Всенародно избранный мэр Иркутска Виктор Иванович Кондрашов нынче переживает не лучшие времена. За последний месяц городскую администрацию покинули сразу несколько ключевых фигур, эксперты стали поговаривать о кадровом кризисе и коллапсе власти, а особо смелые (или осведомленные?) товарищи и вовсе поспешили пустить слух, что Викианычу недолго осталось рулеводить. Максимум до конца весны.
Что происходит в иркутской мэрии? Закатится ли звезда Виктора Кондрашова? При чем тут губернатор и депутаты? Об этом и других перипетиях восточносибирской игры под ковром – читайте в специальном материале Hushome.
Пожалуй, историю нынешнего падения следует разделить на четыре небольших новеллы – по числу высокопоставленных чиновников, ушедших из команды Кондрашова в последнее время.
АВТОВОКЗАЛ КАК ПРЕДЧУВСТВИЕ
Грозовые тучи начали сгущаться над мэрией еще летом 2012-го. 1 августа были арестованы братья Асадчие – варяги из Пскова, некоторое время занимавшие руководившие посты в государственном ОАО "Автоколонна 1880". В ведении упомянутого ОАО находится многострадальный Иркутский автовокзал, давно ставший одной из городских язв. Под управлением Асадчих автовокзал был поставлен на грань банкротства: недвижимое имущество распродавалось третьим лицам, зарплаты не выплачивались месяцами, под прикрытием Совета директоров совершались весьма сомнительные сделки. Из затяжного пике предприятие удалось вывести только после личного вмешательства нового губернатора Сергея Ерощенко.
Двое из ларца – Андрей и Алексей Асадчие
Интересующий нас нюанс заключается в том, что в Иркутск "эффективных менеджеров" Асадчих пригласил Дмитрий Разумов – замминистра транспорта и ЖКХ Петра Воронина, а впоследствии вице-мэр Иркутска. Естественно, скандальные разоблачения, посыпавшие одно за другим после снятия Асадчих с довольства, больно ударили не только по репутации г-на Разумова, но и мэрии в целом.
Вообще в городской администрации Дмитрий Разумов изначально специализировался именно на транспортной сфере. И успехов на этом поприще у чиновника, мягко говоря, немного. Чтобы в этом убедиться, не нужно читать длинных аналитических обзоров – достаточно пару раз прокатиться на иркутском "общественном транспорте" или некоторое время провести за рулем собственного авто в час пик.
В начале декабря из мэрии произошла утечка – Разумов уходит. Как водится в наших широтах, новость несколько раз попеременно подтверждали, опровергали, дополняли подробностями, опровергали и их, причем даже сам г-н Разумов, кажется, до последнего момента не знал, останется ли он в Иркутске или удалится, "чинно стуча копытами в сторону моря". В итоге все ж удалился. С 9 января чиновник занимает должность председателя комитета по транспортной политике и ЖКХ Ленинградской области.
И унес его верный вороной AudiQ7 в западные земли…
Если говорить конкретно о Разумове – переезд в северную столицу, безусловно, следует расценивать как продвижение по карьерному эскалатору. Однако со стороны мэра Кондрашова ситуация выглядит несколько иначе. Вице-мэр – ключевая фигура исполнительной власти города, без него сложно решать хоть сколько-нибудь серьезные стратегические задачи. Можно сказать, что вице-мэр – это руки и ноги главы города.
Об исходе г-на Разумова стало известно еще в середине декабря 2012-го, однако за прошедшие с тех пор 1,5 месяца Виктор Кондрашов так и не смог найти себе первого зама. Памятуя о том, что вице-мэр – это "руки и ноги", следует признать, что сам мэр сегодня пребывает в неприятном статусе недееспособного инвалида.
СЕМЕЙНОЕ КУМОВСТВО И ГУБЕРНАТОРСКИЕ КАРЫ
Впрочем, главный удар по иркутским управленцам был нанесен из Серого дома. О разногласиях между городской и областной властями говорили давно, однако ничем серьезным этот кулуарный треп до некоторых пор не подтверждался. Все изменилось 5 декабря 2012 года, когда губернатор Ерощенко неожиданно посетил одно из заседаний Гордумы.
Глава региона прямо и публично обвинил в коррупции градостроительный комитет мэрии и его главу Евгения Девочкина. Губернатор озвучил данные, из которых следовало, что компания, зарегистрированная на родных детей чиновника, участвовала в теневых схемах при обслуживании муниципальных контрактов. Кроме того, оказалось, что памятник "Московские ворота" – тот самый, на новенькой Нижней набережной, – оформлен... в личную собственность г-на Девочкина.
Евгений Девочкин: “Но ведь Владимир Владимирович сказал, что семья – это главная ценность нашего государства…”
Надо сказать, что этим грозовым событиям предшествовали бури поменьше. Например, в ноябре мэрия провалила принятие новых правил землепользования, в результате чего на 80% земельных участков в черте города было заморожено любое строительство. После вмешательства Правительства и введения некоторых экстренных мер отрасль удалось спасти от катастрофы, однако эксперты подчеркивают – из-за административных просчетов многие строительные проекты в Иркутске в любом случае будут заморожены на год или больше.
Виктору Кондрашову пришлось реагировать по ситуации. Евгения Девочкина отправили "в отпуск", однако репутационные потери оказались слишком высоки; после Нового года чиновник вышел на работу единственно за тем, чтобы положить на стол заявление "по собственному желанию".
В этом смысле увольнение Девочкина подточило авторитет мэра Кондрашова куда сильнее, нежели ленинградский вояж Разумова. Несмотря на подпорченный бэкграунд и некоторый ореол скандальности, вице-мэр покинул Восточную Сибирь, что называется, в белом. Чего не скажешь о главе градостроительного комитета, вылетевшем из мэрии на волне коррупционного скандала самого грязного пошиба. Хорошо еще, что без уголовного дела за плечами. Впрочем, не будем торопить события.
ПЬЯНКА НА МЭРСКОМ ЭТАЖЕ
Главная же веселуха началась в январе. В середине месяца на Youtube появился видеоролик, на котором сильно пьяный человек, напоминающий заместителя мэра Игоря Борисова, вел себя, как бы это помягче сказать, не статусным образом. Проще говоря – учинял дебош. Сам ролик мало кто видел – его удалили всего через несколько минут после появления. Однако резонанс эта мулька получила грандиозный. О "бухом Борисове" весь иркутский интернет судачил оживленно и продолжительно.
Игорь Борисов: “Как вы не понимаете, не удержишь ее… душу… Шукшин не мог, Шекспир терялся, а нам-то куда?”
Можно было подумать, что история с роликом не более чем удачная провокация неких недоброжелателей, акция "черного пиара". Скептики и вовсе начали сомневаться в подлинности видео, переводя дискурс в поле "а был ли мальчик?".
Судя по всему, "мальчик" был. 17 января мэр Кондрашов подписал заявление об увольнении Игоря Борисова. Одновременно с этим официозные СМИ попытались пустить слух, что г-н Борисов уволен в связи с кражей ребенка из Ивано-Матренинской больницы. Однако эта версия не выдерживает никакой критики, ведь Борисов курировал в мэрии социальную политику и культуру и вряд ли мог отвечать за частный случай некомпетентности службы охраны городской больницы.
Не думаю, что тут стоит громоздить сложные комбинации. По всему выходит, что Борисов уволен за "русский характер", то есть за банальную пьянку.
Вскоре городскую администрацию настиг новый удар.
ГУМАНИТАРНЫЙ ПЕРЕБЕЖЧИК
Последними Викианыча покинули женщины. Вернее, самая главная. Светлана Мавлюкеева – начальник управления по информационной политике, связям со СМИ и общественностью горадминистрации – ушла в ИГУ, на должность "директора по продвижению".
Иркутскому Госу рано радоваться. Дело в том, что, занимаясь связями со СМИ в мэрии, г-жа Мавлюкеева зарекомендовала себя как негибкий и скандальный человек. Скажу больше, многие известные городские журналисты в неформальных беседах со мной отзывались о нашей героине не без определенного сарказма.
Светлана Мавлюкеева: “Иду туда, где больше Света, тьма в этой вашей администрации, непроглядная Тьма…”
Между тем, приближенные к мэрии и ИГУ эксперты поспешили заверить общественность, что кадровое перемещение Мавлюкеевой было давно запланировано. Якобы команда Кондрашова таким образом "усиливает главный областной университет". Я же придерживаюсь более прозаичной версии – вероятно, чиновнице сделали предложение, от которого было неприлично (и глупо) отказываться.
Вероятно, предложение содержало достаточное количество нулей. Вероятно, в мэрии г-жу Мавлюкееву особенно ничего не держало.Вероятно, запах тлена, давно гуляющий в коридорах здания на сквере Кирова, стал столь резок, что сметливые и предприимчивые крыски и мышки спешат покинуть тонущую бригантину Виктора Ивановича, капитан из которого получился не то чтобы удачливый.
ДЯДЯ ВИТЯ НЕ НАНОСИТ ОТВЕТНЫЙ УДАР
Итак, констатируем – всего за месяц команда Виктора Кондрашова потеряла главных воевод. Градостроительный комитет, социалка, транспорт, связи со СМИ... в мэрии стало пустынно.
Конечно, кадровые потери попытались восполнить за счет замов и выходцев из других ведомств, однако очевиден стал факт, что с 2010 по 2013 год мэр Кондрашов так и не смог сформировать вокруг себя сплоченную группу единомышленников, способных решать многочисленные проблемы столицы Прибайкалья. А проблемы имеются, и немалые.
По всем основным направлениям городская администрация демонстрирует вялость, некомпетентность и безволие. Главный вопрос Иркутска – вопрос новой транспортной стратегии – не решен. Вместо грамотной программы на несколько лет вперед мэрия сыплет различными половинчатыми решениями вроде идеи сделать все улицы центра односторонними или проекта "Безопасный город", предполагающего установку камер наблюдения на оживленных перекрестках и остановках.
Кстати, по поводу остановок. Маленький пример – в конце 2012 года было объявлено, что будет закрыта незаконная остановка "Сапожок" на Карла Маркса. Вроде бы по этому поводу даже имелось соответствующие заключения погонных ведомств и суда. И что же? Воз и ныне там. На "Сапожке" по-прежнему останавливаются не только городские маршрутки, но и междугородние автобусы Иркутск-Ангарск.
Ударим сапожком по застуженному лицу Иркутского града
Вопрос не в том, нужна или нет городу остановка "Сапожок", а в том, способна ли мэрия контролировать даже такие мелкие, частные вопросы? Вопрос, как понимает читатель, риторический. И так во всем.
Пожалуй, в однозначный актив мэру Кондрашову можно занести только историю с детскими садами. В этом направлении действительно ведется активная работа, садики строятся, в некоторых районах очереди на зачисление начали уменьшаться.
Другое дело, что сама проблема детских садов возникла не на пустом месте. Год от года этот вопрос поднимался, однако мэрия бездействовала. Более того, в течение некоторого времени муниципальные власти проводили преступную политику по перепрофилированию детских садов под иные нужды. Самый яркий пример – передача детского сада №14 в собственность иркутской епархии РПЦ МП.
Таким образом, успехи Виктора Кондрашова на поприще дошкольного воспитания зиждутся на былых провалах мэрии по этому же направлению.
На чисто политической арене тоже не все гладко. К уже упомянутому здесь конфликту между горадминистрацией и Серым домом стоит присовокупить внутренний конфликт. Не секрет, что депутатский корпус Думы Иркутска во главе со своим спикером Андреем Лабыгиным занимает по отношению к команде Кондрашова достаточно резкую позицию. В последнее время г-н Лабыгин и вовсе демонстрирует готовность идти "на вы". Городской спикер метит, как минимум, в кресло спикера областного, а как максимум – на мэрскую табуреточку. Следовательно, подсиживать г-на Кондрашова г-н Лабыгин будет и дальше.
Андрей Лабыгин: “Глубоко сижу, далеко гляжу…”
На выходе имеем главу Иркутска Кондрашова. Одинокого и сгибаемого. Почти по Пелевину: "Викианыч и Пустота".
В конце января участились слухи о скором уходе мэра. Говорили, что Виктор Иванович освободит кабинет уже весной – по "собственному желанию", разумеется. На фоне постновогодних событий такой сценарий не казался чем-то запредельным. Впрочем, к февралю страсти улеглись, а морозы ударили. Теперь в коридорах ходит другая сказка – мол, градоначальник полностью лег под губернатора и будет делать все, что скажут, лишь бы дотянуть до мэрских выборов 2015 года. Может и так.
Одно ясно – всенародно избранный (а временами и всенародно любимый) мэр Кондрашов переживает острый управленческий кризис. Крысы и мышки от дяди Вити уже побежали, побегут ли тараканы – сие вопрос есть.
Нелепая заказушная стряпня. Макс Невельский, у вас мания величия, что вы считаете своего читателя тупее себя? Разочарую, судя по комментариям, все как раз наоборот.
Факты статьи можно трактовать по-разному. Например, как то, что мэр избавляется от балласта. Тем более, что и отзывы в статье об ушедших совсем нелестные. С чего бы их содержать? А "заявление по собственному желанию" - это мы все прекрасно в курсе что значит.
Особо конечно поразил акцент на транспортной проблеме как основной проблеме Иркутска. Каво? Просто поражен глубиной анализа))
Кондрашов конечно разочаровал вступив в Единую Россию после выборов, но вот уход 4 жуликов, воров и просто хороших людей - это скорее его достижение, хотя и запоздалое и малое (потому что никого не посадили). Не отмена остановки Сапожок тоже хорошое дело.
Комментарии18
Факты статьи можно трактовать по-разному. Например, как то, что мэр избавляется от балласта. Тем более, что и отзывы в статье об ушедших совсем нелестные. С чего бы их содержать? А "заявление по собственному желанию" - это мы все прекрасно в курсе что значит.
Особо конечно поразил акцент на транспортной проблеме как основной проблеме Иркутска. Каво? Просто поражен глубиной анализа))