Oppa... Mormon style

Иркутские мормоны оказались не только хорошими учителями английского
mainimg
«Так, по интернету с мормоном пообщалась, теперь надо вживую. Для полноты картины», – подумала я и отправилась к мормонам в родном Иркутске. Про «полноту картины» – это я, конечно, преувеличила. Вся картина более-менее может быть только у самих последователей церкви, а я, извините, не настолько фанатичный корреспондент, чтобы ради статьи вступать в стройные ряды какой-либо организации.

СПИК ИНГЛИШ

Мне было уже известно, что по вечерам два раза в неделю (вторник и пятница) в помещении на улице Грязнова они проводят бесплатные занятия для всех желающих по английскому языку. Значит, идем туда. С улицы ничто не выдавало присутствия здесь мормонов. И только поднявшись на второй этаж можно было увидеть табличку: «Церковь Иисуса Христа Святых последних дней». Осторожно заглядываю внутрь: стол с буклетами и листовками, гардероб, кабинеты, на стенах изображения Христа с апостолами, портрет основателя движения Джозефа Смита, фотографии последователей, стенгазета. Похоже на элитную школу с элементами офиса (или на офис с элементами элитной школы, не важно).

Желающие учить инглиш делятся на две группы: начинающим преподают на русском, а тем, у кого с этим дела обстоят получше, – на английском. Все занятия ведут миссионеры из США. Подробно останавливаться на том, как проходит обучение, я не буду. Скажу только, что все проходит в легкой непринужденной обстановке. Важная составляющая – общение один на один с носителем языка. Ко мне подсаживается приветливая женщина лет 50-ти. Оказалось, что ее зовут Найдженел, она из штата Айова и уже 4 месяца живет в Иркутске, «находится на миссии» – так это называется. Но в основном миссионеры – это молодые люди 19-21 года. У них так принято. Исполнилось юноше 19 – вперед на миссию, нести свет и добро в массы.

image

После занятий всем предлагается остаться на молитву. Впрочем, никого насильно не держат, желающие могут свободно уйти. Надо сказать, что мормоны молятся не по каноническому тексту, а импровизируют. Есть стандартные начало («Отец наш небесный») и конец («Аминь»), а все остальное – слова от души.

Мне хотелось поговорить с кем-нибудь из зарубежных миссионеров. Узнать, по какому принципу определяется, кто куда поедет, как их к этому готовят. Вообще понять, каково это – быть миссионером в современном мире. А то у нас ведь слово «миссионер» обычно вызывает только одну ассоциацию: стоящий в кругу папуасов человек в длинной рясе и что-то им проповедующий. А, ну да, еще, «миссионерская поза», извините.

На то, что я журналист, американцы отреагировали нормально, один из них, по имени Кристенсен Старейшина Кристенсен» – так было написано на его бейджике), согласился ответить на мои вопросы. А вот русские отнеслись с подозрением. Сразу взгляд такой, знаете, оценивающий, с прищуром. Наверное, они уже научены горьким опытом общения с прессой или что-то в этом роде. Оказалось, что вот так запросто дать мне интервью они не могут – нужно спросить разрешения у старших. А что я хотела? Это организация с жесткой иерархией. Кристенсен кому-то позвонил, немного поговорил и сказал, что да, наверху согласились. Но будет это не сейчас, а через три дня. Потому что сейчас уже некогда, а в понедельник у них как раз мероприятие. Почти что в семейном стиле, на квартире. Можно прийти на часок раньше, побеседовать, потом, если я захочу, то смогу остаться. Мол, приходите, будет интересно, вас ждет теплый прием и чай с плюшками. «Чай с плюшками» – это я так образно выразилась, мормоны не пьют чай, разве что зеленый. На прощание Найдженел меня обнимает (это было несколько неожиданно, но приятно) и еще раз говорит: «Приходите».

НЕСОСТОЯВШИЙСЯ «ЧАЙ С ПЛЮШКАМИ»

И вот понедельник. Я поднимаюсь на 12-й этаж, в голове давно созрел план предполагаемой статьи: в каком ключе подать, как завершить… И муа-ха-ха! Мормоны встретили меня во всеоружии. «Всеоружием» оказался Вячеслав Пляскин, главный по связям с общественностью среди иркутских мормонов, член Союза журналистов со стажем, бизнесмен и что-то там еще до кучи серьезного. Короче, человек солидный, авторитетный и обладающий большим житейским опытом. Вот. И он, скрестив руки, смотрит на меня, нет, не враждебно, но крайне подозрительно и уж точно не доброжелательно. Мол, девочка, ты кто вообще? Что у вас за издание такое? Хусхом? Не слышал раньше о вас ничего… Рядом сидят старейшина Кристенсен и старейшина Адамс (тоже молодой парень) и светятся солнечными улыбками.

Эй, народ! Я к вам, можно сказать, с открытой душой, зачем такие противотанковые укрепления? С другой стороны, они же не могут знать точно, что я задумала вполне доброжелательную статью. После продолжительного вступления и долгой беседы Вячеслав, наконец (когда я задала прямой вопрос), сказал, что, к сожалению, не может согласиться на интервью. Потому что у Hushome нет официальной регистрации. «Вот когда появится, мы будем рады сотрудничать. Таковы наши правила».

image

Вы не подумайте, меня никто не гнал. Наоборот, мы еще долго разговаривали. О Церкви Иисуса Христа Святых последних дней, конечно же. Мне рассказывают – я иногда что-то спрашиваю – мне отвечают… Предполагается, что это вовсе не интервью. А заранее заготовленных вопросов (довольно невинных, кстати, и абсолютно не провокационных) об участи современного миссионера мы не касались. Ну и ладно.

Один из важных пунктов разговора: «Мы не женимся на мертвых! Точка. С уважением, мормоны». Я чуть не сгорела со стыда. Я-то в первой части статьи написала, что… Ой. Поверила Интернету, никогда так не делайте.

Кристенсен еще пояснил: «Мы верим, что после смерти муж и жена, прошедшие обряд запечатывания (другое название «брак на вечность», свадебный обряд мормонов – прим. авт.), будут вместе всегда. Не «пока смерть не разлучит нас», а вечно. И дети их будут вместе с родителями. Например, мои родители прошли этот обряд, и мы с братом и сестрами после смерти будем с ними одной семьей. Но я ведь хочу, чтобы, например, мои прапрабабушка и прапрадедушка тоже были вместе с нами. А они обряд запечатывания не проходили. И я могу выполнить этот обряд за них».

Кстати, когда я позже попросила разъяснить этот момент Андрея Колпакова (респондента из первой части статьи), то он ответил: «Уточняю: не живых с умершими. А если мужчина и женщина при жизни были женаты, то за них делается подобный обряд».

Вот что значит, один не понял вопроса, а другой не понял ответа. Практика разных трактовок одних и тех же слов в действии. Так что опровергаю свои же слова: живые мормоны на «мертвых душах» не женятся. Вот крестить, да, крестят.

Под конец взгляд Вячеслава немного, как мне кажется, потеплел. Мне представилось, что он подумал про меня что-то вроде: «Девочка неразумная и легковнушаемая. Задавить ее авторитетом не представило никакого труда. Пффф, дитя!». Вполне вероятно, что он вовсе так не думал, а это я тут нафантазировала. Ребята из Америки все так же ободряюще мне улыбались.

image

«Ну, ладно, я, пожалуй, пойду», – сказала я часа через два. И ушла еще через полчаса. Кристенсен сказал: «Извините, что так получилось с интервью». Мне вручили Книгу Мормона и пригласили посетить в субботу День открытых дверей и посмотреть видео-трансляцию Генеральной конференции в Солт-Лейк-Сити. «Не уверена, но постараюсь прийти», – заверила я и поспешила к выходу. В соседней комнате веселые мормоны играли в жмурки. Видимо, это была часть того самого интересного мероприятия, на которое меня звали и которое я благополучно просидела в соседней комнате.

Поначалу я была в некотором смятении. Писать материал или не писать? Ведь эти люди не хотят публикаций в неофициальных изданиях. И я даже сказала: «Хорошо, появится у нас регистрация, и я к вам приду». Но потом поняла, что регистрация у нас, скорее всего, не появится. По крайней мере, в ближайшее время. И что теперь, забить на статью? Но ведь если материал выйдет, то получится, что я их обманула, а мне такой расклад не нравится. С другой стороны, я сама чувствовала себя несколько обманутой, когда меня сначала позвали на встречу, а потом сказали (да еще и не сразу), что интервью не будет. Я могла вообще не представляться журналистом, а сделать вид, что просто так к ним пришла, вся из себя такая потенциальная мормонка – и таким образом выведать информацию. Но мне почему-то хотелось действовать максимально честно – и вот итог. И, самое главное, как мне опровергнуть ошибочное высказывание в первой части статьи (про свадьбы с мертвыми), не написав вторую? Протерзавшись так некоторое время, я решила, что материал-таки будет.

Так что простите меня, добрый Кристенсен, улыбчивый Адамс, приветливая Найдженел и вы, Вячеслав. Вы мне очень понравились, правда, но статья будет.

НЕ ИНТЕРВЬЮ С МОРМОНАМИ

Во время нашего длинного разговора я узнала несколько моментов о религии мормонов, которые, как кусочки пазлов, дополняют общую картину. Например, то, что они не употребляют спиртное и не курят.

Владислав: Мы много внимания уделяем нашему физическому здоровью. Пьющий или курящий человек может посещать наши собрания, но членом нашей Церкви он не станет. Если он не может преодолеть этого в себе, значит, он не будет с нами. В России это большое препятствие для людей.

У мормонов мужчины и женщины занимают не совсем одинаковое положение. Как сказал Владислав: «Мы идем рядом, но мужчина все-таки немного впереди». В Церкви Иисуса Христа Святых последних дней женщины не получают священства.

Владислав: У нас женщины не становятся старейшинами, только мы можем.

Кристенсен: Зато я не могу вступить в «Общество милосердия»…

«Общество милосердия» – это исключительно женская организация в рамках Церкви. Женщины помогают старейшинам в их миссиях, много внимания уделяют воспитанию в семье, ведут дискуссии по изучению священных писаний и тому подобное. Для мормонов семья и дети – это очень важно. Найдженел, к примеру, – мать шестерых детей. «Я 15 лет работала дома с детьми», – сказала она. Воспитание детей – работа, мормоны это понимают. А у нас если женщина сидит дома с ребенком, то считается, что она как бы ничего и не делает, домохозяйки не уважаются, хотя это не самый легкий труд, что уж говорить.

image

То есть у мормонов есть четкое деление социальных ролей на мужские и женские. Они считают, что семью содержать обязан именно мужчина, женщина не должна этим заниматься. Также мужчина-мормон не должен уклоняться от службы в армии.

Еще интересный момент, уже не относящийся ни к семье, ни к гендерному разделению. Руководитель мормонской Церкви, ее президент считается пророком. Эдаким официальным представителем Бога на земле, которому помогают двенадцать апостолов. Мормоны считают, что раз Иисус выбрал себе апостолов, то и сейчас чин апостола тоже должен существовать.

image

Мне очень интересно, как представители разных течений последователей Христа по-разному трактуют Библию. И у каждого – свое логическое обоснование. Есть такая арабская пословица: «Перегородки между религиями не достают до неба». Выскажу свое личное мнение, не хотите – не соглашайтесь. На самом то деле, абсолютно не важно, к какой религии вы принадлежите, не важно, верите ли в Бога вообще. Какая разница? Важно (сейчас скажу жуткую банальщину) быть хорошим человеком. Идти своим путем, получать свои собственные жизненные уроки, кому-то для этого нужно православие, кому-то – индуизм, кому-то – шаманизм, а кому-то вообще религия не нужна.

Один мой хороший знакомый написал у себя в блоге: «Главный секрет – это иметь колоду мировоззрений. И вовремя вынимать козырь: быть то трикстером, то экзистенциалистом. И иногда просить милости у всевышнего, не забывая, что он, как и я, атеист».

P.S.: Во избежание возможных проблем (мало ли?) у моих респондентов подтверждаю, что интервью они мне не давали, а просто со мной разговаривали. Чисто по-человечески. А я вероломно вставила их слова в свою статью. Вот так.
Надежда Журавлёва • 16 апреля 2013 в 9:00

Комментарии3

упоротые эти мормоны, ходил я один раз к ним на карламаркса, задавал коварные вопросы, а они все отвечали "мы верим в это потому что это истина"
16 апреля 2013
круто, а я просто хожу туда инглиш практиковать. а как начинают про Христа заговаривать, встаю и ухожу. всегда срабатывает!
16 апреля 2013
Тож ходил к ним в 2005-м, немного английский подучивал. Они тогда обитали по соседству с Домом офицеров. Занятия у нашей группы проводили пара американцев, да русская девушка. Американцы доброжелательные, позитивные, рады всем помочь. А вот наша русская - вобще дура какая-то, хамила всем, смотрела на всех как на врагов. Как они её только взяли?. Вобщем, заинтересовались они тогда мной шибко, сомневались что я русский, потому что выглядел я, по их мнению, как натуральный американец (кроссовки, широкие джинсы, разные толстовки с названиями американских спортивных клубов, бейсболка). Сильно хотели завербовать в свои ряды, говорили, типа, будешь ездить с нами по городам. Постоянно предлагали встречи под любым предлогом, расспрашивали за жизнь, где живу, можно ли в гости ко мне наведаться. В итоге меня эта назойливость начала напрягать и я перестал к ним ходить.
19 апреля 2013
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться