Не могу сказать, что отношусь к людям, которые хорошо разбираются в законах, принимаемых нашим государством. Без дополнительных комментариев специалиста, способного донести простым людям, не имеющим юридического образования, суть нововведения, мне остается одно: “авось не коснется”. Однако коснулось, точнее должно коснуться.
В недавнее время в СМИ бурно обсуждался новый законопроект «Об образовании». Образованию у нас вообще сильно достается, а тут очередной законопроект, да какой-то провокационный, вызывающий волну недопонимания и вопросов. Оставалось выяснить, что «было» и что «будет», а главное – каким образом это может нарушить привычный ход жизни.
Хотя дело тут даже не в нарушении запрограммированного для тебя перевороте календаря, здесь как раз все в порядке. Другое дело, прогрессируем ли мы при этом или вновь пытаемся все усложнить, чтобы уж точно черт ногу сломал.
Оказалось, что причина «речевого бунта», показанного по телевизору, сосредотачивается вокруг уникальных школ, гимназий и лицеев.
Было: в статье 12 «Образовательные учреждения» сказано, что тип и вид образовательного учреждения устанавливаются учредителем (учредителями) при создании образовательного учреждения и изменяются по решению учредителя (учредителей).
Будет: в статье 23 «Типы образовательных организаций» типы образовательных учреждений теперь четко определены: 1) дошкольная, 2) общеобразовательная, 3) профессиональная образовательная, 4) образовательная организация высшего образования.
министр образования РФ Ливанов
Таким образом, уменьшается количество типов образовательных организаций, разделение на виды (лицеи, гимназии, авторские школы) полностью исчезает. В сопроводительной справке Минобрнауки это объясняется «необходимостью убрать избыточное дробление образовательных организаций, которое создавало необоснованные административные барьеры, а также трудности при лицензировании и госаккредитации».
Значит ли это, что все школы будут теперь одинаковыми? А как же авторское начало в педагогике? Как же дети одаренные? Или напротив, те, кому требуется больше времени на постижение предмета?
Чиновники заявляют, что работающие гимназии и лицеи смогут использовать в наименовании «специальные названия в соответствии с особенностями осуществляемой образовательной деятельности». Закон был принят 21 декабря 2012 года, а вступает в силу с 1 сентября 2013 года.
Поволноваться, наверное, есть повод, потому что как-то непонятно, что это за специальные названия и каким образом они будут появляться. Чтобы не выдумывать лишнего, было решено позвонить в департамент образования г. Иркутска для консультации. С первого раза, как говорится, не получилось, ибо на мой не столь замысловатый вопрос девушка по ту сторону трубки, слегка смутившись, стала интересоваться о новом законе у коллег, по всей видимости, не понимая, что ее может слышать интересующаяся сторона. После полученной от коллег информации голос в трубке обрел уверенность и заявил, что в названии появятся кавычки (и это целая поправка к закону?!).
Hushome: Авторских школ это тоже коснется?
– Эм… Знаете, я этот закон сама еще не видела, – сказал виноватый голос и отправил меня на консультацию по другому телефону.
Далее я попала к заместителю начальника департамента образования г. Иркутска Екатерине Николаевне Шмидт, которая объяснила, что некоторым учебным заведениям необходимо будет пройти систему перерегистрации до 2014 года, но ни лицеи, ни гимназии, как многие могут подумать, закрывать не будут. На вопрос, затронет ли данный закон авторские школы, Екатерина Николаевна пояснила, что часть названия будет заключена в кавычки как имя собственное.
Теперь хочется понять, а новый законопроект действительно облегчит систему лицензирования? Если изменится название, а функции останутся прежние, то в чем суть данных изменений? Пожалуй, ответ на эти вопросы сможет дать только время, подкидывающее трудности и необходимость вносить новые поправки.
Главное – чтобы в итоге мы смогли повысить уровень образования любой школы, ибо за всем этим стоят те, для которых все это делается, – дети, а также весь педагогический состав, с терпением переносящий на своих плечах все попытки улучшения российского образования сверху. Именно поэтому я отправилась в школы города Иркутска поговорить с теми, кто в первую очередь оценит плюсы и минусы нового закона, а также заодно познакомит со своими школами (авторскими школами, как мы их привыкли называть).
А вы знали, что самый длинный урок продолжался с 15 по 17 апреля 2003 года в государственной высшей школе Лэйдли (Квинсленд, Австралия)? Профессор Мари Барроуз читал лекцию по биологии классу из 26 учеников 54 часа подряд.
Первым человеком, с которым мне удалось побеседовать, оказался не просто учитель, а заслуженный учитель России, директор Центра образования № 47 г. Иркутска – Надежда Геннадьевна Тютрина.
Hus: Надежда Геннадьевна, новый закон об унификации лицеев и гимназий как-то отразился на вашем учебном заведении?
– Не отразился. Пока не отразился. Центр образования – это статус общеобразовательного учреждения, в которое входит общеобразовательная школа с возможностью разноуровневого образования и различные структуры дополнительного образования. Когда закон начнет работать, возможно, изменения коснутся и нас.
Hus: Десять лет ваше учебное заведение имело название «Авторская экспериментальная школа полного дня с гуманитарно-эстетической направленностью № 47». Почему пришлось изменить название?
– Школа была задумана как экспериментальная по созданию новой модели школы, в которой ребенок в течение полного дня под патронажем воспитателей мог получать разноуровневое общее и дополнительное образование, развивать свои способности и таланты. Такими были авторские идеи первого директора. Официально такого статуса общеобразовательного учреждения не существует, поэтому в рамках очередной аккредитации нашему учреждению был присвоен статус Центра образования. А от авторских идей мы не отказались, они развиваются в условиях современной экономической и социальной ситуации. Раньше было мало таких нестандартных школ, теперь их достаточно много.
Hus: В чем уникальность вашего учебного заведения?
– Мы себе не должны давать такую характеристику, если б вы этот вопрос задали родителям… Современная школа должна отвечать определенным требованиям: профессионализм кадров, безопасная образовательная среда, возможность получать дополнительное образование, созданные условия для самореализации учащихся и педагогов.
Hus: Насколько ваши выпускники конкурентоспособны?
– Мы часто общаемся с нашими выпускниками, следим за их судьбой, проводим опросы. Они высоко оценивают роль школы в своей судьбе. Нужно понять, что, с одной стороны, мы участвуем в судьбе ребенка немного времени, всего 11 лет, с другой стороны, эти годы приходятся на главный период в жизни человека – период формирования личности и уровня его притязаний.
Если в этот короткий срок становление личности будет построено грамотно, то и судьба сложится хорошо. Кроме получения качественного образования ребенок должен получить и социальный опыт, он должен научиться «проживать» с разными людьми, находить общий язык со всеми учителями и сверстниками, должен уметь ставить цели и находить пути для их достижения, научиться обходить «острые углы». Сама жизнь диктует нам это. И если ученик приобретет этот опыт, сформируется его жизненная позиция, то он станет не только успешным человеком, но и грамотным руководителем.
Если говорить о самой школе, то ничего особенного я в ней не нашла. На мой взгляд, обычная школа с обычными требованиями к себе, родителям и ученикам.
Альберт Эйнштейн с раннего детства зачитывался книгами и к последнему году обучения в гимназии знал о физике больше, чем его преподаватели. Знания и преподавание, основанное на страхе, насилии и искусственном авторитете, больше не устраивали Эйнштейна, и он ушел из гимназии за год до ее окончания и занялся самообразованием.
Следующим образовательным учреждением, которое я решила посетить, оказалась Школа Леонова. Разговариваем с директором школы, президентом, кандидатом педагогических наук, доцентом Ириной Алексеевной Покровской.
Hus: Ирина Алексеевна, у вас на входе висит икона…
– У нас долгое время работал священник, который преподавал предмет «Закон Божий», но потом он перешел служить в другую епархию. Сейчас в школе преподается «светская этика» и «Православная этика», а на входе икона Сергия Радонежского.
Hus: Вы считаете себя уникальной школой?
– Уникальной? Да. Когда создавалась школа, мы планировали, что выпускники, окончившие нашу школу, будут поступать в технический университет. Мы были тогда единственной школой, которая на практике осуществляла систему непрерывного образования: детский сад, школа, вуз. У нас был свой детский сад, своя школа и университет, в котором дети продолжали учиться.
Hus: Вы это сохранили?
– У нас есть детский сад для детей с трех лет, есть университет, в который выпускники после окончания школы поступают. Но после введения ЕГЭ мы перестали сдавать совместный вступительный экзамен в университет, и наши дети поступают в университет по результатам ЕГЭ. Но систему непрерывного образования мы сохранили: у нас есть преподаватели, которые преподают и в техническом университете, есть преподаватели, которые руководят научно-исследовательской работой учащихся.
Hus: Ваши ученики конкурентоспособны?
– Обобщать трудно, все дети разные. Примерно в год есть два или три выпускника, кто не смог себя реализовать: поступил, но по тем или иным причинам не закончил высшего учебного заведения. Но в основном все выпускники добивались тех целей, которые перед собой ставили. Но не только школа несет за это ответственность. Понимаете, школа может развивать способности, заложенные в ребенке от природы, а может их задавить.
Hus: Вы развиваете?
– Да.
Hus: Каким образом?
– В нашей школе учитель и ученик – это одна команда, которая вместе работает над одной проблемой. Мы не подавляем личности ученика в процессе воспитания, у нас каждый ученик имеет свое собственное мнение, которое учитель уважает. Малое количество детей в классе позволяет нам это делать. При поступлении в школу мы не ведем отбор "лучших", мы работаем с любым ребенком, стараемся сделать его лучшим.
Hus: А какую школу окончили вы?
– Обычную. В Иркутске.
Hus: Не думаете ли вы, что новый закон об упразднении лицеев и гимназий создаст единообразие образовательных учреждений?
– Думаю, нет. Я считаю, что суть самих школ (лицеев, гимназий, школ с углубленным изучением отдельных предметов) не изменится, они будут иметь возможность реализовывать свои образовательные программы. Хотя изменение наименования учреждения потребует значительных финансовых затрат. Да и как на практике будет реализовываться этот закон, пока можно только предполагать...
Шкала моего недопонимая росла, накладываясь на общее представление о школе Леонова. Кстати говоря, школа создает самые приятные впечатления, точнее его создают именно работники школы. То время, которое я провела в коридоре, ожидая приема директора, слегка помутило мой рассудок. Со мной поздоровались практически все учителя, проходившие по своим делам, причем появлялись они всегда неожиданно, что мешало мне первой показать степень своей воспитанности. Исчезали же работники образования демонстративно, показывая свою стать и мощь, одновременно приветствуя охранника и проносящихся со скоростью ветра ребят. Наверное, такая дружелюбность способствует иллюзорному осознанию себя как личности…
Но не стоит забывать, что первое впечатление может оказаться ошибочным, впрочем, как и любое последующее.
Однажды, во время сильной бури, юный Исаак Ньютон решил поставить свой первый научный опыт: измерить силу ветра. Для этого он прыгал по только что вскопанным грядкам – сначала по ветру, а затем против него, замеряя длину своих прыжков и определяя разницу. Опыт удался, но не с точки зрения спокойствия матери: затоптанные грядки привели ее в ужас!
Последняя школа, куда мне пришлось отправиться, оказалась Иркутская Вальдорфская школа. Сразу хочется отметить, что, попав в такое учебное заведение, я немного растерялась. Никогда мне не приходилось оказываться в незнакомом месте, чтобы все мое существо вдруг пожалело, что ему никогда не доводилось бывать здесь раньше.
Директор Виктор Павлович Штрассер вместо привычного диалога с радостью согласился поводить меня по школе, что оказалось беспроигрышным вариантом.
В коридорах обычные люстры, создающие ощущение уюта и тепла, на стенах рисунки, выполненные в теплых тонах, а из какого-то кабинета звучит приятная музыка. Все здесь нравилось душе и телу. Если честно, мне стало как-то неловко за свой визит. Как будто ты врываешься в священное место с целью выяснения его возникновения, а это оказывается бессмысленным, и, самое главное, никому не нужным, потому что здесь все хотят только одного – уважения к святыне.
Мне не приходилось спрашивать, чем школа отличается от других, все было предоставлено моему взору. Взять хотя бы кабинет директора, которого я так и не обнаружила. В классической школе это чуть ли не эшафот! Вспомните, самое страшное – это попасть в кабинет к «нему»… А в Вальдорфской школе я не смогла отыскать самого почетного места, где на высокой двери золотистыми или потертыми красными буквами виднелось бы одно слово «Директор». В этом здании самые лучшие места отданы ученикам, ведь это их дом, их крепость.
Осмелюсь сказать, что Вальдорфская школа – это школа, к которой можно «прикоснуться». Дети много занимаются физическим развитием, что способствует вырабатыванию силы воли ребенка.
основатель Вальдорфской школы Рудольф Штайнер
– Силу воли укрепляет необходимость обязательного доведения начатого дела до конца, до приемлемого результата. И в этом смысле на любых предметах можно и должно, добиваясь от каждого ученика непременного выполнения посильной для него задачи, способствовать укреплению его воли. Однако наиболее эффективными в этом плане являются уроки рукоделия и ремесла, поэтому в нашей школе место их в ряду учебных предметов, их роль и значимость – выше, чем в других школах, хотя они вовсе и не являются в нашей школе "профилирующими", – объяснил мне директор школы.
Здесь не хотелось задавать никаких вопросов, потому что каждый из них мне уже казался глупым и ненужным. А про влияние нового закона Виктор Павлович сказал просто:
– Полное наше название Автономная некоммерческая негосударственная образовательная организация «Иркутская Вальдорфская школа». В этом плане мы оказались даже немного впереди остальных.
Будет ли новый закон во благо – сказать трудно, ведь он еще даже не вступил в силу, но меня удивляет и настораживает другое: почему принятый закон до сих пор неизвестен некоторым учебным заведениям? Хотя о чем это я… Он неизвестен некоторым сотрудникам департамента образования.
Когда по телевизору выступает человек, занимающий руководящую должность, нам постоянно приходится слышать, что России требуется сплоченное сильное общество, ведь только оно даст нам нерушимую, могучую державу. Однако все эти разговоры и выяснения никаким образом не запретят родителям отводить свое чадо именно в ту школу, где, по их мнению, ему будет лучше всего. И абсолютно неважно, будет ли это название с кавычками или же нет, главное ведь совсем в другом…
КСТАТИ
А какие еще “нетрадиционные школы” нас окружают?
“ШКОЛА ШАЛУНОВ”, год основания – 1902

«
Давайте нам сюда самого ужасного тихоню, мы его живо научим шалить» – таким был девиз удивительной школы, созданной в Баку педагогом А. Радченко. Это подразумевало, что любого запущенного, закомплексованного ребенка можно превратить в радующегося жизни, веселого и резвого. День в этой небольшой школе строился достаточно оригинально. После двух-трех часов занятий дети накрывали на стол и, прежде чем усесться, делали гимнастику или пели гаммы и упражнения – для развития слуха и укрепления лёгких. В расписании это было обозначено как «время воя голодных волков». Затем – игры на свежем воздухе, занятия ручным трудом и художественным творчеством и, наконец, самое любимое – пение или чтение вслух, соединённые с разговорами по душам. Таблицу умножения дети изучали так: плясали под мелодию вальса, польки или мазурки и пели под них таблицу умножения. Странно, но запоминали быстро и навсегда.
“ШКОЛА ЖИЗНИ”, год основания – 1925

В центр всей учебно-воспитательной деятельности педагоги «Школы жизни» положили «учение с увлечением». По сути, это был полигон для претворения в жизнь тех теоретических и методических разработок, которые были созданы Н.И. Поповой и ее коллегами в предшествующее десятилетие. Учебный материал в «Школе жизни» подбирался на основе изучения детских интересов и окружающей среды. Например, знания по математике дети получали при выполнении практических заданий – таких, как подсчет продуктов, их распределение, ведение отчета, вычисление площадей и объема помещений. Дети изучали не отдельные предметы, а такие комплексные темы, как «огород», «поле», «река», «крестьянская изба», «мастерская», причём в основном — во время работы или экскурсий. С наступлением холодов «Школа жизни» возвращалась в город, но летние впечатления еще служили источником различных учебных бесед, исследований, письменных работ.
“ШКОЛА ИГРЫ И СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ”, год основания – 1945

Вряд ли в истории педагогики найдётся аналог 210-ой школе г. Ленинграда. Дело в том, что, когда она открылась, 1 сентября 1945 г. за парты сели 750 ребят, учившихся ранее в 526 школах Советского Союза. Основная масса их вернулась в Ленинград из эвакуации, часть же пережила здесь блокаду. Через пару лет все, кто приходил в школу, поражались удивительной сплочённости детского коллектива, его заряженности на добрые дела, кипучей активности. Различные игры, типа «Тайна белого пакета», увлекательно реализовывали систему школьного самоуправления. Ученики в захватывающей обстановке романтики, игры получали шифрованные донесения и, двигаясь по маршруту, выполняли задание, которое всегда имело большое краеведческое, познавательное и общественно-полезное значение.
“ШКОЛА ЩЕТИНИНА”, год основания – 1994

Школа-комплекс – результат 30-тилетних поисков, экспериментов, проб и ошибок заслуженного учителя России, академика педагогических наук Михаила Щетинина. Дети в этой школе изучают программу 10-летней школы за 1 год, учат одновременно 3 иностранных языка, умеют петь, танцевать, рисовать, обучаются 10-15 рабочим специальностям и получают по 2-3 высших образования к 16 годам. «
Да разве ж такое возможно?» – спросите вы. Хм… я не знаю, но это всегда можно проверить. Говорят, учатся там не вундеркинды, а самые обычные дети. Весь секрет заключается в отношении к ребенку как к равному себе человеку. Именно в равной атмосфере сотрудничества детей и взрослых раскрываются ранее спавшие внутренние потенциалы.
Интересно, что здесь принято называть всех по имени-отчеству, независимо от возраста. Это делается для того, чтобы повысить самооценку ребенка. Неудивительно, что из выпускников школы вырастают люди, обладающие чувством собственного достоинства.
Конкурс в этой школе, по данным из СМИ, – 3500 человек (!) на место. Один из журналистов спросил директора: «
По какому принципу Вы отбираете будущих воспитанников? Это жизненный опыт или Вы экстрасенсорными способностями обладаете?» На что Щетинин ответил: «
Мне кажется, я очень простой человек. Как все простые люди, я обладаю удивительным даром видеть, потому что не видят люди, возомнившие о себе. Вы замечали, что мудрые люди, как правило, простые люди, а когда у человека не хватает ума, он начинает дорабатывать отсутствием простоты. Когда мы встречаем людей в нашей школе, мы хотим найти в них основы для простого здравого видения мира, ищем в человеке сопереживание. Я только что смотрел девочку, я взял баян и стал петь песню: “Ой, да не вечер, то не вечер”. Мне важно, как она чувствует народную музыку, народную песню, жива душа или нет. Смотрю, она чувствует. Играю “Славянку”, она плачет, значит, жива в ней память предков».
Сами педагоги этой школы говорят, что в этой школе не учат любви к Родине, помощи людям, умению учиться. Все происходит как бы «между прочим», просто проходит день за днем. В 1998 году комиссия ЮНЕСКО назвала школу Щетинина лучшей в мире.
Комментарии1