В Иркутской области уже довольно продолжительное время идет избирательная кампания в региональный парламент. Вы что-нибудь об этом знаете? Так я и думал.
А между тем, выборы состоятся 8 сентября 2013 года. Депутатские мандаты получат 45 человек. В последующие 5 лет именно эти товарищи будут распоряжаться бюджетом, законом и всеми прочими плюшками, которые, собственно, и составляют сущность власти.
Кто эти люди? Кого они представляют? Чем промышляют? Сие известно в основном только журналистам, да и то не всем. Средний иркутский обыватель вообще не разумеет, что же это за зверь такой – законодательная власть. Если в двух словах – прибайкальский парламент можно сравнить с клубком подколодных змей, где каждый сам за себя, но при этом все одной породы.
Здесь будет не лишним провести краткий экскурс. Конечно, всегда можно сказать, что, я, мол, в видах известно чего не разбираюсь и разбираться не хочу. Такая позиция имеет право на существование, однако тут следует учитывать один неочевидный момент. Дело в том, что именно депутаты во многом определяют общественную, политическую, а главное – экономическую жизнь Иркутской области, а значит – каждого из нас.
Согласен, не слишком приятно осознавать, что ты зависишь от каких-то непонятных малознакомых мужиков в тонированных авто. Но это суровая правда, как ни крути. Особенно в Иркутске, где депутатствующие контролируют множество различных бизнесов и вообще оказывают на столицу региона довольно заметное влияние. Посему, в видах этого самого все-таки полезно разбираться. Хотя бы в общих чертах и запахах.
Фигурально изъясняясь, в нашем парламенте «всех тварей по паре».
1. Есть местные олигархи-промышленники, возглавляющие крупный бизнес. Это товарищи (а они именно товарищи) в одной обойме еще с советских времен и, как правило, за них горой их избиратели и они мало чего боятся. Это крупные игроки, которым место в новом созыве Заксобрания априори гарантировано. Но им нужно не просто теплое место, но еще и власть – поэтому они пытаются протащить в депутаты своих кумовьев, подельников, друзей и прочих пернатых.
2. Есть потомственные врачи/учителя/общественники. Они попадают в Думу либо по традиции, либо будучи марионетками местных сил. Они одной породы и привыкли держаться в стае. При этом неизменно трусливы, но в тоже время понимают, что у них есть покровители, от которых они зависят даже больше, чем от общественного мнения. Ведь избиратели в карман зеленые конфетки не кладут, а вот покровители – очень даже.
3. Есть такие вполне новые русские. Люди из среднего бизнеса, сделавшие себя сами. Они тоже стараются не переть против своих. Эти не старые еще (в большинстве) ребята вместе выпивают, «решают вопросы» и т.д. Любопытно, что места в Заксобре они зачастую банально приобретают. Например, по некоторым данным, кресло в новом созыве сегодня стоит примерно 1 млн. американских долларов. Как за хлебом сбегать.
4. Есть люди, задвинутые в парламент корпорациями и вертикально интегрированными холдингами для лоббирования собственных коммерческих интересов. Такие депутаты понимают, что за ними сила, но им нужна сносная репутация, чтобы оставаться у кормушки.
5. Есть профессиональные демократизаторы. Самые забавные из всех – ничему, кроме чеса языком, они не обучены, а потому смертельно боятся потерять свое депутатство. У большинства рыльце изрядно в пушку, ведь кормятся они за счет торговли своими полномочиями. Кто заплатил – тот и хозяин.
Я намеренно не перечисляю фамилии наших политических «тварей» – запоминать их долго, скучно, да и вообще строго необязательно. Важно понимать, куда «тварь» ползет и что из этого следует, а не то, как ее именуют учебники биологии.
Теперь представим ситуацию – начинаются выборы. Наш зверинец большой, разнообразный и всеядный, а мест в новом созыве хватит далеко не всем. Что происходит? Правильно – драка, причем самого непотребного свойства. Каждая группировка начинает действовать в силу возможностей и талантов, и кто победит в итоге – совершенно не ясно. По крайней мере, пока.
Самое забавное в этой истории то, что многосложная возня сибирских бюлюдогов под зимним снежком не имеет ровным счетом никакого отношения к реальным демократическим процессам. Выборы? Не, не слышал. Иркутские «выборы» в Заксобрание очень напоминают облезлый клон поздней Византийской империи, когда все вопросы решаются исключительно «за троном», а главные игроки являются самыми что ни на есть «серыми кардиналами», чьи фейсы известны широкой публике менее чем никак.
Это все еще политика – ведь деньги и власть делятся вполне осязаемые. Но это не демократия – ведь партия разыгрывается в строгом удалении от журналистских софитов и взглядов заинтересованной общественности.
Комментарии3