– … Обычный аквариум объемом 2-2,5 тысячи литров…
– Как вы думаете, он мог передвинуть его незаметно?
– Он же фокусник, спросите у него!
Лондон, конец 19 столетия. Время извозчиков, паровозов и первых опытов гениальных ученых с электричеством. В домах терпимости льются слезы, а в местных варьете кипят страсти почище шекспировских: на глазах людей тонут в резервуарах с водой молоденькие ассистентки престидижитаторов, трещат пальцы незадачливых добровольцев из зала, льется кровь – молодые амбициозные иллюзионисты стреляют друг в друга прямо во время представления. Когда два великих фокусника своего времени – Профессор магии и Великий Дантон сойдутся в финальной немыслимой битве – битве умов, холодного расчета и монструозной изобретательности, – мало не покажется никому.
Когда автору одноименного романа Кристоферу Присту поступило предложение от студий Warner Bros. и Touchstone Pictures об его экранизации, он, вдохновленный картинами «Преследование» и «Моменто», настоял, чтобы у руля проекта встал не кто иной, как Кристофер Нолан. Студии же ратовали за Сэма Мендеса, неоднократно проявлявшего интерес к творению английского прозаика. Как оказалось, выбор, сделанный писателем, оказался единственно верным – атмосфера первоисточника как нельзя кстати соответствовала умению Нолана нагнетать фирменную жуть и выстраивать дьявольски запутанный сюжетный лабиринт из флэшбеков, недомолвок и многозначительных взглядов.

Сегодня можно сказать, что результат превзошел все ожидания – редкому мастеру кино удается настолько же виртуозно пройти по острию ножа, как это сделал Кристофер Нолан: удовлетворить запросам массовой читающей публики, заранее настроенной скептически к любой попытке перенести любимое произведение на большой экран, да еще сделать это настолько самобытно, что ничего не стоит перетянуть на свою сторону и тех высоколобых эстетов, которые на всю современную беллетристику смотрят так, как будто хватанули изрядный кус дерьма. Не у дел остаются лишь те, говорящие междометиями, фанаты порнухи, «Постала» и «Бладрэйн», вся мыслительная деятельность которых примерно выражается и сводится к слову «ааргх» – трудно переводимому набору букв со страниц аляповатого комикса. Ну, и те еще, у кого по обыкновению или с утра, иногда разом, болит голова. Предупреждением им служит уже с первых секунд рефреном повторяемая в фильме фраза: «
Вы внимательно смотрите?».

А смотреть, чтобы насладиться фильмом в полной мере, лучше не только внимательно, но и несколько раз подряд: при повторном заходе становятся заметны проскакивающие тут и там фрагменты, казалось бы, сложнейшей мозаики; режиссер словно разыгрывает изящный спектакль перед теми, кому в кайф обманываться и строить ложные предположения, легко руша невидимые барьеры экранов и предлагая зрителю самому стать участником эффектного номера, в котором найдется место еще не одному тузу или джокеру.

Актерская игра не вызывает ни малейших нареканий, да и трудно, наверное, было бы ожидать от дуэта Джекмана и Бэйла какого-то иного эффекта, чем наэлектризованный, пахнущий озоном воздух. И даже не потому, что Росомаха и Темный рыцарь – это всегда круто. Просто они еще и очень талантливые актеры, не ограничивающие свой актерский диапазон участием в фильмах, в которых игра производится одной лишь тщательно проработанной мускулатурой и изящно изогнутыми бровями. Роберт Энджер и Альфред Борден – их персонажи здесь – две стороны одного целого, дополняющие друг друга не как Джекилл и Хайд, но как абсолютно равнозначные и в тоже время такие непохожие личности, движимые общим чувством испепеляющей мести и сочетающие, каждый в себе, черное и белое в равных пропорциях. Зрителю предстоит решить, а возможно, что и не раз еще поменять свое мнение относительно того, на чьей же стороне в данный момент времени находятся его симпатии.

«Престиж» – та песня, из которой не выкинешь ни слова. Здесь нет затяжных панорам и злоупотреблений крупными планами, каждый кадр просчитан необходимостью по секундам, последовательность сцен из разных времен задает нужный ритм повествованию, пока в конце сие действо не выливается в нечто невообразимое, еще долгое время после финального кадра и композиции группы «Radiohead» не выпуская из цепких лап и держа во власти своих мощных аккордов.
Итог: Штучная работа редкой выделки без привычных всем гэгов, чернухи, эротизма и соплей, поражающая своим магическим зарядом за счет одних уже только коллизий и вдохновенной актерской игры.
Оценка: 10 из 10
Комментарии2
Актёрская игра зависит от режиссёра в первую очередь, т.к. актёры показывают то, что хочет видеть режиссёр. Можно вспомнить множество примеров, где хорошие актёры на экране просто никакие, но режиссёр видел это так и всё. Ну в основном это в России. Просто не стоит забывать о режиссёре и уповать на один актёрский талант. То же касается и Скарлетт Йоханссон.