Иркутск с разбитым лицом

Владимиру Путину не нравится "лицо" Иркутска. Сергею Ерощенко тоже. А где же план развития?
mainimg
Что случилось: “Сочи, 17.04.2013 Президент Владимир Путин провел рабочую встречу с губернатором Иркутской области Сергеем Ерощенко… глава государства акцентировал внимание губернатора на необходимости разработки генерального плана развития Иркутска на 10-20 лет…Об этом заявил сегодня президент РФ Владимир Путин на рабочей встрече с губернатором Иркутской области Сергеем Ерощенко, трижды задав ему вопрос о наличии такого плана”.
http://news.mail.ru/politics/12784604/
ИА «Телеинформ»


Неужели сам Путин должен был напомнить нашим градоустроителям о необходимости разработать наконец-то генплан города?!

Это ведь варварство – не иметь внятный генплан и ПДП (проекты детальной планировки) по районам и кварталам до сих пор (особенно в центре)? О какой цивилизации XXI-го века может идти речь в городе, который застраивается без Генерального плана?! Без проекта?! Не представив общественности согласованную и всех удовлетворяющую архитектурную концепцию?!

При этом иметь свой архитектурный факультет и научные кафедры, защищать кучу кандидатских и докторских диссертаций, занимаясь прожектёрским «словесным дизайном», а на практике вести хаотичное (без плана?!) активное агрессивное строительство на исторической территории, изменять лицо города?

Я считаю, что это осознанное варварство и коррупционное вредительство. Поскольку, не имея общей концепции и детальных проработок, градочиновникам на местах легко «индивидуально согласовывать» и застраивать всё что угодно и где угодно – «по договорённости» с заказчиком. Протаскивая «под ковром» торгашеские прожекты бесчисленных «супер-пупер-мега-маркетов» и «бизнес-сити-центров», уродующих и уничтожающих лицо и историю самобытного уникального города. Превращая его в набор поспешных самопальных полу-промышленных бетонно-стеклянных коробок-ангаров универсального назначения – для бесчисленных офисов и бутиков.

Драгоценная территория исторического центра захватывается для последующей ренты наследными градо-помещиками. Хватай наглее и строй быстрее – пока нет внятного генплана города!

* * * * *

Я помню, как мы, первые выпускники архитектурного факультета ИПИ (1978 года) мечтали и обсуждали – каким будет Иркутск, предвкушая участие в создании красивой грамотной концепции исторического центра города! Мой преддипломный проект назывался «Сохранение и реконструкция исторического центра Иркутска»… Но уже тогда он не пришёлся по вкусу нашим главным городским архитекторам, дипломным руководителям В.А. Павлову и В.Ф. Буху. Меня обозвали «журналистом от архитектуры» за призыв не разрушать, а сохранять; не застраивать центр города, а разумно восстанавливать, реанимировать, лишь эксклюзивно вживляя аутентичные и сомасшабные строения.

«Архитектор должен строить новое! А не носиться как дурак с писаной торбой с этими деревяшками!» – было требование социндустриального освоения Сибири, как отголоски «…весь мир разрушим до основания, а затем…». «Ваш Иркутск с его вторичным “сибирским барокко” и дешёвой прорезной резьбой ничего не стоит с точки зрения европейской культуры. Как, например, иркутянам смешны и не представляют ценности сараи в каком-нибудь Бохане», – говорил Владимир Азариевич Павлов. Мощная личность, талантливый зодчий, но это он, питерский варяг, заложил у нас традицию безжалостного отношения к наивной архитектуре аборигенов. И эти заветы первых иркутских архитектурных учителей до сих пор воплощают их практикующие ученики.

…А мне даже пришлось поменять тему диплома.А потом и профессию. Так я и остался «журналистом от архитектуры». Не получилось участия... Кто-то, как я, отказался быть подельником в бессмысленной или конъектурной застройке и уничтожении города (не имея госзаказа и потребности на культурную разумную архитектуру), кто-то смирился, кто-то продался...

* * * * *

Не нужны до сих пор властям правильные и грамотные культурно-архитектурные решения, требующие жестких ограничений от застройщиков-беспредельщиков, алчно видящих только рентабельную прибыль в бессистемном поспешном строительстве, в захвате жизненного пространства. И, кажется, не могут они справиться со строительной мафией. Как и с зачисткой территории под очередной ларёк – еженощными пожарами в «трущобах» – нашем отчим наследии, занесённом в реестр ЮНЕСКО. Кто-то за них наказан?

Очень выгодно всяким прохиндеям при горстройке не иметь утверждённого плана! И главное – не согласованного с населением, с общественностью города – каким же они его хотят видеть?

Поэтому и зарос центр города бессистемными новостроями, уничтожившими лицо Иркутска, превращая его в безликий остекленело-кубический «сити» или фальшиво-исторический торгово-питейный декоративно-картонный городок-теремок...

Я, видимо, рассуждаю наивно и уже не профессионально, но что первое должен сделать главный архитектор, главный строительный чиновник города, района, квартала? – Не места под гаражи и кабаки распределять, кулуарно и субъективно «согласовывая фасады» и проекты ларьков. А собрать команду, объявить всемирный конкурс, организовать работу и представить обществу и городским властям полноценный и внятный концепт города! С учётом всех современных и исторических градостроительных, культурных и эстетических требований. А не только экономические схемы распределения зон и площадок, которые нам показывают.

– Ответить нам, наконец, хотя бы на простой и первый вопрос: мы будем сохранять исторический Иркутск? Да или нет? Как? Или будем на его месте строить новый город? Какой?

А если новый, то можно узнать – как он будет выглядеть?

Да, это не совсем те вопросы, на который отвечает официальный документ «генплан города». Но нам, горожанам, мало что говорят экономические и транспортные схемы. Они должны быть, но главное, чем занимается архитектура, – это создание художественной среды! Причём в контексте истории и культуры! Об этом, кажется, забыли наши архитекторы? А вне исторического контекста это уже не архитектура, а просто строительство и инженерия.

Странный недоверчивый у нас президент – генплан Иркутска вроде бы есть? Что-то утверждали, рисовали, проводились общественные слушания? А Путин всё равно про Генплан спрашивает… И мы всё равно не имеем представления – каким же будет наш город, наша улица завтра или через десять лет?

Или это иесть тот «словесный дизайн», мастерством которого прекрасно овладели наши чиновники? Когда на словах и в их диссертациях всё прекрасно, а выйдешь на улицу, посмотришь вокруг и «…хочется плакать и убивать!».

Нас, наивных, интересует реальность. Мы верим своим глазам. И видим ими какую-то несуразность. Трудно поверить, что вот эти шедевры современной архитектуры входят в генеральный план застройки центра города:

imgimg

Вот и даже Путин интересуется.Трижды переспрашивает.

Так, может быть, хоть сейчас нам ответят специалисты: каков будет художественный облик города; улиц, центральных кварталов, микрорайонов? Небоскрёбы или даун-хаосы? Или потешные городки «стотридцатых кварталов», увешанные иноязыкой евро-пейско-торгашеской рекламой? Или, например, что будет на месте ЦПКО – кто признается? Не расчистили ли кладбище и парк от детских каруселей, чтобы построить там элитный жилой комплекс? – Есть такое подозрение…

Как, наконец, собираются решать транспортную проблему?

– Где это можно увидеть? Как принять участие в обсуждении и критике этого насущного для всех горожан проекта и вопроса: каким должен быть наш город, что и где будет построено в ближайшие 10-20 лет?

Ау, чиновные архитекторы – «главные строители»!
Слабо вам сделать такой план и повесить его на центральном месте, чтобы все видели, критиковали или радовались?
И гордились – вот таким будет наш город!

* * * * *

Я рад, что мои многолетние мольбы к Богу дошли (видимо, попутно) и до Президента! И к нашим хозяевам:
Господа и слуги народные! Представьте нам внятную концепцию нашей жизни! Хотя бы в Иркутске.

И, может быть, теперь, при поддержке Владимира Владимировича и губернатора, я добьюсь своего – хоть перед смертью увижу и полюбуюсь, каким же будет наш город? Хотя бы в фантазиях и обещаниях наших прославленных иркутских зодчих. Получивших уже все вожделенные регалии и звания, награды и премии международных конкурсов. Но так и не удосужившихся сделать генеральный план Иркутска и предложить горожанам цивилизованный современный вид на их жительство.

Фото и текст ©.Беседин, 18.04.2013

Приложение

Вот как выглядят генпланы в цивилизованных странах и городах:

1) Генплан Waterfront City, который будет расположенн между Дубаи и Абу Даби в ОАЭ.

Не «русская» архитектура, но понятно и видно, каким будет город:


2) Астана:

Беседин Олег • 18 апреля 2013 в 19:00

Комментарии5

Согласен с каждым словом автора!

Процитирую вот эту фразу - "Это ведь варварство – жить и строить без внятного генплана и ПДП (проекты детальной планировки) по районам и кварталам до сих пор (особенно в центре)? О какой цивилизации XXI-го века может идти речь в городе, который застраивается без Генерального плана?! Без проекта"?

Автор назвал несколько ФИО "архитекторов" - геростратов. Расширим список.

Мыслится что их намного больше. И не только "архитекторов" и "строителей". Салацкий, Шкуропат, Говорин, Якубовский, Кондрашов, Воронцов - их рать, случайных людей, "почетных граждан" Иркутска. Приложивших свою дурную энергию к стиранию Иркутска. В результате их "деятельности" Иркутск к 2013 году просто огромная помойка. В дождь - грязная и покрытая мусором, в сухую погоду пыльная и покрытая мусором. Текущая власть вообще не понимает, или делает вид что не понимает происходящего Иркутского архитектурно - строительного шабаша. Иркутск - это Чернобыль в архитектуре и строительстве.
18 апреля 2013
Сообщение от валерия белоусоваПосмотреть сообщение
Согласен с каждым словом автора!
Процитирую вот эту фразу -
"
Это ведь варварство – жить и строить без внятнго генплана и ПДП (проекты детальной планировки) по районам и кварталам до сих пор (особенно в центре)? О какой цивилизации XXI-го века может идти речь в городе, который застраивается без Генерального плана?! Без проекта"?
Автор назвал несколько ФИО "архитекторов" - геростратов.
Расширим список.
Мыслится что их намного больше. И не только "архитекторов" и "строителей". Салацкий, Шкуропат, Говорин, Якубовский, Кондрашов, Воронцов - их рать, случайных людей, "почетных граждан" Иркутска. Приложивших свою дурную энергию к стиранию Иркутска. В результате их "деятельности" Иркутск к 2013 году просто огромная помойка. В дождь - грязная и покрытая мусором, в сухую погоду пыльная и покрытая мусором. Текущая власть вообще не понимает, или делает вид что не понимает происходящего Иркутского архитектурно - строительного шабаша. Иркутск - это Чернобыль в архитектуре и строительстве.


Валерия, спасибо за дополнение и поддержку!
Ещё можно посмотреть фото в альбоме "Одноклассников"
"Маразмы нашего городка" :
www.odnoklassniki.ru/group/49567351242774/album/53474365669398
или
www.odnoklassniki.ru/discussions/6/492694731683
18 апреля 2013
PS
Так, есть ли у нас реально действующий генплан или нет? Почему президент спрашивает? – Для него нет генплана?!
И для нас его нет! – В том понимании и в том виде, каким мы хотим знать наш генеральный план по архитектурному преобразованию города.
Вот, кстати (или не кстати?) похожая тема:

Приложение 2: Похожая ли тема в Бишкеке?

Кому выгодно скрывать генплан Бишкека?
12/04/13 07:28, Бишкек – ИА «24.kg/», Диля ЮСУПОВА

Бурное строительство - признак того, что экономика активно развивается. Вот и в Бишкеке куда ни глянь - повсюду долгострои, корявые высотки и множество строительных площадок в самых разных районах города. Активность заметна прежде всего в престижных районах города - в центре и парковых зонах.
Ни для кого не секрет, что участки вокруг парков - столичных «зеленых легких» - всегда в цене. Возможность построить дом своей мечты или ресторан с гостиницей есть только у толстосумов. Они привычно решают свои вопросы посредством конвертов. И с некоторых пор у чиновников мэрии появилась страшная тайна - генплан столицы. Его засекретили, что, очевидно, позволило муниципальным властям распоряжаться участками в престижных районах так, как им хочется.
Ярким примером стала застройка парка Ататюрка, Карагачевой рощи. Уже обнесли забором и Молодежный парк.
И вдруг член фракции СДПК (партии власти) Данияр Тербишалиев публично обвинил мэрию Бишкека и даже самого Ису Омуркулова в незаконной выдаче земель в парковых зонах для дальнейшего отчуждения в частную собственность. Чиновники, естественно, принялись опровергать. Парламентарий пугает их тем, что представит факты и доказательства. Однако пока не торопится.

ИА «24.kg/» поинтересовалось у респондентов: так кому же выгодно засекречивать генеральный план города?

Иван Понедельченко, частный предприниматель:
- Безусловно, сокрытие генерального плана Бишкека выгодно в первую очередь градоначальнику и тем департаментам мэрии, которые связаны со строительством. Благодаря такой ситуации есть возможность продавать разрешения на возведение новых объектов, в том числе жилья. А еще это выгодно тем, кто является застройщиком. Получается круговая порука: «свои» получают возможность строить в престижных районах и имеют многомиллионный доход.
Да, такие откровенно серые схемы рано или поздно раскроют. Но проблема в том, что уже будут нарушены все нормы строительства и безнадежно испорчен ландшафт. Да и вообще качество построек оставляет желать лучшего.
А вся «борьба» с нарушителями сводится к незначительным штрафам и предписаниям. В итоге «наведения порядка» беспринципные чиновники и недобросовестные застройщики продолжают свою деятельность.

Сапарбек Султанов, эксперт, заслуженный строитель КР:
- Засекречивание генерального плана выгодно в первую очередь самим чиновникам Бишкека. Но здесь нужно понимать, о чем мы спорим. Общий генеральный план - это стратегический план. А есть еще проект детальной планировки, в котором каждый район города тщательно прорисовывается и разрабатывается. На это необходимы деньги, и немалые. Разработчики же обходятся эскизами, общими картинками, которые утверждаются. Но этим как раз и пользуются недобросовестные чиновники. В этом случае уместна пословица «закон что дышло: куда повернул, туда и вышло». На самом же деле в самом генплане ничего секретного нет. Чиновники сознательно вводят в заблуждение общественность, подразумевая под ним топографическую карту. Она действительно является секретной информацией. Но и ею пользуются как раз сами чиновник, когда им «необходимо» ублажить кого-то из строительных магнатов.
Ярким примером может стать Южная магистраль. Вдоль нее, согласно генеральному плану, выделены участки под социальное жилье, под ипотечное строительство, для школ и детских садов. Спустя какое-то время я узнаю, что эту землю уже нарезали под частную застройку каким-то блатным.

Равшан Жээнбеков, депутат Жогорку Кенеша:
- План развития города стал секретным документом, потому что во многих авторитарных странах делают на этом деньги. Участвуют многие руководители государств, мэры. Скрывая информацию о земельных участках, которые могли бы приобрести, например, и рядовые граждане, перекраивая генеральный план и меняя расположение будущих объектов как заблагорассудится, чиновники делают большие деньги. Это выгодно всем, кто имеет доступ к документам. Ну а тому, кто решает и ставит подписи, выгодно вдвойне. Вообще сговор в вопросах строительства присутствует во всех ветвях власти. В народе же все прекрасно знают, где и сколько земли принадлежит тому или иному чиновнику. Возьмите село Байтик, трассу на Ош. Рассекречивать план надо немедленно, иначе для нормального капитального строительства места просто не останется, а о парках вообще придется забыть.

Чынгыз Кубатбеков, начальник отдела градостроительства Государственного агентства по строительству и региональному развитию:
- Ну есть же закон о государственной тайне, и он применим к генеральному плану города. Закон есть закон. Генеральный план - это стратегический документ, и только на уровне правительства уполномочены решать, стоит его рассекречивать или нет.

Данияр Тербишалиев, депутат парламента, фракция СДПК:
- Сокрытие генерального плана в первую очередь выгодно мэрии и Госстрою для реализации своих коррупционных схем. Ведь так легко в мутной воде делать свои мутные дела. Бизнесменам все равно, куда платить - официально или в карман чиновнику. А последний у нас всегда выходит сухим из воды.

Калыбек Алыкулов, директор Кыргызского научно-исследовательского института проектирования и градостроительства:
- Контроль за исполнением генплана лежит на правительстве, оно должно нести всю ответственность за правильную или неправильную его реализацию. Генеральный план лежит там, наверху, этим и пользуются. Нарушает в первую очередь тот, кто над генпланом хозяин. А вообще надо привыкать к изменениям. Нам необходимо уплотняться, ведь город растет. А среди населения чиновникам надо проводить разъяснительную работу.

Иса Омуркулов, мэр Бишкека:
- Как мэру города мне невыгодно скрывать генеральный план. Меньше всего хочется, чтобы вокруг этого вопроса создавался ажиотаж - как будто под этим скрывается что-то секретное. Мы работаем открыто и прозрачно. Согласно решению правительства, в 1995 году генеральный план получил статус секретного документа. В настоящее время принимаются меры для его рассекречивания.

http://www.24kg.org/perekrestok/152039-komu-vygodno-skryvat-genplan-bishkeka.html
http://www.24kg.org/bishkek24/147405-kalicha-umuralieva-generalnyj-plan-bishkeka.html
19 апреля 2013
«Архитектор должен строить новое! А не носиться как дурак с писаной торбой с этими деревяшками!»
«Ваш Иркутск с его вторичным “сибирским барокко” и дешёвой прорезной резьбой ничего не стоит с точки зрения европейской культуры. Как, например, иркутянам смешны и не представляют ценности сараи в каком-нибудь Бохане»
Спасибо, что вы напомнили нам эти здравые слова умного человека и архитектора. К сожалению, сейчас они совершенно заболтаны «журналистами от архитектуры». Генеральный план города – дело очень хорошее, но, боюсь, что в Иркутске сей документ просто парализует любое строительство. Иногда свобода лучше плана. Разве по ген.плану строились Венеция, Рим?
Все старые европейские города (Париж, Лондон и пр.) в 20 веке прошли этап кардинальной перестройки со сносом средневековых сарайчиков, столь милых сердцу «журналистов от архитектуры». Я очень сомневаюсь в мужестве и интеллектуальных способностях иркутских архитекторов сделать то, что необходимо для города в 21 веке.
Дай бог, чтобы я ошибался.
19 апреля 2013
Сообщение от saltlessПосмотреть сообщение
«Архитектор должен строить новое! А не носиться как дурак с писаной торбой с этими деревяшками!»
«Ваш Иркутск с его вторичным “сибирским барокко” и дешёвой прорезной резьбой ничего не стоит с точки зрения европейской культуры. Как, например, иркутянам смешны и не представляют ценности сараи в каком-нибудь Бохане» ...сделать то, что необходимо для города в 21 веке.
Дай бог, чтобы я ошибался.



Не нужен генплан, да здравствует свобода?

– Салтлесс, всем известны либерастические мечты торгашей ловить тараканов своей бармы в сумраке беспредела.
Найти мужество для ваших бутиков и офисов снести всё старое дерьмо?
– Салтлес, всем известны дерьмократические потуги жлобов и западлопоклонников превратить Иркутск в пародию Нью-Йорка!

Салтлесс, и Вы с ними?


Зачем наш город и язык поганить? – Ну и езжайте туда на готовенькое! Слабо?
Или торгашам и прохиндеям здесь проще выживать и наживать среди наивных аборигенов, впаривая им брендовую туфту в утробу и в мозги?

Ваши "мужественные" предшественники уже уничтожили великую Россию.
А ваши "интеллектуальные" последыши теперь выгодно распродают остатки.
А вам всё мало?

Но я очень надеюсь, на остатки мужества, порядочности и профессионализма иркутских архитекторов и чиновников.
– Что они, не боясь кнутов вашего криминального шантажа, и не продаваясь за пряники вашей порочной мзды, всё же смогут сделать для города то, что необходимо в 21 веке!

И чёрт с вами, если вы не ошибаетесь!
19 апреля 2013
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться