Совсем скоро учебная программа для старшеклассников изменится. Причем кардинально. Общим голосованием школьники признали: литература им ни к чему. И государство одобрило.
ВЫРАЩИВАЕМ «СПОРТИВНЫХ ПАТРИОТОВ»
Весь сыр-бор начался из-за того, что до 2020 года во всех школах России, а где-то уже со следующего года в качестве эксперимента, появится профильное обучение для старшеклассников. Суть проста: если ты технарь, выбирай себе точные предметы, а гуманитарные оставь гуманитариям. Такая постановка вопроса приведет не только к изменению школьной программы, но также и к появлению новых предметов. Одним из таких нововведений стал курс «
Русская словесность».
Предмет объединяет в себе программу русского языка и литературы и создан для учеников, которые планируют поступать в технические или медицинские вузы. Да, русский язык и литература не пропадут безвозвратно из школьной программы, но будут доступны как отдельные предметы только школьникам, выбравшим гуманитарный профиль обучения.
Министр-инициатор реформы образования А.А. Фурсенко (отставной) и Министр-продолжатель реформы Д.В. Ливанов (ныне реформирующий)
Дело в том, что даже при желании, например, ребенка-математика изучать и русский язык, и литературу в полном объеме, он будет лишен этой возможности. Потому как при наличии 6 профилей из них он должен выбрать всего 10 изучаемых предметов. При этом 4 дисциплины являются обязательными для всех – это
физкультура,
основы безопасности жизнедеятельности, непонятный пока даже учителям новый школьный курс «
Россия в мире», а также
выполнение индивидуального проекта. То есть из всех остальных профилей ребенок сможет выбрать
только один изучаемый предмет. И тут уж возникает множество вопросов. Например, глядя на обязательные для изучения предметы, невольно задумаешься – а кого, собственно, хотят вырастить наши законодатели? Спортивного патриота? Видимо, на сегодня этого достаточно.
ПЛАНШЕТНИК ИЛИ КНИГА?
Мнение учителей по поводу новой системы обучения старшеклассников, как и следовало ожидать, разделились. Но в чем соглашаются и те, кто приветствуют новую форму обучения, и ее противники – это опасения, как именно реформа будет приведена в исполнение. Ведь все мы уже были свидетелями появления бестолково разработанного и бездарно претворенного в жизнь ЕГЭ. Вот и сегодня школьная общественность гадает, как же реализуются новые изменения. Будет ли это профанация, как с бакалавриатом и магистратурой в вузах, или же школа действительно облегчит жизнь ученикам и будет давать только нужные в дальнейшей жизни знания? Хотя даже сторонники реформы признают, что пока не верят в ее эффективность – учителя-то останутся те же, что и сегодня, а учебников для новой программы еще нет и неизвестно, когда же они появятся.
В стремлении уйти от советской системы воспитания "идеологически заряженных зомби" реформаторы через рузруху 90-х приходят к идее тотальной свободы, что означает только одно – смену советской идеологии идеологией потребления. Качество "зомби", однако, значительно ухудшилось...
–
Нет, Бога ради, пусть дети изучают физику, если им нужна физика, пусть дети изучают химию, если она им нужна, но я не вижу, чтобы дети рвались изучать физику или химию. Они вообще ничего не рвутся изучать. Сейчас пишут любую проверочную работу – либо у них планшетник, либо телефон. И побежали галопом по Европам, на вопросы ответили, а о чем они отвечали – уже забыли. Они никак не учатся, понимаешь? Вот в этом проблема. В результате – в головах пусто. Начинаешь что-то спрашивать, а они ничего не помнят. Они литературу не знают и историю не знают. Растят-то сейчас дешевую рабочую силу, как я понимаю. У нас знаешь, что творят? Путают, например, начало Второй мировой и Великой Отечественной войн. Правильно, откуда им это знать, если в учебнике истории этого нет, – сетует учительница русского языка и литературы одной из иркутских школ, пожелавшая остаться неназванной (боится выговора «сверху»).
–
С одной стороны, те, кто могут – пусть идут в математические классы, но почему у тех же самых математиков нужно отнимать литературу? – продолжает учитель русского и литературы. –
Недавно была встреча Натальи Дмитриевны Солженицыной с Путиным. Она говорит, что нельзя людей обкрадывать. Вот здесь я с ней даже не на 100% согласна, на все 200. Это на самом деле обкрадывание души, потому что ничего другого человеческую личность не формирует. Математика оттачивает ум, но только оттачивает, а для того чтобы оттачивать, нужно, чтобы была основа. А основа закладывается только литературой и историей. Если же в детстве они не научатся читать, то никогда у них этой потребности в дальнейшем не появится.
Кстати, замечательный вариант вопроса для ЕГЭ по литературе
–
Есть современный подход, что художественная литература не нужна. Ничего подобного. Художественная литература дает основу. А потом дальше ты можешь читать все, что хочешь. Ты можешь читать научно-популярные произведения, ты можешь читать специальные книги, но ты должен возвращаться все равно к литературе художественной. Потому что она дает жизненный опыт, не надо набивать все шишки, которые уже человечество за столько веков набило на свой собственный лоб, он маленький…
АВТОРИТЕТНАЯ ШКОЛОТА
Разработчики профильной системы обучения ссылаются на то, что сделана она для облегчения жизни школьников. Мол, тот объем знаний, который они получают сегодня, слишком велик для среднестатистического ученика. И знаете, что самое интересное? Под это утверждение наши законодатели подвели соцопрос ВЦИОМ, проведенный по заказу Министерства образования России, об эффективности школьного образования. Догадайтесь с трех попыток, кого опрашивали? Нет, ни ученых, учителей или, на худой конец, родителей. Учеников. Кто же, кроме них, в этом может лучше разобраться?
Естественно,
большинство учащихся решило, что школа в ее нынешнем виде неэффективна, а некоторые школьные предметы должны «кануть в лету» за ненадобностью. Что же еще могли сказать 15-16-летние подростки? Что они хотят появления новых школьных предметов? Вообще же, можно было даже опросы не проводить, лишь деньги зря потратили. Зайдите в любую социальную сеть и посмотрите, чего же реально хотят школьники? Перемены, как во Франции – на 1,5 часа, да отмену домашних заданий, ну еще и учиться поменьше.
– Если, как планируют, будет интегрированный предмет «словесность», то есть уберут отдельно русский, отдельно литературу и дадут то же самое количество часов, то что будет? Получится, что в связи с ЕГЭ учитель будет просто «натаскивать» детей на русский, – продолжает учительница. У самих преподавателей «связаны руки» – они не могут объяснять предмет в том объеме, который того требует, потому что сегодняшняя школа нацелена на результат, и отвечают за него не ученики, а учителя. Вот и получается, что нынешние школьники получают поверхностные знания.
ЧАЙКОВСКИЙ И ЧУКОВСКИЙ – НАЙДИТЕ 10 ОТЛИЧИЙ
– Никто ничего читать не хочет, – переживает учительница.
– У нас три Толстых в русской литературе, я не беру нынешних, но Лев Николаевич, Алексей Константинович, Алексей Николаевич – это для сегодняшних школьников один Толстой. Или же говорим мы о поэме «12», и я детям объясняю, что Блок в письме Чуковскому говорил о том, что его тоже не устраивает Христос в конце поэмы, но, тем не менее, Христос, потому что ничего другого нет. Открываю тетради, что вижу? «Блок в письме Чайковскому, Чуйковскому». Чуковский был из всех тетрадей только в трех. В основном был Чайковский. Причем складывается такое впечатление, что они вот эту фамилию знают не потому, что есть композитор Чайковский, а потому, что чай носит такое название.
Петр Ильич Чайковский, композитор
– Мы все уничтожили. Уничтожили знание истории, литературы. Сейчас они обсуждают только популярную современную литературу. Вот недавно обсуждали Гарри Поттера. В таком плане – вообще надо его детям читать или нет? Помнишь девочку-привидение, которая в туалете живет? Чем всегда оканчивается общение с ней? Она плачет и топится в унитазе. Понятно, что это ее сущность. Но ее ведь никто не жалеет. А теперь, если спроецировать это на нормальный детский коллектив: это проекция на то, что изгой всегда есть, он должен быть, и, более того, ты не должен посметь пожалеть изгоя…
Корней Иванович Чуковский, писатель и поэт
– Девочки у нас сейчас читают книги о том, как стать стервами. Они на этом учатся, у них Наташу Ростову убрали. Если у девочки такая книжка – она же читается легко, написана примитивным языком. А там еще такие призывные заголовки «Как стать стервой», «Как увести чужого мужа», «Как заполучить себе богатого дяденьку» – она разве будет помнить о Наташе Ростовой, которая выкинула все свое имущество? То есть, по сути, она себя лишила возможности выйти замуж. Кому она, бесприданница, нужна, по тем меркам? Но она об этом и не думала, видела, что есть раненые, которых надо вывезти. Как ты думаешь, наши девочки, нынешние, они позаботятся о раненых? Где там! Они еще у этих раненых чего-нибудь себе утащат, только чтобы устроиться получше.
Аллен Даллес (1893-1969 гг.) – работал в ЦРУ США с момента его создания в 1947 году. В 1942-1945 годах руководил политразведкой в Европе. Директор ЦРУ в 1953-1961 годах. Идеолог «холодной войны», один из организаторов разведывательной деятельности против СССР и других социалистических стран, известен своей книгой«Размышления о реализации американской послевоенной доктрины против СССР» (1945)
– Но, знаешь, у меня ребятишки в интернете откопали доктрину Даллеса. Пришли ко мне совершенно шокированные. Неделю мы говорили только об этом. Там сказано – «не надо убивать русских, они себя уничтожат сами, дайте им вот это, вот это и вот это». И когда они прочитали это: «Так, простите, нам именно это дали! Они что, в Думе хотят, чтобы мы были такими?!» Ох, как их это зацепило, – подытоживает свой рассказ о современных школьниках учительница.
«ЕСЛИ ДЕТИ НЕ ХОТЯТ, ЗАЧЕМ ИМ ВПИХИВАТЬ?»
Кстати, опасения по поводу профилизации школьного образования возникли не только у учителей, но и у психологов.
– Профилизация опасна тем, что ребенок со временем может разочароваться в выбранной профессии и захочет ее сменить. А готовился он именно как специалист, и другая дисциплина может ему просто не дастся. Поэтому, на мой взгляд, русский язык, математика и обществознание должны оставаться обязательными. Дети, за некоторым исключением, сами вряд ли определятся с выбором профессии. В идеале, в школе должен быть грамотный психолог, который на протяжении всего обучения будет регулярно общаться с детьми. Рассказывать им о профессиях, отслеживать их желания и способности. Например, в 7 классе ребенок мечтает стать врачом, в 8 он подумывает о журналистике, а в 9 решает стать психологом. Если регулярно беседовать с детьми, тестировать их, проводить тренинги, то большинство определяются с дальнейшими жизненными планами уже в 9 или 10 классе, – говорит детский психолог
Глеб Гунин.
Но в каждой ли школе России есть грамотные специалисты, у которых налажен контакт с учениками и их общение постоянно и целенаправленно?
Другой точки зрения на профилизацию школьного образования придерживается преподаватель кафедры теории и практики журналистики ИГУ
Мария Ильина:
– Впихивать в людей, которые к этому не готовы, ту же классическую литературу или физику – а толку много ли будет? Да, для тех, кто выберет физику, литературы станет меньше, но ведь для тех, кто выберет литературу, ее станет больше! У детей есть интернет, и если они захотят узнать – они все узнают с легкостью. А если не захотят узнать – значит, им, наверное, и не надо.
Многие говорят, например, что когда классику «вдалбливали» в 14 лет в школе, это было скучно, нудно и непонятно. Перечитал в 35 – «О, Боже! это же про меня!» Сейчас есть возможность всю жизнь учиться. Это ведь зависит не только от человека, но и от потребностей. Учиться ради учебы, конечно, будет меньшинство. Но если будут менять квалификацию, если это позволит заработать больше денег – уже значительно больше людей будет выбирать определенное образование сознательно. Это современный подход. Если у тебя нет диплома – ты лох. Диплом – это такое свидетельство того, что человек в принципе обучаем. Поэтому в этом плане упрощение образования даже логично.
"Если у тебя нет диплома, ты – лох"
– И школа, и университет в нынешнем виде сильно избыточны, – продолжает Мария Ильина. –
В том плане, что они ориентируются на некий максимум потребностей, который понадобится не всем. Даже с новыми стандартами – все равно до совсем уж узкого профессионализма очень далеко. Может быть, тенденция есть, но даже сейчас нужно знать дисциплину хотя бы на базовом уровне. То есть уже нельзя сказать, что вырастет узкий специалист. Я считаю, что у старой модели есть недостатки. По-моему, вот как ее изменили сейчас – идея хорошая. Я просто боюсь, что воплощение будет ужасным.
КСТАТИ
Стоит отметить, что система профилизации школьного образования для нашей страны не нова. Еще в 1864 году в России появились гимназии двух типов –
классическая и
реальная. Первая готовила школьников для поступления в университет, вторая же помогала в практической жизни. Прототипом же нынешней системы образования явилась советская школа.
Кстати, разработчики профилизации обучения ссылаются на зарубежный опыт. Ведь в странах Европы и в Америке специализация существует повсеместно. Но почему-то
никто не уточняет, что в противовес нашим 10 обязательным для изучения предметам в той же Америке их, как минимум, 15. А список предлагаемых дисциплин на выбор может доходить до 200 пунктов. Также не говорят и о том, что при действительно существующем разделении представители «классического» потока, то есть ученики, изучающие не профильные предметы, ценятся выше, чем их узкоспециализированные однокашники.
Однажды я стала невольной слушательницей разговора двух подруг. Их диалог я, кажется, не забуду никогда.
– Ты на какую специальность поступать хочешь? – спрашивает первая.
– На логиста, наверное, – отвечает ей подруга.
– А кто это?
– Не знаю точно, – говорит она. И после недолгой паузы добавляет: –
По-моему, это как-то с компьютерами связано.

К чему это я? А к тому, что этот диалог сформировал мое отношение к системе школьного образования России в том виде, в котором она существует сегодня. Поэтому я приветствую и в то же время опасаюсь профилизации школьного образования. Конечно, это хорошо, когда учитываются способности и пожелания каждого ученика, но будет ли все так, как задумано на бумаге? Ведь у нас, в отличие от Америки, например, не разделили учеников на потоки в соответствии с их способностями и успеваемостью. Еще даже не создали новые программы и учебники, не увеличили время на преподавание непрофильных дисциплин! Поэтому неплохая идея, скорее всего, будет опять же, как и все последние нововведения, недоработанной и поспешно реализованной.
СМЕШНО
Вступительное сочинение в гуманитарный ВУЗ
(Приводится в оригинале,
источник: http://www.korova.ru/)
* * *
Когда родился Владимир Ильич Ленин, никто не знал, что он будет предводителем коммунистов, о котором помнят и в наши дни. Это был великий человек.
Ленин учился в школе. Иногда к нему приставали парни. Кончалось это разборкой на школьном дворе. Ленин не любил драться, но приходилось защищаться или защищать своих друзей.
Кроме школы Владимир Ильич ходил работать, так как в те времена нужны были деньги чтобы хоть как то прокормиться. Прилавки в магазине были почти пусты. Хлеб и продукты давали по карточкам. И Владимир Ильич жил ни как богатый гражданин , а как и все люди, которые его окружали.
Он бегал и раздавал листовки. Стоял на улице с огромной пачкой газет, подбегал к машинам, и продавал эти газеты. Hе знаю как Владимир Ильич стал лидиром. Hаверно он как-то проявил себя перед людьми. Когда он "взошел на трон", то начал вести всех людей в будущее коммунистов. Владимир Ильич Ленин старался сделать так, чтобы на прилавках было побольше еды, и чтобы было поменьше безработицы. Это ему, конечно, удалось, но не надолго. Посевы в деревнях не всегда давали хороший урожай. Иногда урожай просто гиб.
Ленин очень любил детей. Hа парадах он брал ребенка и нес его на руках. Люди не возрожали, что ихнего ребенка берет предводитель. Когда началась Великая Октябырьская Революция, в стране началась паника. Владимир Ильич не мог удержать людей. Приходилось успокаивать их силой. Всех парней, старше шестнадцати лет, отправляли на войну. Hекоторые люди боялись и прятались. Через некоторое время их находили и приговаривали к расстрелу. Изза революции в стране началась голодовка. Хлеб практически не привозили. Воды нигде не было. Да если и привозили, то давали кусок хлеба, да половину кружки с водой. Hекоторые даже не могли дойти до машины с едой, так как, охваченные голодом, лежали на полу и ум(зачеркнуто)погибали. Владимиру Ильичу Ленину было тяжело смотреть на все происходящее. Он не мог давать людям больше еды лишь потому, что немцы подходили все ближе и ближе к деревням. Они сжигали посевы, силой отнимали продовольствие у стариков и женщин. Потом немцы расстреливали народ в деревне и сжигали ее. Ленин понимал, что немцы приближаются к Москве. Он посылал на войну все больше и больше людей, а сам сидел в охраняемом месте и ждал вестей.

Hарод в стране взбунтовался и начал громить город. Ленин приказал солдатам успокоить людей. Солдаты не счадили ни детей, ни женщин. Когда все немного затихло, Владимир Ильич захотел узнать о новосях в Москве и Подмосковье. Он выехал на своей машине вместе с охраной. Hо он недолго ездил. Ему устроили засаду революционеры. Тогда-то Ленина поймали и посадили за решетку. За решеткой Ленин читал книги при свече. Hа полях, в книге, он писал молоком послания. Hо революционеры узнали о его планах и отобрали книги. После нескольких дней советские войска дошли до того места, где находился Владимир Ильич Ленин. Они окружили революционеров и взяли их в плен. Ленин был свободен. В последний раз Ленин направил все свои войска на немецкую армию. В этом бою советская армия окончательно разбила вражескую армию. После этой победы в стране началась перестройка. Теперь Ленин был не враг народа, а друг. Стали привозить пищу, открыли новые заводы, стали появляться новые постройки.
Однажды вечером, как обычно он это делает, Ленин хотел сесть в свою машину, а потом поехать домой. Только Владимир Ильич открыл дверь машины, как вдруг раздался выстрел. Пуля настигла Владимира Ильича Ленина и попала в сонную артерию. Ленин умер. Hа месте выстрела оказалась только старушка, которая дальше двух метров ничего не видит. Ее поймали и расстреляли. После смерти Ленина поставили памятники, посвященные ему.Самого Владимира Ильича Ленина похоронили на Красной площади в Мавзолее, где он лежит и сейчас.
Ленина тщательно охраняют. Пускают в Мавзолей, чтобы посмотреть на него.Сейчас Ленин почт весь состоит из протезов. Когда на него падает свет, то кажется, что он светится изнутри.
Hадеюсь, что в будущем его похоронят как человека. Ведь он как маникен там лежит, и все на него смотрят. Он же тоже человек, как и мы. Пусть же его похоронят как подобает, а не как маникена.
Забавна также реакция проверявшего преподавателя: «Hеудовлетворительно! Hезнание общеизвестных фактов биографии В.И. Ленина и огромное количество ошибок!»
Комментарии8
)) Я всегда так делаю. А также пишу каменты в блокноте, ну или обновляю страницу перед тем как постить))
Если же серьезно, это был никуда не годный, злобный комментарий. Обычно я не злой, но иногда накатывает. Так или иначе, ваш ответ я внимательно прочитал, но оспаривать ничего уже не буду - сам сглупил, извините.
Да никому дела нет. А все эти злободневные статьи и обсуждения на форумах фарс.
да никакого уничтожения мозгов не ведется. Акститесь.
Просто сейчас откровенных дебилов не пытаются вытягивать за уши.
А у кого голова на месте при любом раскладе будет себя развивать
Моё мнение - доктрина реально работает. Вначале страну продали реформаторы (причём тем людям и на тех условиях, от которых Сталин отказался в пользу своих кровавых репрессий), а теперь аннигилируют потенциальную опасность в будущем. США молодцы - а нам в болоте жить или уже сейчас готовиться к отъезду...
+1