Моя встреча с Махараджем

mainimg
Я шел на встречу с Шрипад Бхактиведанта Дамодара Махараджем, тогда лишь смутно понимая, куда направляюсь, зная лишь то, что это как-то связано с кришнаитами, а сам Махарадж – это странствующий по всему миру монах. Я ничего не знал об этом учении, но так даже и лучше, ведь первое впечатление зачастую оказывается самым верным.

Встреча проходила в центре «Атман»: это деревянная башня в три этажа, находится она совсем недалеко от остановки на улице Джамбула, стоит лишь немного углубиться во дворы. Съезжались машины, сновали туда-сюда какие-то люди. Я вошел вслед за одним из приехавших, спросив: «А здесь ли проходит встреча с Махараджем?» – получил утвердительный ответ.

На втором этаже, в небольшой комнатке, все, не опасаясь кражи, оставляли свои вещи, оставил и я, сохранив при себе лишь блокнот с ручкой и фотоаппарат. Уже на крутой лестнице, на пути к третьему этажу, до слуха доносилось тихое пение.

Просторный зал с бревенчатыми стенами, ряды черных стульев, на которых сидели пока еще немногочисленные посетители. За ними, прямо на полу, на резиновых ковриках, тоже сидели люди. И перед всеми, в кресле, подобрав под себя ноги, восседал Махарадж, по правую руку от него – переводчица.


Дамодара Махарадж по рождению австралиец, он закончил в юности католическую школу и долго путешествовал по Индии, обучался у разных гуру, и теперь проповедует по всему миру: «Я езжу, в основном, в Китай, Индонезию, Иран, Россию, Турцию, Армению, Боливию, Венесуэлу, Европу и США. Это звучит обширно, но на самом деле это капля в океане». Саньяси (в системе ведического знания, распространенного большей частью в Индии, так называют человека, принявшего обет отречения от мира и посвятившего себя служению Богу и людям, прим. ред.) носит шафрановые, розоватого цвета, одеяния, и называется «Махараджем», что дословно означает – «царь, повелитель». Но это звание выражается не в отношении к окружающим, а к своим чувствам. Быть повелителем своих чувств – совершенство йоги.

Я молча занял свое место. Понемногу зал наполнялся разными людьми, как по внешности, так и по возрасту. Были здесь молодые люди, семейные пары, и даже седые, умудренные летами, бородатые господа. Но более всего мое внимание привлекали юноши в белых одеяниях, все короткостриженые, с откинутой на затылок широкой прядью волос. Таким образом выражается их посвящение себя Кришне: «Это место зарезервировано для Бога, это “антенна” для общения с ним», ответили мне позже. Восходит такая традиция к одной легенде:

…Был великий махарадж Бали, он завоевал материальный мир, завоевал Адские и Райские планеты, всю Вселенную. Он поработил и полубогов, тогда их мать стала молиться Кришне, и, услышав ее мольбы, Бог решил наказать Бали. Он явился к царю в виде жалкого карлика-брахмана (священника – прим. ред.) Ваманы и попросил себе всего три шага земли (просьба брахмана для любого человека в те времена, даже для царя, очевидно, была законом). Царь посмеялся над его просьбой и обещал даровать три шага земли. Карлик же вырос до вселенских размеров. Первым своим шагом он преодолел Низший и Материальный миры, вторым шагом – Высший мир, таким образом, забрав все, что было у Бали. Махарадж понял, что все это принадлежит лишь Кришне, но не ему, он припал к стопам Господа и предложил, в знак смирения, поставить ногу себе на затылок. В память об этом преданные (так последователи этого учения себя называют – «преданные Богу») носят такую прическу…

Махарадж Бали склоняется перед Ваманой, выросшим до вселенских размеров

Пока я сидел и разглядывал посетителей, лились незнакомые слова, незнакомые молитвы (бхаджаны – ведические мантры). Как и свойственно молитвам, они вгоняли в задумчивость, в легкое оцепенение. Началось пение мантры «Харе Кришна», уже не одним-двумя слабыми голосами, но всеми присутствующими:

Харе Кришна Харе Кришна

Кришна Кришна Харе Харе
Харе Рама Харе Рама

Рама Рама Харе Харе

(Кстати, «Рама» произносится как [Рамо], иногда с призвуком [а])

Ударные инструменты аккомпанировали пению своим звоном, едва уловимые тонкие ароматы благовоний разносились в воздухе. Все это легко направляет разум, уводит в состояние какой-то необъяснимой эйфории, размывает реальность и ощущения. Тело словно растворялось в пространстве, а стены готовы были вот-вот разойтись. Легкий транс.


Меня предупреждали, что есть слух, будто кришнаиты воскуривают вместе со своими благовониями какие-то влияющие на сознание травы (это лишь слух, не более). Ни подтвердить, ни опровергнуть этого не могу. Подобное состояние сознания не похоже на наркотическое опьянение, и подобный, только исключающий эйфорию, эффект я испытывал во время чтения молитв в буддийском дацане.


Все смолкло, я сбросил оцепенение и сознание моментально очистилось (еще один аргумент в пользу того, что слух – это всего лишь слух. Также кришнаиты не признают ни табака, ни алкоголя).

Так началась лекция, или, если угодно – проповедь. Подробно пересказывать слова Махараджа нет смысла (слишком уж много места займет): он говорил о смерти, о перерождении с точки зрения своей веры, которая видит предназначение души – в служении Кришне, и лишь таким образом душа может освободиться от оков материального мира, иначе – бесконечный цикл перерождения.


Я спросил:


– Есть ли, на ваш взгляд, иные пути выхода из материального мира, кроме преданного служения Кришне?

–А можно ли переплыть море, держась за хвост собаки?
– ответил мне на это Махарадж, потом спросил – Ты впервые на подобной встрече?

– Да.

Ешь ли ты мясо?

– Да, –
тут же я почувствовал множество неодобрительных взглядов на себе.

– Сты-дно, – сказал он по-русски, с акцентом – А почему ты ешь мясо?

– Мне нравится его есть.


Тогда… Pok-pok-pok-pok-pok… – пауза, ты будешь цыпленком в следующей жизни.

– Ну… ладно.

И где же сейчас Мак'Дональдс? Я уверен, что он сейчас… – тут Махардж снова изображает цыпленка.

– Но никто же этого не знает в точности…


Как никто? Бог знает.

Еще меня порадовал один его анекдот, иллюстрирующий то, что все иные веры заставляют человека стремиться к получению наслаждения (концепция рая), а не полного служения, признания Бога единственным наслаждающимся.

«Еврей, Христианин и Мусульманин получили определенную сумму денег, часть из которых нужно было посвятить Богу. Христианин начертил на земле черту. Подбросил монеты в воздух. То, что упало с одной стороны – принадлежит ему. То, что с другой, – принадлежит Богу. Мусульманин начертил на земле круг. Подбросил монеты в воздух. То, что упало в круг – его, а все, что за кругом – принадлежит Богу. Еврей подкинул монеты в воздух…(То что упало на землю – принадлежит мне, а то, что осталось в воздухе – Богу)».

Ну теперь давайте разберемся, кто же такой Кришна? Как объясняют последователи этой традиции, Кришна – одно из имен Бога, но не языческого или “одного из” миллиона в индуистском пантеоне, а того самого единственного и неповторимого (впрочем, многими направлениями в индуистской философии оспаривается сей факт, ибо каждый клонит в свою сторону). Остальные божества, коих миллионы, составляют своего рода “министерство” этого мироздания, где у каждого есть своя роль и функции – их называют “полубогами”, но организовано все и поддерживается именно Кришной. Собственно, имя это с санскрита переводится как “Всепривлекающий”, т.е. “Тот, кто привлекает всех”. Кому же это быть, как не самому Богу, говорят кришнаиты.

Читатель может решить, что учение Махараджа состоит из баек и анекдотов, но это далеко не так. В его учении действительно есть мудрость, но мудрость, основанная на вере в Бога (на том, собственно, что чуждо автору этих строк).

После окончания официальной части подали вегетарианское угощение. Пожалуй, если бы меня так кормили каждый день, то я действительно сделался бы вегетарианцем. И я говорю спасибо тем, кто готовил пищу.



Кришнаитов часто обвиняют в попытках «обращения в свою секту», что ж… попытки таковые, конечно, предпринимались. Подходила девушка с бланком, в котором нужно было указать номер телефона, предлагали посещать и другие встречи кришнаитов в Иркутске. Мне предлагали прочесть «Бхагавад Гиту». Сам Махарадж, когда две девушки, пришедшие, как и я, впервые, решились наконец уйти (на их лицах было написано: «Обожечтомытутделаем!?»), звал: «Подождите! Вернитесь!» с такой несказанной грустью в голосе, что в уходящем человеке, я уверен, должно было проснуться чувство стыда. Но что плохого в бланках? В таких призывах, в книге? Вполне естественно пытаться обращать людей в свою веру. Никто никуда никого против его воли загонять не станет, и вымогать денег тоже. Я сразу ответил: «Нет, я уважаю вас, но это не мой путь», после – никто не тревожил.

Бхагава́д-ги́та” (санскр. भगवद्* गीता – “Божественная песнь”) – памятник ведической литературы ("Веда" означает "знание"), лежащий в основе религиозной практики Вайшнавизма (“в народе” известной как “кришнаизм”), часть эпического произведения “Махабхарата” (Индия), является священным текстом. Считается, что “Бхагавад-гита” может служить практическим руководством как в духовной, так и в материальной сферах жизни. Часто “Бхагавад-гиту” характеризуют как один из самых уважаемых и ценимых духовных и философских текстов не только традиции индуизма, но и религиозно-философской традиции всего мира.

Что до самого Общества Сознания Кришны и их религии. Я не претендую ни на глубокое знание, ни на объективную оценку (ведь я так мало о них знаю), и признаю существование множества подводных камней. Но это движение видится мне… хорошим (иного слова подобрать не могу). Такая религия и философия подойдет далеко не каждому: я слышал жалобы о том, что вера в Кришну не оставляет иных путей духовного развития, что она принижает семейные ценности и т.д. Существует материал журнала «Прозрение»: «“Общество Сознания Кришны” как оно есть», в которой это самое общество представляют ужасной сектой и обвиняют во всех смертных грехах, идолопоклонничестве, торговле «специфическим товаром», вымогании денег. Стоит обратить внимание, что статья опубликована в православном издании православным же автором (тут должна была быть шпилька в сторону РПЦ, но автор не придумал ничего умного), потому стоит лишь взять на заметку информацию, но не принимать такие слова на веру. И помните, дорогие читатели, любая религия – она единственно верная.

Еще долго я общался со своим “Вергилием” – так я окрестил одного из молодых людей, который многое объяснил мне, и рассказал о вайшнавизме (кришнаизме). К сожалению, имени его я так и не узнал.


Hus: Махарадж – это какое-то духовное звание?

– Есть четыре ашарма, четыре ступени в жизни человека: Брахмачари – 0-25 лет, это целибат (обет безбрачия). 25-50 – Грихастха (семейная жизнь), Ванапрастха – удаление от дел, Саньяси – полное предание себя Кришне, 24 часа в сутки, предполагает целибат и проповедование. Дамодара Махарадж – саньяси. Махарадж – это царь в индийской культуре. Он хозяин, царь своих чувств. К нему мы испытываем большущее уважение. Он обуздал свои чувства, это совершенство йоги, есть название – госвами (“Го” – чувство, “Свами” – хозяин). Он получил саньясу своего учителя и находится в цепи ученической преемственности.


Hus
: Что означает венок, который преподнесли Махараджу сегодня? (гирлянда – прим. ред.)

– Венок – это приветствие в индийской культуре, как у нас рукопожатие. Он говорит “Я хочу тебя обнять, но я тебя не обнимаю”.

Hus: Что означают ваши одеяния?

– Это духовная одежда, “дхоти”, У женщин – сари. Можно объяснить так: военный по-разному себя чувствует: когда он в халате из душа выходит и когда он в полном обмундировании. Так он чувствует свою силу. Конечно, он всегда остается военным, но такая форма благоприятствует, повышает дух. Также и у нас. Белая одежда, которую ношу я – это одежда грихастхи и ванапрастхи. У Махараджа – одежда саньяси. Раньше одежду саньяси красили особым минералом, он имел силу, помогал держать обеты, который были очень строгие и жесткие. В то время невозможно было человеку с запада стать саньяси.

Hus
: Как ты сам пришел в эту веру?

– Моя будущая жена была вегетарианкой, рассказала, но не практиковала. С детства всегда были вопросы – кто я? зачем я? Без них бессмысленно само существование. Вся деятельность, навязанная обществом – зачем? Какая конечная цель? И тут – на тебе, держи, готовые ответы! Моя
выпуклость совпала с впуклостью этой религии.

А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада (1896-1977) – культурный и религиозный деятель, широко известный в Индии и за ее пределами, духовный учитель, переводчик и комментатор древних ведических писаний, почитаемых в индуистской культуре, основатель Международного общества сознания Кришны. В 1965 году, в возрасте 69 лет, он сел на корабль, чтобы начать вошедшее в историю путешествие на Запад. Морская компания “Синдия” предоставила ему бесплатный проезд на борту торгового судна “Джаладута”, и в августе 1965 года Бхактиведанта Свами Прабхупада покинул Индию, имея с собой плетеную корзину, где лежали тома священных писаний “Шримад-Бхагаватам”, пара индийских музыкальных инструментов и сорок индийских рупий (около семи долларов). С этим он отправился в США, дабы проповедовать учение Сознания Кришны. За двенадцать лет он объехал земной шар не менее 14 раз и никогда не прекращал писать труды по философии вайшнавизма. Более чем на тридцати языках было опубликовано больше 80 томов его книг, и более 150 миллионов экземпляров его произведений было распространено во всем мире. В том числе одна из самых известных его книг – это «Бхагавад-гита как она есть», к которой он написал обширные комментарии, признанные учеными-востоковедами как ценный вклад в понимание основ древнейшей ведической культуры. Дамодара Махарадж – один из проповедников этого учения.


Опробовал кришнаитскую еду Владислав Тарасенко
Поел и фотокорреспондент: Мария Оленникова
Владислав Тарасенко • 24 января 2013 в 21:55

Комментарии3

Здравствуйте, Владислав!
Большое спасибо за Ваш рассказ!
Шрипад Бхактиведанта Дамодара Махарадж собирается снова посетить Иркутск в мае этого года - приходите:)!
26 января 2013
Спасибо за приглашение =)
Что ж, буду рад посетить подобную встречу снова.
28 января 2013
Сообщение от DimaliskПосмотреть сообщение
Спасибо за приглашение =)
Что ж, буду рад посетить подобную встречу снова.
Отлично, приходите!
Отправим Вам более подробную информацию весной!
28 января 2013
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться