Хорошо, однако, сказал Юрий Левитанский, но сегодня мы поговорим не о женщинах, хоть и актуально, и не о дорогах. Предмет более тонкий – религия. Не считаю должным подводить тебя, уважаемый читатель, к столь щепетильной теме какими-то окольными путями, ведь редактор со мной тоже не церемонился.
Если Вы человек религиозный, с молоком матери впитавший традиции своего народа и неожиданным образом расист или расистка, то можете не беспокоиться, а читать дальше. Более того, если Вы дилетант в вопросах веры, то опять ничего страшного. Резюмирую: не разрешено лицам младше 12 лет.
Мы живем в поликонфессиональном городе, поэтому… Кстати говоря, что поэтому? Мы должны быть толерантны и стараться не ущемлять чувств других верующих. А если ущемляем нарочно или же по глупости? Или вдруг ущемляют нас?
И вообще, что такое «
ущемлять права»? Насколько религиозный человек должен быть активным в своей вере? А самое главное – как это происходит у представителей различных религиозных конфессий. Именно со всем этим винегретом мне предстояло разобраться.
Хотя попытки начались еще, сидя в кресле перед лицом редактора, когда он (тот же редактор) начинал пускаться в философские рассуждения и вспоминать события религиозного масштаба. Кстати говоря, что касается событий.

Это ведь в православном храме люди ухитрились танцевать не совсем красиво, после чего были арестованы. В данной ситуации было ли ущемление чувств верующих? Если да, то почему вмешалось правительство, но не верующие? И я не хочу сказать, что в правительстве у нас атеисты, здесь я говорю о правительстве как об органе власти. Согласна, мы живем не в советское время, когда простым смертным было иной раз страшно говорить о Боге, но… Только почему после произошедшего инцидента в Храме Христа Спасителя любой блок новостей по радио начинался с известий о том, как, где, во сколько, почему, для чего были задержаны дебоширы?
А если вы сейчас наберете в своих поисковиках «
православные активисты», то по смежным ссылкам сумеете найти не только
«Группа православных активистов намерена собрать в Интернете 100 тысяч подписей, чтобы запретить в российских школах и университетах преподавание астрономии» (это из последнего), не только
«Ростовская филармония отменила показ рок-оперы "Иисус Христос – суперзвезда" в связи с жалобами православных» (еще в сентябре), но и такие шедевры, как
«Петербургский священник избил двух пожилых женщин за то, что не уступили ему дорогу» (тоже сентябрьский беспредел),
«В Новосибирске задержали художника Артема Лоскутова, который раздавал футболки в поддержку участниц группы Pussy Riot»…
И еще: в том же «активно-православном» октябре в Греции 34-летний мужчина напал с ножом на греческого митрополита Димитриадского и Альмирского Игнатия во время визита в один из молодежных центров. Мужчина выбежал из толпы встречавших священника и с криком “
Недостоин!” попытался обрезать иерарху бороду. Однако полиция подоспела вовремя, и обезвреженный преступник не успел воплотить свой замысел. Позднее задержанный объяснил свои действия тем, что Игнатий
оскорбил его религиозные чувства.
Активные верующие?
Вспомним и Иркутск, с шумихой вокруг скульптуры бабра. «
Мы считаем, что установка фигуры мифического животного на кладбище является оскорблением чувств верующих, нашей истории и культурных традиций. Почтение к памяти предков обязывает установить на данном месте мемориальную стелу с информацией о первом Иркутском Губернаторе и всех покоящихся в этом месте иркутянах», – говорится в письме активистов, обратившихся тогда к органам власти. Раньше на этом месте располагалось Лютеранское кладбище. Долгие-долгие годы никто особо не вспоминал ни о первом губернаторе и иже с ним, ни о том, что на этом месте вообще было кладбище. По бывшим могилам ездят автомобили, спокойно ходят люди, большинство из которых вообще не в курсе, что там, под асфальтом. И тут – раз! Установили статую бабра. Мифическое существо! Оскорбление чувств! Еретики! (
дерущихся священников у нас в городе пока не было, только вот такой факт).
И пойми, читатель, мы вовсе не поддерживаем акции «пусек», а также понимаем, что журналисты всегда пытаются раздуть скандал из дебошира-священника (в России живем, понимаем, что люди у нас всякие), но когда некая «православная общественность» идет с битами громить выставки или за неверие устраивать адское пекло несчастному атеисту уже при жизни – это, как обычно говорят преступники перед наказанием, «как-то не по-христиански»… Так вот, нормально ли это, активно защищать свои чувства?
Пушкин. Он оскорблял чувства верующих еще до того, как это стало мейнстримом...
Уж слишком много внимания уделили проблеме «пусек» и «оскорбленным чувствам», лучше б вспомнили события, произошедшие в шуйском Воскресном соборе, которым в 2012 году исполнилось 90 лет, но судить не мне.
Итак, неподобающее поведение – это оскорбление? А если это происходит непреднамеренно, а случайно? Если люди по незнанию определенных правил совершают оплошности, это может оскорбить других, верующих?
Вопросов накапливалось все больше, а редактор постепенно начинал переходить к следующему заданию, поэтому оставалось только одно – идти туда, где есть ответ. Как говорит мой очень хороший знакомый, если тебе что-то интересно, то просто спроси.
Вот я и стала спрашивать, однако ознакомившись перед этим с немалым количеством правил поведения в тех местах, где меня должны были ждать ответы. Самое забавное, что мне становилось смешно от того, что попав, например, в мечеть, я больше всего боялась повести себя неправильно, дабы не оскорбить прихожан. Иначе вдруг они окажутся очень активными защитниками своих чувств, и мне уже никогда не удастся об этом написать…
Но не будем торопить события.
ХРИСТИАНСТВО
Для начала я отправилась к православным, ну, потому что большая часть русских – православные. Да и христианство мне знакомо, поэтому это казалось не таким трудным, но как показала практика… В общем, практика показала другое.
В первую очередь, меня стало интересовать, сколько на территории Иркутска действующих храмов и сколько людей покрестилось за 2012 год, вот я и пошла к секретарю иркутской епархии (он же батюшка).
Человек я верующий, но не религиозный, поэтому идти к секретарю было для меня простым делом. Однако я не учла один момент, и это было моим упущением… Статистика неким образом может зависеть от веры того, кто ей интересуется.
Секретарь самым первым делом стал спрашивать о моем вероисповедании, причем настолько упорно, что граница, кто здесь интервьюер и интервьюируемый – полностью стерлась. Я была не готова отвечать на такие вопросы, потому что говорить о Боге можно тогда, когда тебе этого хочется, и главное – с кем.
Итог:
– в Иркутске 30 действующих храмов;
– количество покрестившихся последние 3-4 года не менялось (не считая 2012 год) и составило порядком 13-15 тысяч человек в год;
– минус один прихожанин в церковь.
Так как появились непредвиденные трудности, необходимо было выбрать такого батюшку, с которым можно и хочется говорить, и я нашла, то есть мне помогли.
Поговорить о чувствах верующих мне удалось с протоиереем Михаило-Архангельского храма – Евгением Старцевым
Hushome:
На одном из заседаний Высшего Церковного Совета Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в своем вступительном слове высказал мнение, что в настоящее время все чаще происходят события, затрагивающие права и свободы верующих. В связи с этим необходимо выработать стратегию их правильного и достойного отстаивания. Что вот это значит: “правильного и достойного отстаивания”?
Отец Евгений: Вы правильно заметили, что в наше время сейчас люди немножко потеряли свои ориентиры и потеряли чувства границ дозволенного. Дело даже не в том, что эти границы могут кого-то задеть, оскорбить, дело в том, что это касается всех людей. Мы несколько растерявшиеся люди, мы не понимаем, что вокруг нас существует мир духовный, и мы в нем живем, и нарушение законов духовного мира обязательно будет иметь последствия, иногда очень тяжелые последствия. Поэтому вторгаться в эту область людям, которые считают себя в праве кому-то определить то или иное суждение об этих законах… такая самонадеянная как минимум позиция.
Те, кто пытается разрушить духовный мир других людей… Все это было много раз на самом деле. Когда одни пытаются навязать другим что-либо, иногда силой, иногда через угрозу смерти. Церковь прошла через все испытания, которые были посланы. И сам Христос принял мученическую смерть на кресте, для нас являясь примером. Насколько Христос мог отстаивать свои религиозные взгляды на духовное устройство мира – даже до смерти? Он мог уклониться от этого, избежать страданий, избежать мучений, но он последовал на крест, прекрасно представляя, что это такое. И когда ему по благословению отца небесного пришлось пойти на крест, претерпеть ужасные страдания, это и стало отстаиванием его религиозных убеждений как человека, то есть он показал всему миру, что он готов за это умереть.
Hus: Значит, страдания – это тоже своего рода отстаивания своих прав?
Отец Евгений: Если страдания сопряжены с сознательным ограничением себя и сознательный шаг в сторону этих страданий ради Христа, это и есть смысл христианской жизни.
Hus: Когда человек должен понимать, что ему необходимо бороться за свою веру?
Отец Евгений: Видите в чем дело, когда в нем возникнет ощущение конфликта между миром нас окружающим и его духовным миром. Потому что проблема вся в том, что мы окружены ужасной противостоящей нас средой, которая стремиться поглотить нас, чтобы мы потеряли веру, чтоб мы избежали общения с Богом. Пресекли свое предназначение, а предназначение у нас только одно – Царство Небесное. Поэтому отстаивание своих интересов, религиозных взглядов и есть смысл христианской жизни.
Hus: Отец Евгений, хотелось бы у Вас спросить еще одну вещь… Ведь обратиться к Богу может каждый человек, независимо от того, как давно он был в церкви, а церковь – это некий проводник между Богом и человеком. Скажите, служители церкви могут оборвать эту связь? Я знаю, что в Иркутске в некоторых храмах делают замечания прихожанам, если они неправильно ставят свечи или же молятся…
Отец Евгений: У нас категорически запрещено делать в храме замечания, кроме тех случаев, когда человек неадекватен. Что касается отстаивания. Когда человек понимает, что его как-то обижают, ему лучше не втягиваться, потому что главное – сохранить мир внутри себя. Оставить этот грех тем людям, которые ведут себя так. Знаете, лучше всего найти храм, где человеку будет хорошо.
Вот такой разговор. Скажу честно, мне было приятно, потому как не было «втягивания» в свою веру. Хочешь – верь, не хочешь – твое право, но как сказал батюшка: «
Бог позаботится о тебе».
"Иисус терпел и нам велел”. И все-таки, так ли это? Где та грань, где человек должен терпеть, а где – защищать свои чувства? Может быть, в таком случае, говорить не о чувствах, а именно – правах? Нарушает ли права верующих атеистическая выставка? Нет. Оскорбляет ли чувства? Возможно. Тогда, наверное, “терпи, брат, возлюби”… Христос громил священников-лавочников в храмах, превративших соборы в торговые площадки, но он ведь не громил обыкновенных лавочников, торговавших везде, не было “банды Христа”, не кидался он ни на тех, кто говорил, что “Бог умер”, ни на проституток, ни на иноверцев…
Идем дальше. Дальше
дацан, кстати, единственный в Иркутске.
БУДДИЗМ
Как я вычитала в интернете, буддизм считается одной из самых гуманных религий, поэтому захватив свой блокнот, я с легким сердцем отправилась на встречу с ламой, держа в голове только одно – не повернуться спиной к Будде.
Статую Будды мне так и не удалось лицезреть, чему я была крайне рада, но обойти знакомство с, мягко сказать, своеобразными людьми, мне не удалось.
Ожидая возвращения ламы из столовой по случаю празднования Нового года, я стала объектом любопытства веселого буддиста, который посчитал крайне необходимым сообщить мне пропорцию свиного и говяжьего фарша в позах.
– 25-30% должно быть, – сказал улыбающийся мужчина.
– 30% какого фарша?
– Свиного!
Дорогой читатель, надеюсь, информация тебе пригодится.
Биликто Базаржапович Батоев (лама иркутской общины) принял меня с добродушной и загадочной улыбкой.
– Вопросы? Давай! Задавай! – сказал лама.
Такое радушное и эмоциональное приветствие в журналистской практике встречается крайне редко, поэтому ориентироваться пришлось прямо на месте.
Hus: Скажите, несоблюдение каких правил в буддизме может послужить оскорблением чувств верующих?
Лама Батоев: Вера она в голове. Есть карма в предыдущей жизни, есть настоящая и будущая.
Если сказать, что я растерялась, то…
Hus: В буддизме верующие имеют право отстаивать свои права?
Лама Батоев: У нас чисто философский подход, для сострадания ко всем живым существам. Если человек неполноценный, мы говорим: он – больной.
Hus: В Иркутске очень много разных религиозных конфессий. Такое соседство тяжело для буддистов? Возможно, вы чувствуете в свою сторону недоброжелательный посыл?
Лама Батоев: Не жалуемся. Никто не настаивает, чтобы быть буддистом.
Hus: Я знаю, что только в 2005 году администрация Иркутска предложила места для строительства дацана. Но ведь если б не разрешила, было бы тяжело?
Лама Батоев: Безвыходных положений не бывает, есть отрицательный ум.
У меня оставался только один вопрос, ответ на который погнал меня сюда, аж в другую часть города.
Hus: Если буддисты почувствовали внедрение в свою веру, например, со стороны других религий, каким образом им стоит реагировать?
Лама Батоев: Буддийское учение говорит о том, что в этой жизни мы все принимаем один закон. Закон каждого буддиста – уйти в другой мир. Здесь есть игры, которые называются… мирские игры, я думаю, мы уже отрешены от таких понятий, как «пустота». Если человек делает что-то неправильно на территории дацана, мы на это внимание не обращаем. Человек умный специально лишнего не делает, он все случайно делает. У нас в стране очень много было под формулой «нельзя», люди устали от этого. Мы никогда не принимаем этих слов.
Вообще же, в буддизме есть понятие “клеше”, дословно – “причина страдания”, или “то, что причиняет страдания”, а по сути – это “внутренние враги” человека, мешающие ему становиться лучше. К клеше, или внутренним врагам, относят лень, зависть, гордость, жадность, гнев и др., с которыми каждому буддисту нужно ежедневно бороться. И внутренние враги, говорят они, гораздо страшнее, чем внешние.
Хотя и к внешним притеснениям буддисты неравнодушны. 1963 год, Вьетнам, Сайгон. Буддийский монах Тхить Куанг Дык сжег себя с несколькими другими монахами в знак протеста против притеснений буддистов режимом первого президента республики Вьетнам Нго Динь Зьема. Но: сжег себя, а не президента. Во время вторжения китайцев-коммунистов в Тибет в середине прошлого века были убиты тысячи монахов, не оказывавших сопротивления, хотя официально Тибет был государством и имел армию для защиты границ. Правильно ли это? Уже позже появились священнослужители, бравшие в руки оружие против захватчиков.
На сегодня это был мой последний «поход в религию». Нужно было подумать про суету и про отрицательный ум. Однако вывод быть очевиден – здесь все другое.
На следующее утро мое путешествие продолжилось, и третьим местом для разговора оказалась
мечеть, которая встретила меня широко закрытыми дверями.
МУСУЛЬМАНСТВО
Мечеть всего лишь одна, да и та оказалась на реставрации. Есть еще и молельный дом, который открыт для всех мусульман, но тот находится в Жилкино, а мечеть в центре города. Жилкино – Мечеть. Мечеть – Жилкино. –24 градуса по Цельсию…
Несмотря на всю мою тревогу, мне удалось поговорить и с имамом, необходимо было только зайти в боковую дверь мечети, которую мне указал молодой (думаю) мусульманин.
Муфтий Иркутской области Фарит Хазрат Мингалеев встретил нерешительного гостя очень даже достойно, и мне ничего не оставалось делать, как включить диктофон и начать задавать вопросы. Вопросы были прежние, но чувства я испытывала абсолютно разные.
Hus: Несоблюдение каких правил в исламе может послужить оскорблением чувств верующих?
Ф.М.: В мечетях, в молитвенных домах, на кладбищах есть определенные правила поведения, и люди других конфессий их должны соблюдать. Мы поймем, если придет человек другой веры и не снимет головной убор, а вот обувь…
Hus: А замечания могут сделать?
Ф.М.: Да, конечно, могут.
Hus: Мусульмане имеют право отстаивать свои права?
Ф.М.: Это возможно в рамках конституции. Законными методами. Мы обращались в милицию по поводу вандализма, на заборе свастику рисовали…
Hus:
На территории Иркутска много религиозных конфессий. На вас это как-то отражается?
Ф.М.: Нет. Я неудобства никакого не чувствую.
Hus: В Москве во время празднования мусульманами Ураза-байрам возникают острые моменты. Мусульманам не хватает места в мечети, поэтому они выходят молиться на улицу, а часть москвичей жалуется на возникшие из-за этого пробки. Что вы думаете по этому поводу? Это ущемление религиозных чувств мусульман?
Ф.М.: Да. Но они не должны возмущаться, так как испокон веков в Москве мусульмане живут. Вера мусульманская всегда была.
Hus: А как реагировать на такое поведение?
Ф.М.: Надо людям как-то объяснять. Чтобы уважаемые люди говорили, авторитетные. Необходимо, чтобы из уст правительства это звучало. Верующие люди – самые приближенные к Богу, и в этот момент их обижать как-то неправильно.
На этом наша беседа закончилась, и по задуманному мною плану оставалось одно –
синагога.
Если говорить по сути, джихад для мусульманина – это и есть защита его прав и свобод. Однако мало кто знает, даже среди очень просвещенных людей, что изначально различают несколько видов джихада: 1) джихад сердца (борьба с собственными недостатками); 2) джихад языка (осуждение порицаемого и одобрение дозволенного); 3) джихад руки (наказание преступивших установления); 4) джихад меча (война с неверными). Причем джихад меча может объявить только тот, кто прошел первые три этапа джихада, “объявил войну себе”, стал чист сердцем. Правильно, мусульманин защищает свои чувства – свою чистоту и искренность от собственных же пороков. Однако правильно ли мы понимаем этот столп мусульманской веры? И, главное, правильно ли понимают его сами мусульмане… не меняют ли акценты… Посмотришь так – прямо все сердцем чистые и благородные… При этом защищать свою Родину, свои дома и людей – кто скажет, что ненормально? Но о джихаде иркутский муфтий умолчал – все-таки сегодня не принято говорить об этом (неполиткорректно?), особенно для прессы, как запрещена "нацистская символика", арендованная идеологами нацизма из восточной культуры.
ИУДАИЗМ
Один человек мне как-то сказал: «
Евреи не любят православных, ну ты понимаешь почему…».
Почему евреи не любят православных, мне было непонятно, правда, я старалась не думать об этом, ибо расстояние от мечети до синагоги (как показал 2Гис) полезно для здоровья.
Отыскав 23-й дом, появилось некое сомнение касаемо входа в здание. Несколько посомневавшись и решив, что выбранный неправильно вход вряд ли может послужить толчком для межрелигиозной нелюбви, я не стала мучиться и направилась в центральный. На входе меня встретил охранник, и первый из всех встречаемых мною служащих попросил документы, после чего с радостью отправил меня к раввину.
Главный раввин Иркутска и Иркутской области Аарон Вагнер оказался самым улыбчивым после ламы, что, как говорится, не может не подкупить.
Hus: Несоблюдение каких правил в иудаизме может послужить оскорблением чувств верующих?
А.В.: Я никогда не зацикливался на этом, потому что если мы будем исходить из уважения друг к другу… если мы будем с открытым сердцем, с открытой душой… Я не думаю, что у кого-то есть задача оскорбить, поэтому оскорбление зачастую идет по незнанию или по дурости.
Hus: Верующие должны быть активны в отстаивании своих религиозных прав?
А.В.: Государство должно защищать. Закон.
Hus: А сами верующие?
А.В.: Защита – это не атака от других. Люди могут защищать, когда каждый знает по своей культуре свои религиозные законы, свое богатство, духовное наследие. Это самая лучшая защита. Чем больше знаешь, тем меньше уязвим, так скажем.
Hus: Соседство с другими конфессиями как-то отражается на вас?
А.В.: Мы живем в многоконфессиональной стране. Это нормально.
Hus: Если в сторону иудаизма будет проявляться грубое отношение, пусть даже и не по незнанию, как сами верующие должны себя вести?
А.В.: По незнанию? Это несчастный человек. Он недоучился или не понял до конца, нам не стоит на это обижаться. Есть традиции, законы. Непонимание каких-либо традиций… Понимаете, с логикой прийти к вере невозможно, но когда у меня есть вера, я ее могу поместить в логику, потому что у каждой логики есть обратная сторона логики. Вера чуть выше логики. Это база, и ты начинаешь это укреплять.
Тогда евреи не считали своим долгом защищать свои права, просто принимали как некую данность, что обычному человеку смотрится не то что странно – страшно… Сейчас? Месяцем ранее был вынесен приговор студентам иркутского нархоза, начертавшим на здании синагоги свастику – только разве этим.
На этом мои походы к представителям религиозным конфессий прекратились. Оставляю тебе, дорогой читатель, право на размышление. Религиозные споры ни к чему доброму не приводят, поэтому решать только тебе. Ведь ты же не станешь говорить, что те, кто думает не так, как мы, – дурак, точнее… не думает, а верит.
Комментарии10
Сам атеист... просто не люблю этого вот... "заграньюпотомучтонепонимаю"