Разговор в стиле джаз

Что увидели иркутяне на концерте американки
mainimg
Джаз – это всегда импровизация. Я имею в виду джаз классический. Всегда это буря чувств и эмоций. Это всегда претенциозное заявление, дерзкая реплика в адрес слушателя. И вот мне выпала честь оказаться на пресс-конференции, посвященной приезду замечательной джаз-исполнительницы Джоан Майнор, которая в тот же день выступила в BeerlogaXL в рамках фестиваля «Джаз на Байкале». Надо сказать, что выступление Джоан открывало весь фестиваль.

image

На пресс-конференции выяснилось,что Джоан – темнокожая американка, проживающая сейчас на территории Франции.Она любящая мать, внимательная бабушка и очень улыбчивая дама. На самом деле,по опыту общения с иностранцами могу сказать, что именно таких, как она, мне встречалось подавляющее большинство. Во всяком случае, именно такие приезжают в Россию, ведь неуспешные люди вряд ли покидают пределы страны, правда? Но, так или иначе, на сцене она превращается в чувственную и великолепную женщину,которой хочется улыбаться и просто подпевать. Её импровизация, её диалог со слушателем повергал в восторг всех, знающих английский. Всё это буквально заставляло дрожать и покрываться мурашками. Описывать бесполезно – это энергетика, льющаяся на слушателя от человека со сцены вместе с невероятными вибрациями бас-гитары, которая вместе со звуками барабана и клавишных просто берет вас за шиворот, фамильярно и небрежно выдыхает вам в лицо густой, но с тем приятный дух атмосферы.

image

You must love me in a 100 percents and I will give you every inch of meJoan Minor

Там же, на пресс-конференции, Джоан спросили, чем отличается публика в Америке от публики, например, в Европе. Она ответила, что в США люди более открытые и воспринимают всё с шумом и криками, а в Европе она поначалу вообще думала, что никому ничего не нравится, но все дело было в том, что европейцы вслушивались в каждую ноту и в каждое слово. Конечно же, это требовало большого сосредоточения, и потому европейцы были менее радушны. Однако в «Берлоге» певицу ждал вовсе не европейское и даже не американское, а самое теплое русское гостеприимство и отклик.



image

Многие из нас с вами так или иначе слушают джаз, даже не являясь его ярым поклонником. Как правило, это достаточно фешенебельные рестораны с живой музыкой, живые выступления местных самородков, инструментальные эпатажные представления.

На сцене Джоан появилась в сопровождении известных любому любителю джаза в Иркутске группы «Доктор Jazz». И начался, полился неспешный, лёгкий и струящийся диалог Джоан и публики бара под аккомпанемент иркутских виртуозов.

image
image
image

Если честно, это был мой первый серьезный визит на мероприятие такого рода, и джаз-исполнительниц я видела только в кино, например, в «9 ярдов» с Брюсом Уиллисом и Мэтью Перри. Там джаз-вумен тянула вокальную партию под саксофон и контрабас с роялем, если я не ошибаюсь. И звучало это великолепно. Я несколько раз перематывала тогда еще кассету с фильмом именно на этот момент, из-за чего на этом месте фильм вскоре начал сильно фонить. Так вот, выступление Джоан было таким же от начала до конца. Хотелось перематывать его и перематывать, over and over again.



image

Джоан Майнор – одна из тех исполнителей, что отдают публике все тепло, талант и превосходную музыку. Ее выступления всегда живые и захватывающие с самой первой ноты, а ее джаз всегда остается стильным и прекрасным, как она сама. Когда-то ее талант заметил и отметил легендарный Би Би Кинг. Теперь Джоан сама стала легендой. Она не только успешно выступает на сцене, но и делится своим мастерством с учениками. Джоан является послом джаза в Замбии, Танзании, Габоне и руководит церковным хором.

На следующий день после выступления Джоан я решила немного «пошерстить» направление джаза в принципе – от того, где он зародился, до самых его ярких современных представителей.

Оказывается, зародился джаз в Новом Орлеане ориентировочно в 1910, и со времени своего основания успел обзавестись достаточно большим числом поджанров. Авангардный джаз, Азербайджанский джаз, Бибоп, Диксиленд, Классический джаз, Кул, Ладовый джаз, Латиноамериканскийджаз, Афро-кубинский джаз, Свинг, Смус-джаз, Соул-джаз, Фри-джаз, Фьюжн, Хард-боп, Цыганский джаз, M-Base, Third Stream – и это только то, что показала Википедия. Джаз произошел на стыке двух культур: африканской и европейской, и унаследовал глубокое и проникновенное исполнение черных музыкантов и европейскую эстетику. Был даже такой период времени в истории джаза, когда он считался народной музыкой. Было это примерно до Первой Мировой войны, потом стало популярным сколачивать биг-бэнды, где было четкое распределение партий среди игравших. Но только в шестидесятых джаз признали как отдельный жанр. Под влиянием времени, различных культур и традиций джаз постоянно менялся и развивался, приобретая все новые грани и оттенки.

image

Джаз всегда вызывал интерес среди музыкантов и слушателей по всему миру вне зависимости от их государственной принадлежности. Достаточно проследить ранние работы трубача ДиззиГиллеспи и его синтез джазовых традиций с музыкой темнокожих кубинцев в 1940-е или более позднее соединение джаза с японской, евроазиатской и ближневосточной музыкой, известные в творчестве пианиста Дейва Брубека, так же как и у блестящего композитора и лидера джаз-оркестра Дюка Эллингтона, комбинировавшего музыкальное наследие Африки, Латинской Америки и Дальнего Востока.

image

Джаз постоянно впитывал и не только западные музыкальные традиции. Например, когда разные художники стали пробовать работу с музыкальными элементами Индии. Пример этих усилий можно услышать в записях флейтиста Пола Хорна во дворце Тадж-Махал, или в потоке «всемировой музыки», представленной, например, в творчестве группы «Орегон» или проекта Джона Маклафлина «Шакти». В музыке Маклафлина, раньше в основном базировавшейся на джазе, в период работы с «Шакти» стали применяться новые инструменты индийского происхождения, вроде хатама или таблы, зазвучали запутанные ритмы и широко использовалась форма индийской раги. Художественный Ансамбль Чикаго был ранним пионером в слиянии африканских и джазовых форм. Позднее мир узнал саксофониста/композитора Джона Зорна и его исследования еврейской музыкальной культуры, как в рамках оркестра Masada, так и вне его.

Эти работы вдохновили целые группы других джазовых музыкантов, таких как клавишника Джона Медески, сделавшего записи с африканским музыкантом Салифом Кеита, гитариста Марка Рибо и басиста Энтони Коулмена. Трубач Дейв Даглас с вдохновением внедряет в свою музыку балканские мотивы, в то время как Азиатско-Американский Джазовый Оркестр появился в качестве ведущего сторонника конвергенции джазовых и азиатских музыкальных форм. Поскольку глобализация мира продолжается, в джазе постоянно ощущается воздействие других музыкальных традиций, обеспечивающих зрелую пищу для будущих исследований и доказывающих, что джаз – это действительно мировая музыка.

image


И приятным бонусом напоследок будет вокальная партия Джоан, исполненная ею прямо на пресс-конференции к удивлению журналистов.



Фото: Ольга Ермоленко и Мария Оленникова
Видео: Артём Кулаков на телефон.
Луи Армстронга как-то раз спросили: что такое джаз? На что он ответил: “Если вы об этом спрашиваете, то вам никогда этого не понять”.

Савченкова Екатерина • 16 апреля 2013 в 13:50

Комментарии

Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться