В бочке через Байкал – а что сложного?!

mainimg
Не так давно мне удалось побывать в гостях у одного из самых харизматичных жителей поселка Култук. Николай Лупынин уже был на слуху у иркутян год назад, когда собирался пересечь Байкал в бочке, но, как оказалось, у бравого сибиряка в запасе еще множество интересных идей и способностей. Так, например, он увлеченный коллекционер, общественный активист и, в своем роде, художник-дизайнер.

“ПРО АВТОРУЧКУ НЕ ЗАБУДЕШЬ

– АВТОГРАФЫ ДАВАТЬ ЕЙ БУДЕШЬ,

КОГДА ТЫ СТАНЕШЬ ЗНАМЕНИТ…”


Каждый из нас носит в себе странную любовь к мелочам, даже если упорно это скрывает. Кто-то набивает карманы цветными стеклышками и прозрачными шариками, кто-то украшает стены отжившими свое материнскими платами – бывает и такое. Николай Федорович коллекционирует авторучки – об этом мы узнали перед поездкой. Что ж, постарались собрать у себя дома все имеющиеся и отвезли култучанину.

Прежде всего, хозяин усадил нас отогреваться горячим чаем, а тем временем перебирал привезенные экземпляры. Сразу же отложил в сторону те ручки, которые, по его словам, у него уже есть. Сперва меня это не удивило, но когда, войдя в комнату, я увидела коллекцию, память Николая Федоровича впечатлила по-настоящему. Как, впрочем, и само собрание.


А насчитывает оно, как оказалось, около тысячи экземпляров. Десять металлических полосок, каждая длиннее предыдущей, собраны конусом в виде елки, которая подвешена к потолку. На каждой полоске закреплены авторучки всех цветов и размеров. В общей сложности – ровно тысяча, но ведь есть еще множество дубликатов, которые рассортированы и лежат отдельно.

Выкидывать, по словам Николая Федоровича, не поднимается рука. А еще имеется небольшая отдельная коллекция самых необычных авторучек – например, сделанных в виде разных предметов, фруктов; совмещенных с фонариками, привезенных из экзотических стран и появившихся еще в далекие советские времена. Феноменальная память Николая Федоровича поражает. Он помнит все о каждой из тысячи ручек: как и когда пришла к нему, может сходу сказать, чем отличаются две ручки, одинаковые на первый взгляд.

Вот вы привезли ручки, а я сейчас подержу каждую в руках, рассмотрю и потом уже не забуду ни одну, – гордо сообщает коллекционер.


О том, что он хочет зарегистрировать свою коллекцию в книге рекордов Гиннеса, Николай Федорович обмолвился случайно. Видно, эта идея уже стала для него настолько естественной, что он даже не считает нужным особо акцентировать на ней внимание. Пока коллекционер «достучался» только до Иркутска – и то помогли знакомые. В следующем году информация о култучанине будет опубликована в Книге рекордов Иркутской области. Донести свою идею до Москвы планирует сам: мол, не могут там не откликнуться. А там уже недалеко и до мировой известности. А вообще, конечная цель коллекционера – не слава и почести, а общественная польза:

Мне очень обидно, что у нас в России есть музеи всего, чего угодно, даже камней, но нет музея авторучки, – делится Николай Федорович. – А ведь у такой мелочи тоже есть своя история. Сейчас я научился пользоваться интернетом, так что могу изучать ее (смеется). Помирать мне еще рано, так что хочу все-таки посуетиться и создать такой музей. Он обязательно будет на Урале, на моей родине.

“У МЕНЯ В ХОЗЯЙСТВЕ НИЧЕГО НЕ ПРОПАДАЕТ”


Как выяснилось в процессе беседы, Николай Федорович коллекционирует не только авторучки. В шкафу у култучанина хранятся аккуратно рассортированные по годам и тематике конверты. Целых два письменных стола занимают разложенные по коробочкам зажигалки. Не выкидываются даже спичечные коробки и разноцветные пробки от бутылок.


Николай Федорович рассказывает, что корни его коллекций уходят еще в 60-е годы. Он ничего не начинал собирать специально: просто хозяйственная натура не позволяла выкидывать мелочи, которые еще могли бы пригодиться, а врожденная аккуратность и педантичность заставляла сортировать вещицы. Что-то терялось при многочисленных переездах, но все же большую часть коллекций сейчас может увидеть любой зашедший в гостеприимный дом Лупыниных. Кстати, контакты каждого гостя аккуратно записываются в отдельную тетрадку: терять людей коллекционер тоже не любит.


Я принципиально стараюсь ничего не покупать – ни ручки, ни зажигалки, – рассказывает Николай Федорович. – От покупки теряется весь интерес. Когда начинаешь что-то собирать, вещи приходят к тебе сами. Очень много ручек и зажигалок дарят. Кое-что присылает родня: дочь с двумя внучками у меня живут в Свердловске, а сын – во Владивостоке. Соседи не пополняют мои коллекции, но и у виска не крутят, уже привыкли к моим чудачествам (улыбается). Жена у меня ничего не собирает, в основном шьет и вяжет, а на мои увлечения поглядывает с улыбкой: занят – и хорошо. Что касается зажигалок, я начал собирать еще в то время, когда курил. Конверты же мне всегда особенно жаль было бы выкидывать: на них ведь вся наша культура – художники, музыканты, космонавты, политики… Каждый из конвертов донес тебе какую-то весточку. Как их не собирать?
imgimg

Култучанин очень спокойно говорит о том, что и ему придется когда-нибудь покинуть этот мир, и перед этим он завещает все свои коллекции детям и внукам:

Это все, я уверен, принесет им пользу: захотят – продадут, захотят – сдадут в музей. Тогда будет уже их право. Говорите, сейчас все практически на виду лежит, украсть легко? Так а кому нужна вся эта мелочь? Вот когда-то у меня была прекрасная коллекция значков – с ней пришлось расстаться... А ручки, по сути, ценности никакой не представляют. Да и люди меня в основном окружают хорошие.


“И ЖИТЬ ТОРОПИТСЯ, И ЧУВСТВОВАТЬ СПЕШИТ”


Николай Федорович никогда не сидит на месте, в тишине и полагающемся ему пенсионном покое. У него постоянно находятся разнообразные оригинальные занятия. Например, два года назад он насобирал на берегу Байкала больше тысячи бутылок (стоит задуматься), наполнил их водой и у себя во дворе выложил из этих бутылок картинку озера с вытекающей из него Ангарой. Но этим пенсионер не ограничился: он снял о своей воплощенной идее сюжет и отправил его на передачу «Сам себе режиссер». Выигранный музыкальный центр передал в челябинский детский дом.

Летом на 365-летие Култука неугомонный Николай Федорович соорудил из деревянных реек, обтянутых мешковиной, пятиметровую надпись на холме. Ее видно с дороги: «Култуку 365 лет».



Сейчас в ближайших планах у култучанина, во-первых, дождаться результатов отправленного на «Сам себе режиссер» очередного сюжета (как вы догадались, о елке из авторучек), а во-вторых – выложить из разноцветных пробок от бутылок картину. Какую – пока неизвестно, сюжет еще не родился. Но не пропадать же добру! Да и новую идею опробовать хочется. Между прочим, идею переплыть Байкал в бочке Николай Федорович так и не оставил. Летом он планирует уменьшить массу бочки, чтобы, согласуясь с новыми поправками в законе, ее можно было не регистрировать как маломерное судно, и – в плавание.


Дай Бог нам всем в шестьдесят с лишним лет остаться такими же жизнелюбивыми, неистощимыми на выдумки, желающими оставить и сохранить что-то для потомков! Будем надеяться, что все-таки когда-нибудь у нас в стране появится музей авторучки, соревнования по плаванию на Байкале в бочках, а само озеро станет чище. Думается, что благодаря таким людям это возможно.


Фото: Мария Оленникова

Наталья Папенко • 14 января 2013 в 11:12

Комментарии

Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться