24 января в прокате стартует пышная криминальная ретродрама с голливудскими звездами «Охотники на гангстеров». В связи с этой интригующей премьерой Hushome вспоминает главные картины об организованной преступности за последние сорок лет.
10. «Джонни Д.» (Public Enemies). Режиссер: Майкл Манн. США, 2009.
Сюжет. 1930-е, Соединенные Штаты. Грабитель банков Джон Диллинджер (
Джонни Депп) завоевывает всенародное уважение, крутит шашни с красивой гардеробщицей (
Марион Котийяр) и становится идеей фикс для сухаря-фэбээровца Первиса (
Кристиан Бейл).
Подробности. Второе (после
«Схватки» 1995 года с
Пачино и
Де Ниро) увесистое высказывание крепкого профи Майкла Манна на вечную тему «полицейские и воры». В том, что всамделишный прославленный гангстер тридцатых Джон Диллинджер – человек замечательный, если не всецело положительный, режиссер не оставляет у зрителя никаких сомнений. Депп, который, кажется, во всю жизнь не исполнил ни единой отрицательной роли, в любом случае не смог бы вызвать неприязни, да и сам Манн искренне любуется его героем, едва ли не эстетизируя его злодеяния. Впрочем, против истины здесь никто не погрешил: американский народ, задавленный пятой Великой депрессии, действительно почитал амбициозного взломщика Джонни за своего героя, этакого Робин Гуда с «томми-ганом».
9. «Карты, деньги, два ствола» (Lock, Stock and Two Smoking Barrels). Режиссер Гай Ричи. Великобритания, 1998.
Сюжет. Четверо лондонских приятелей (
Ник Моран,
Джейсон Флеминг,
Декстер Флетчер,
Джейсон Стэтем) рискуют по-крупному сыграть в карты с крайне сомнительным субъектом по прозвищу Топор (
П.-Х. Мориарти). Естественно, друзей незамедлительно ставят на счетчик: теперь они должны Топору полмиллиона фунтов стерлингов. В вытекающие из этой истории события вмешивается чертова туча сторонних персонажей разной степени колоритности (наркоманы, наркодилеры, киллеры, фарцовщики, хулиганы, жулье, разные прочие отморозки и представители шпаны), а также примерно двадцать два ствола и никак не меньше двух десятков трупов.
Подробности. Прирожденный хит от самого удачливого эпигона
Тарантино – британца Гая Ричи (снявшего еще неплохой
«Большой куш», а потом сдувшегося). Не постеснявшись черпать из тарантиновских лент самыми широкими пригоршнями, Ричи в итоге снял вполне самостоятельную картину. Непривычно жесткую для тех, кто привык судить о Лондоне по книгам и фильмам о Шерлоке Холмсе, криминальную английскую атмосферу Ричи удачно передал на пленке с помощью сепии – желто-коричневого ретроизображения. Самый доступный из режиссеров гангстерского кино, Ричи недолгое время был крайне популярен. Ну а в России его вроде бы до сих пор очень и очень ценят.
8. «Клуб “Коттон”» (The Cotton Club). Режиссер Фрэнсис Форд Коппола. США, 1984.
Сюжет. Конец 1920-х. Нью-Йорк, Гарлем. Отменный, хотя и белый, джазмен Дикси (
Ричард Гир) удостаивается патронажа со стороны знаменитого мафиози Голландца Шульца (
Джеймс Ремар). Вскоре трубача Дикси решит продвигать в голливудские звезды еще один влиятельный человек, а именно – Оуни Мэдден (
Боб Хоскинс). Новый покровитель подоспел как раз вовремя, ибо Дикси чересчур уж увлекся некой барышней Верой (
Дайана Лейн), любовницей опаснейшего Шульца.
Подробности. Оглушительно провалившаяся в прокате, но все равно значительная попытка Копполы повторить успех
«Крестного отца» не на материале
Марио Пьюзо. Правда знаменитый писатель числится здесь одним из трех соавторов сюжета, но то, что к сценарию как таковому его рука не прикасалась, к сожалению, очень чувствуется. Как ни симпатичен этот фильм, но о мощи первых двух частей «Отца» здесь не напоминает вообще ничего. Конечно, здесь мы наблюдаем виртуозное в своей легкости повествование, однако ему почти с самого начала сопутствует некая рваность, аморфность. Наскоро прилепленный хеппи-энд и вовсе рисует в зрительском воображении образ внезапно уставшего режиссера, не побрезговавшего невесть как закончить столь удачно начавшийся фильм. Не выходит, мол, еще один «Крестный отец», ну так и хватит снимать это слабое его подобие.
7. «Крестный отец 2» (The Godfather: Part II). Режиссер Фрэнсис Форд Коппола. США, 1974.
Сюжет. Майкл Корлеоне (
Аль Пачино) укрепляет свои позиции в собственных семье и «семье». С последней дела обстоят неплохо – бизнес идет в гору и приобретает все большую легализацию. А вот первая – и вроде бы приоритетная – разновидность семьи практически уже трещит по швам: от Майкла собралась уходить его возлюбленная супруга Кей (
Дайана Китон). В этих обстоятельствах Майкл все чаще вспоминает рассказы своего покойного отца дона Вито (
Роберт Де Ниро) о его отнюдь не беззаботной, но достойно прожитой молодости.
Подробности. Как известно, в первом «Крестном отце» ни разу не были произнесены страшные слова «мафия» и «коза ностра». Во второй же части мы без конца слышим их на протяжении всей картины. Уже этот факт сообщает главное о данном сиквеле: в продолжении своего opus magnum Коппола с самого начала вознамерился ни в чем себя не ограничивать. Об этом громко свидетельствует и продолжительность фильма (почти три с половиной часа!), и его ледяная монументальность, и замах на воссоздание во всей полноте двух эпох сразу – века Вито и эры Майкла. Для киноманов же второй «Отец» долгое время оставался прежде всего единственным фильмом, в котором снялись (пусть и ни разу не встречаясь в кадре по понятным причинам) два величайших американских актера последней четверти прошлого столетия – Де Ниро и Пачино.
6. «Лицо со шрамом» (Scarface). Режиссер Брайан Де Пальма. США, 1983.
Сюжет. Начало 1980-х, Майами. Безденежный, но очень энергичный кубинский беженец Тони Монтана (
Аль Пачино) в считаные недели делает головокружительную преступную карьеру. Теперь в его распоряжении горы золота, оружия, кокаина, а также шикарная блондинка (
Мишель Пфайффер) в качестве любимой подруги одиозного мафиозо. Однако Тони следует задуматься над одним существенным вопросом, а именно – долго ли его выходки и замашки станут терпеть коренные криминальные короли Майами?
Подробности. Как ни странно, но именно Тони Монтана, а вовсе не Майкл Корлеоне является любимой ролью великого Пачино. Аль и впрямь беспрецедентно хорош в этом образе. А вот самому персонажу Тони отвешивать комплименты как-то не приходится, ведь перед нами элементарный отморозок-гастарбайтер: какие-либо понятия о чести, достоинстве и вообще хоть чем-нибудь хорошем чужды ему настолько, что любой представитель клана Корлеоне похолодел бы от ужаса и омерзения. В не меньшей степени, чем главному актеру, своим успехом картина обязана сценаристу
Оливеру Стоуну. Перед Стоуном (который с тех пор вырос в такого же отличного режиссера, как и Де Пальма) стояла задача всего лишь написать ремейк знаменитого
«Лица со шрамом» Говарда Хоукса (1932) – одного из самых первых шедевров гангстерского кино. Вместо этого сценарист создал совершенно самостоятельное и до крайности жизнеподобное произведение о современной мафии.
5. «Путь Карлито» (Carlito’s Way). Режиссер Брайан Де Пальма. США, 1993.
Сюжет. Крупный наркодилер Карлито (
Аль Пачино) выходит из тюрьмы с твердым намерением зажить отныне честной жизнью. Однако его спаситель-адвокат Дэвид (
Шон Пенн) последовательно утягивает клиента и друга за собой в омут новых преступных деяний.
Подробности. Вторая криминальная драма Брайана Де Пальмы с мистером Пачино в главной роли настолько отличается от первой, что ее уж никак нельзя было бы наречь «Лицом со шрамом – 2». Не потому, что два этих фильма отличаются друг от друга, как небо и земля, но прежде всего оттого, что сам Карлито Бриганте – полная противоположность Тони Монтане (даже расхождения последнего с Майклом Корлеоне были не настолько резкими). Но классикой «Путь Карлито» стал не столько из-за еще одной блистательной работы Пачино, сколько из-за пространной и искрометной сцены финальной погони. В этом незабываемом эпизоде Брайан Де Пальма в первый и последний раз поднялся до высот мастерства своего кумира
Хичкока.
4. «Подозрительные лица» (The Usual Suspects). Режиссер Брайан Сингер. США, 1995.
Сюжет. Группа профессиональных преступников экстра-класса (
Гэбриел Бирн,
Бенисио Дель Торо,
Стивен Болдуин,
Кевин Поллак) привлекается для выполнения ряда преступных действий загадочным и легендарным криминальным авторитетом Кайзером Созой. Получив от бандитов все, что ему было нужно, Кайзер Соза безжалостно расправляется с ними. Случайно выживший в этой массовой резне жалкий инвалид (
Кевин Спейси) рассказывает обо всем хмурому полицейскому (
Чезз Палминтери), который совсем некстати позабыл мудрую поговорку «доверяй, но проверяй».
Подробности. Фильм, прославивший будущего экранного воплотителя «Людей Икс» Брайана Сингера, по сей день уверенно держится в числе тех немногочисленных картин, которые могут похвастаться по-настоящему неожиданным и даже шокирующим финалом. Не стоит забывать и о том, что
«Бойцовский клуб»,
«Шестое чувство»,
«Идентификация»,
«Помни»,
«Другие» и
«Остров проклятых» появились гораздо позже «Подозрительных лиц». Сингера вполне уместно счесть прародителем современного «фильма-перевертыша». К счастью, линчевская мантра «Совы – не то, чем они кажутся» не стала для «Лиц» основополагающей, так что здесь вполне себе присутствуют и все классические черты крепкого гангстерского кино.
3. «Перекресток Миллера» (Miller’s Crossing). Режиссеры: Джоэл Коэн, Итан Коэн. США, 1990.
Сюжет. 1930-е, небольшой американский городок. Башковитый парень Том Риган (
Гэбриел Бирн) служит советником у одного из главных местных мафиози Лео (
Альберт Финни). Воспользовавшись неприятностями Ригана, вспыхнувшего страстью к любовнице (
Марсия Гей Харден) своего покровителя, парня переманивает к себе злобный криминальный босс Каспар (
Джон Полито). Окончательно портит кровь оказавшемуся между двух огней Ригану гнусный еврей Берни (
Джон Туртурро), втравливающий в неприятности всех, кто с ним связывается.
Подробности. Основой для данной картины послужил для великолепных братьев Коэнов ряд произведений американского короля «крутого детектива»
Дэшила Хэммета. Но у Джоэла и Итана все равно получился стопроцентно коэновский фильм. Искрящийся иронией, переполненный смачным черным юмором и неприглядными подробностями криминальной повседневности, «Перекресток Миллера» оказался едва ли не по-тарантиновски хлесткой пощечиной как угрюмому клану из фильмов
Копполы, так и скандальным беспредельщикам из эпосов
Скорсезе. Живи
Тарантино в тридцатых, его
«Криминальное чтиво» выглядело бы именно так.
2. «Крестный отец» (The Godfather). Режиссер Фрэнсис Форд Коппола. США, 1972.
Сюжет. 1945 год, Нью-Йорк. С войны возвращается юный Майкл (
Аль Пачино) – младший отпрыск могущественного главы преступного клана сицилийцев-эмигрантов дона Вито Корлеоне (
Марлон Брандо). После гибели своего старшего сына Сонни (
Джеймс Каан) дон Вито понимает, что возглавить его преступную империю придется именно Майклу. Одна загвоздка: этот бравый фронтовик слышать не хочет о том, чтобы ввязываться в нечистые дела своего отца. Ну да ничего: перебесится – поумнеет.
Подробности. Гигантским успехом, который до сих пор сопутствует лучшему фильму Фрэнсиса Форда Копполы, режиссер обязан прежде всего отменной литературной основе. Здесь очень близко к тексту передан на экране одноименный баснословный роман
Марио Пьюзо; к тому же сам автор написал и сценарий. Вторая удача – матерый Марлон Брандо, более чем заслуженно получивший за роль витальнейшего дона Вито свой второй «Оскар». Наконец, молодой Аль Пачино, хоть и играет в этом фильме практически второплановую роль, вовсе не отодвигается в дальний угол грандиозным Брандо. Конечно же, первая часть «Крестного отца» обречена вечно пребывать в десятке самых крутых кинокартин за всю историю. Именно крутизна этой, первой на свете, масштабной киносаги из жизни мафии послужила (и продолжает служить) незыблемым каноном для всех мало-мальски пацанских лент – от тарантиновских
«Бешеных псов» до балабановского
«Брата».
1. «Однажды в Америке» (Once Upon a Time in America). Режиссер: Серджо Леоне. Италия, США, 1984.
Сюжет. 1920-е, Нью-Йорк. Полунищие еврейские мальчики Лапша и Макс с малых лет промышляют мелкими кражами и незначительным грабежом, мечтая вырасти во всамделишных гангстеров. Масштабные планы несовершеннолетней банды рушатся, когда Лапша угождает за решетку на десять лет с гаком. Однако когда – уже в тридцатых – повзрослевший за время отсидки Лапша (
Роберт Де Ниро) выйдет из тюрьмы, полный надежд на новую жизнь, ему в молниеносные сроки придется распрощаться со всем, что когда-либо было ему дорого: деньгами, драйвом, дилерством, лучшим другом Максом (
Джеймс Вудс) и любимой девушкой Деборой (
Элизабет МакГоверн).
Подробности. Видимо, фильм «Однажды в Америке» так и останется в истории главным гангстерским киноэпосом всех времен. К такому выводу уже в восьмидесятые пришли все, кроме собственно американцев, которым достался двухчасовой огрызок четырехчасового колосса: штатовские продюсеры картины сочли по слепой привычке, что непомерно длинным лентам путь к большим барышам заказан (в итоге как раз в США фильм и провалился). Меж тем одна только величественность здешнего изображения, воздвигнутого постоянным леоневским оператором
Тонино Делли Колли, была бы в состоянии даже без всякого звука вызвать в умах здравых зрителей что-то вроде синдрома Стендаля. Ну а саундтрек к этому фильму за авторством
Эннио Морриконе уже давно живет своей жизнью. Легендарный Леоне говорил, что доволен этой своей картиной на 99 процентов. Лучшей рекомендации и придумать нельзя.
Комментарии2
Хэммет - классный! Более-менее приличный фильм по нему - это "Стеклянный ключ". Во всяком случае, примерно так и воображаешь себе героев романа, когда смотришь это кино.
Читайте Хэммета, друзья мои! Это реально весело в смысле всяких острот и каламбуров, чего вам не покажут ни в одном фильме. Он, наряду с Чандлером - родоночальник "крутого детектива", выкинувший убийство на улицу из салонов всяких там Агатов Кристи.
Ну и не могу не оттоптаться на каких-то там "Подозрительных лицах". Интересует как эта срань вообще попала в обзор? Я это смотрел, может даже не раз, но хоть убей, не помню оттуда ни кадра, это вообще о чем? Кал какой-то одноразовый, недостойный, имхо, стоять в одном ряду с остальными перечисленными фильмами.