не рассматривается им как реальная субстанция), несомненно, придём к выводу, что гуманнее, чтобы преступник жил и переосмысливал свою жизнь, ведь после смерти все равно ничего нет. Если мы смотрим на жизнь, к примеру, глазами индийских махараджей, которые следовали слову ведических писаний, то видим следующую картину: есть душа (собственно, живое существо), которая находится в колесе Самсары, колесе рождений и смертей, и проживает миллионы жизней в различных формах – телах (то курицей, то собакой, то человеком). Тело, получаемое существом в следующей жизни, определяется законом кармы (карма означает «деятельность»), то есть исходя из тех поступков, что совершал человек, слов, которые произносил, и мыслей, которыми заполнял свой ум… «жил по-свински, мечтал о свинском счастье – получишь тело свиньи», примерно так.
Согласно их культурной традиции, существо в теле человека наделено сильным разумом и способностью совершать осознанный выбор, ощущать добро и зло, потому ему даются законы. Нарушая законы, совершая плохие поступки или преступления, человек зарабатывал угра-карму («ужасную»), и даже если уходил от наказания при жизни, после смерти его ожидало захватывающее «путешествие» в одну (а то и несколько) из 28 адских планетарных систем, где для «грешной души» предусмотрена определенная система «исправительных мер» (за изнасилование – принудительное совокупление с раскалённой металлической женщиной, за убийство невинных медленное разрывание тела на куски, за лжесвидетельство – сбрасывание со скалы на землю, после чего переломанные кости жертвы срастаются, и вновь его сбрасывают – и так сотни, тысячи и миллионы лет по «адскому летоисчислению», на Земле при этом может пройти не более суток). Также описывается, что ощущение страдания сильнее «там» в 40 млрд. раз, чем самые ужасные боль и страх, что испытывал человек при жизни «в теле», на Земле. По окончании «срока» душа, отстрадав, получает возможность снова идти к совершенству…

“Увидимся в Аду, сладенький”
Hus: И при чём же тут смертная казнь, если законами природы, следуя этой логике, и так всё предусмотрено?
Вячеслав: Так вот, правитель должен был обладать милосердием, и смертная казнь существовала для того, чтобы лишить жестокого преступника возможности рецидива, обезопасить общество, держа в страхе иных нарушителей, а также, самое главное, по законам кармы, уберечь эту «душу» от миллионов лет адских мук, чтобы дать ей возможность совершенствоваться и дальше. После казни душа получала новое рождение в новом теле. Правитель отрубал убийце голову (или иной способ казни), при этом увеличивал свою «хорошую» карму и помогал преступнику достигать совершенства. И это более гуманно, по меркам Востока, и экономически незатратно, и смерть всегда страшна для человека. Но: правитель должен был быть достойным человеком и не испытывать радости от процесса наказания, не делать это из чувства мести – да вообще, если вы изучите, сколько в мировоззрении «восточного» человека нюансов, удивитесь! Однако, проявив «гуманность» и оставив убийцу, садиста жить, пусть даже в тюрьме, правитель тем самым готовил для него пекло ада, а себе, за малодушие, зарабатывал угра-карму. Однако, согласно «Ману-самхите», по сути, древнейшему юридическому документу, любого преступника судили индивидуально и избирали индивидуальную меру наказания.

Дьявольский ветер – название типа смертной казни, заключается она в привязывании приговорённого к жерлу пушки и последующем выстреле из неё сквозь тело жертвы (как ядром, так и «холостым» зарядом пороха). Данный тип казни был разработан британцами во время Восстания сипаев (1857-1858 годы) и активно применялся ими для умерщвления мятежников. Особый ужас данного типа казни для приговорённых заключался в том, что «Дьявольский ветер» неизбежно разрывал тело жертвы на куски, что в свете религиозных и общественных традиций Индии имело весьма негативные последствия для расстреливаемого.
Гелюра Головных, учитель йоги: Я против. Для тех, кто совершал страшные преступления, смерть была бы слишком лёгким выходом. Человек должен искупить то, что он натворил. А смерть – это не искупление, это в данном случае побег, избавление. Поэтому такие преступники должны сидеть в одиночных камерах, чтобы у них было время подумать и осознать (а потом можно и умереть, в заключении и своей смертью – прим. авт.)
. Раньше таких людей сажали в темницы, заковывали в кандалы – и это правильно. Тюрьма у нас считается наказанием – это не должно быть так, тюрьма должна быть искуплением.
Hus.: Многие люди говорят: «Почему мы должны платить налоги на содержание преступников?»
Гелюра: Это вопрос меры ответственности. Мы тоже отвечаем за всё, что происходит вокруг. Эти все преступники взращены в нашем государстве, в нашем обществе. Мы все в какой-то степени ответственны за них. Налоги – это наша плата за это. Поэтому я считаю, что, да, мы должны их содержать.

Замораживание. Страшным видом казни, применявшимся в России во время Гражданской войны, было обливание человека водой на открытом воздухе при сильном морозе. Центральное бюро партии эсеров выпустило заявление, где говорилось, что в Воронежской губернии, в селе Алексеевском и других селах, сотрудники «чрезвычайки» (ЧК) выводят людей голыми на мороз и обливают холодной водой до превращения их в ледяные столбы. 24 декабря 1918 г. так был казнен Феофан (Ильменский), епископ Соликамский. Его раздели, заплели волосы в косы, связали их, продели в них жердь и на этой жерди опускали в прорубь на реке до тех пор, пока епископ не покрылся льдом толщиной в два пальца.
Если обратиться к статистике, то получается, что б
ольшая часть россиян страстно желает смертную казнь вернуть. По данным фонда «Общественное мнение», 62% наших соотечественников высказываются «за», а категорически против – только 5%. Остальные колеблются. Это данные за март 2012 года, но вряд ли с тех пор что-то сильно изменилось.

Казнь после смерти. Казнь умершего человека это, конечно, нонсенс. Тем не менее, история знает немало курьезных случаев, когда человека казнили после того, как он умер. В конце IX века папский престол в Риме занимал епископ Формоза. Когда он умер, новый папа Стефан VI решил… судить своего предшественника. Для этого, через несколько месяцев после кончины Формоза вырыли из могилы, одели в папские одежды, посадили на трон и подвергли суду. Во время судебного разбирательства были доказаны грехи Формозы, за которые его лишили папского престола. Затем папу казнили – сначала отрубили ему три пальца, которыми он благословлял народ, после чего труп за ноги протащили по Риму и сбросили в Тибр.
Обществом правит страх. Если в законах государства есть смертная казнь – страх, что казнят. Если нет – страх пострадать от рук неказнённых преступников.
К счастью, страх – не единственная движущая сила.
Комментарии9
Да, если бы какой-нибудь отморозок перестрелял всю семью, а затем заявил бы - "это все потому, что у нас засилье .... [вставить любое по желанию]". Какое отношение дети и подростки (замечу, что вполне себе норвежские) имеют к тому, что брейвику не нравились иммигранты в стране?
Конечно, глядя на Европу с ее "толерастией", где пидоры и иммигранты зачастую имеют гораздо больше прав, чем коренное население, хочется покрутить у виска. Впрочем, наши тоже стараются вовсю - принятие закона о "нарушении чего-то там верующих" раскалывает общество и дискредитирует юриспруденцию в целом.
Но будем посмотреть на весь этот цирк, да.