И почему очередная антиалкогольная кампания может привести к усилению пьянства
В последнее время в России рьяно борются с пьянством. На государственном уровне борются. С пьянством за рулем, с распитием пива, с излишней доступностью алкоголя. В таких делах, однако же, важно не перегнуть палку – иначе эта палка может отлететь куда угодно. Как говаривал в подобных случаях истинный Петросян российской политики Виктор Степанович Черномырдин, сроду такого не было – и вот опять то же самое!
Основная проблема национальной борьбы с зеленым змием заключается в том, что государственные богатыри-истребители никогда с ним один на один не сражались. То бишь не было у них такой схватки в практическом смысле. Они до мозга костей теоретики и мыслят больше абстрактными категориями: на уровне «как должно быть в идеале». Им не дано понять психологию
homo bibens – человека пьющего. Нет, не опустившегося, а просто регулярно употребляющего с друзьями – в бане и гараже, по пятницам и выходным, по поводу и без повода...
Если оторваться от клавиатуры, выйти во двор и пообщаться с народом, то вы увидите, что таких – очень много, чуть ли не большинство. Не будем рассуждать, насколько это ужасно и куда катится мир: просто примем этот факт как данность, от него никуда не денешься. И посмотрим, что изменилось в жизни этих «бибенсов» от отеческой заботы наших правителей.
Часть первая: “Выпиваемый вами алкоголь сейчас недоступен!..”

Итак, авторы законопроекта ограничили ночную продажу алкоголя, чтобы наш народ после вечерних посиделок в теплой компании, говоря его же словами, не догонялся.
Действительно, раньше крепкие напитки ночью можно было купить почти на каждом углу. Нет, очереди у ларьков не выстраивались, однако возможность догнаться была. И бегали посыльные за добавкой – за второй, за третьей… Пока у компании хватало моральных и глотательных сил.
Сейчас все по-другому. Если магазин пристроен к жилому дому или находится прямо в нем, то за добавкой можно наведаться не позднее 22.00. Если это отдельно стоящее здание, то лимит продлевается на час. Опоздал – от ворот поворот!

Теперь представим, что я, отдельно взятый Кузьма Портков, в ночь перед… не важно, чем… не ложусь спать. Потому что ко мне нагрянули друзья. А когда мы собираемся вместе, мы вспоминаем, что у нас есть традиция. Причем не тупые сериалы по телевизору смотреть, а… читать. Бутылочные этикетки. Больно уж мелко они там стали текст печатать: пока до конца дочитаешь – не одна бутылка опорожнится.
И вот в самый разгар вечера в избе-читальне заканчиваются наглядные пособия! Ну засиделись, увлеклись – бывает: глядь на часы, – а там минутная стрелка к часовой подкрадывается, и обе чуть не на самой вершине. Поход по магазинам ни к чему хорошему не привел: в супермаркетах все законопослушные, а катанку из-под полы в ларьке покупать мы не камикадзе.

Все: стоп, машина! Чиновники оградили меня от дальнейших возлияний и безобразий. Кому от этого хорошо: мне, государству или окружающим?
На первый раз, если оценивать глобально, мне вроде как хорошо: я недотравил свой организм. Государству – фифти-фифти: наутро я быстрее стану полноценным гражданином своей страны, зато прибыль от невыпитого мною зелья оно не получило. Окружающим… Если б я был быдлом, им бы не повезло: дал бы непременно с досады кому-нибудь в морду. А так вроде как им безразлично. Подведем итог: я выпил меньше, чем мог, и налицо локальный успех государственной репрессивной машины в отрезвлении нации.
Примерно так рассуждали и борцы с алкоголизмом. Но они забыли, что у нас с друзьями – традиция. А значит, когда-нибудь будет и второй раз, и третий, и десятый…

Что же случится во второй раз? Прежде всего, мы заранее затаримся спиртным. Да, кончено, мы знаем, что непременно сработает алкогольная аксиома: сколько ни запасай – все равно не хватит. Но мы к этому готовы: ставим будильник на без двадцати критическое время и, когда оно наступает, – отправляем самого трезвого в ближайший супермаркет. И вот тут начинается самое интересное.
Все ведь в курсе, что второго похода за добавкой сегодня уже не будет: не судьба. А значит, запастись огненной водой надо по самое не хочу – насколько позволят деньги. И помутненное воображение. А оно позволяет раза в три больше, чем реально осилить: море-то уже по колено.

Раньше можно было ограничиться одной, затем, в случае необходимости, сбегать еще, потом почесать репу, поклевать носом в тарелку и прийти к выводу, что уже хватит, после чего – разойтись всем баиньки. Теперь посыльный непременно принесет штук шесть. Какое там «хватит»! Будет выпито ровно столько, сколько куплено, – это вторая алкогольная аксиома… Зайдите в супермаркет за полчаса до наступления «времени Ч.»: вот они, посыльные, – затариваются! После чего поглотят вместе с друзьями намного больше, нежели во времена недалекие.
И кому теперь хорошо? Мне с утра будет очень даже нехорошо. Вместо того, чтобы оградить меня от пьянства, государство само простимулировало мое вхождение в штопор. Оно, кстати, тоже от этого проиграло: из моей личной и общественной жизни следующий день будет жирно вычеркнут. А если я малость опохмелюсь, – то и дня три. Окружающим – одни хлопоты.

Снова подведем итог: теперь я выпил значительно больше, чем обычно, и нанес своему здоровью колоссальный вред. Задумка чиновников, решивших отрезвить нацию, срабатывает только в первый раз; потом она дает обратный эффект. Хотели, как лучше, получилось по-Черномырдински…
Возможно, вы скажете, что все это – из жизни люмпенов и алкоголиков. Конкретно вы за добавкой никогда бы не пошли, а если б даже и пошли, то купили бы самую малость. Так ведь и раньше вы тоже не ходили! И закон о временном ограничении продажи спиртного вовсе не для вас принимался. А для таких, каким я сейчас себя здесь представил. Но ведь как раз для этих людей он работает с точностью до наоборот, ибо дефицит рождает ажиотажный спрос, желание взять про запас: это элементарная психология. Остальных-то и не надо ни в чем ограничивать – ни в количестве, ни во времени.

В завершение – маленькая картинка с натуры. 1 сентября 2012 года, в День знаний, в Иркутске полностью запретили продажу любого спиртного, включая пиво. Это, значит, чтобы старшеклассники его в честь праздника на радостях не употребляли. Как вы думаете, почему вечером 31 августа в пивных павильонах образовались очереди? Кто в основном в этих очередях стоял? И по сколько именно литров хмельного напитка в одни руки брали? Смысла отвечать на первые два вопроса не вижу, отвечу на третий – по 15-20 литров. С запасом, чтобы уж точно хватило.
Мне наверняка могут заметить: вон дескать в Европе алкоголь на каждом углу не продается, ночью его тоже не купишь – и ничего ведь, не жалуются!.. Так почему мы не можем сделать, как в Европе?! Возражу. Там у них давно уже так заведено, а не в одночасье случилось. Не одно поколение в условиях ПОСТЕПЕННОГО ограничения алкоголя росло, со временем привыкли. Это мы обожаем любую пропасть в два прыжка пытаться преодолевать… Да и шишек себе европейцы ой как много набили! И до сих пор продолжают набивать: вспомните массовую гибель людей в прошлом году – от крепкого чешского алкоголя с долей метилового спирта…

Там, в цивилизованной Европе, кстати, действует норма минимально допустимого содержания алкоголя в крови водителей. И никто, в отличие от нашего премьера Дмитрия Медведева, не считает, что это стимулирует водителей к пьянству за рулем. А вот его придумка с нулем промилле, как мне кажется, – еще как стимулирует!
Но этот парадокс, если позволите, мы рассмотрим во второй части материала. А то на часах уже 22.30. Кошмар: у меня всего полчаса осталось!..
Искренне ваш Кузьма Портков
P.S. В процессе написания этого материала ни одна бутылка со спиртным не пострадала…
Рисунок Ильи Клычёва
Комментарии15
Ну так, как известно, "длительность минуты сильно зависит от того, по какую сторону двери в туалет Вы находитесь". :lol:
Для жителей Питера такая ситуация омерзительна, но для жителей Суоми (особенно непьющих) - совершенно наоборот. Кто ОЧЕНЬ хочет нажраться - едет в Питер и достигает искомой нирваны, зато остальные живут в полном комфорте и согласии с окружающим миром своего города.
Когда финны придумывали свои ограничения, они наверное меньше всего думали о жителях Питера.
Вы не понимаете. Нет и не было никогда никакой задумки отрезвить нацию. Впрочем, как и споить, не смотря на заявления конспирологов.
Просто по роду службы дурцы вынуждены изображать разумную деятельность. Их, как и нашего креативного премьера, никто никогда не допустит до решения реальных проблем, ибо проблемы эти - часть системы. Но изображать-то нужно какое-то кипение, чтобы потом бить себя кулачком в грудь под следующие выборы: ночей не спал, все о народе думал, боролся!