Два события потрясли меня и ИЗО-мир Иркутска: огромная отчётная юбилейная выставка иркутских художников, творческий союз которых отметил почтенные 85 лет (оказавшись старше области), и необычная камерная персональная выставка-концерт иркутского москвича Петра Ончукова.
Вступление
Меня эти события повергли почти в ступор. Настолько, что попытка как-то отозваться на них обещанными в HUSHOME пятничными обзорами вылилась в бессильное двухнедельное задумчивое молчание. Благо, обе выставки ещё демонстрируются и я, собрав всю волю и мысли в кучку, попытаюсь разобраться с этими явлениями и их мистическим влиянием на меня. И, как я вижу, на многих иркутян.
Очень разные выставки, несоизмеримые по масштабу и по концепции, они обе поднимают ещё выше и недоступнее вопрос, давно витающий в зияющей пустоте недоумённого молчания:
что происходит с изобразительным искусством?
И попутно очень много мелких практических вопросов, но таких, которые оказываются жизненно-насущными:
Где, как и на что жить и работать художникам в этом новом мире принтов и миллионных копий? И зачем?
И зачем они нужны городу и народу со своими странными картинками, которыми заполонён интернет и залеплены все стены?
Как отличить халтуру от шедевра? И сколько это стоит?
Какой нужно купить фотодевайс, чтобы считаться фотохудожником или худофотографом?
И даже: «где заказать
свой автопортрет в масле?» – стандартный вопрос обывателя.
И теоретически глобальные вопросы:
Искусство – это ведь духовность вроде бы? Так и в чём она? Почём? А если нет цены (бесценна?), то не обманывают ли нас? Как эту «духовность» пощупать, коммерциализировать и утилизировать? Или как ныне модно – «забрендить»?
Например, как продать глупцам художника, сделав из его имени брендовый тренд, мы уже знаем – «Никас Сафронов» – трендовый бренд фирменного китча и бездарного прохиндейства сегодня в большой цене.
Но я слышу возражения и возмущения:
– Кто позволил тебе так это говорить?! А ты сам тоже, кажись, художник? Почему мы не видели твоих картинок на той юбилейной выставке? Почему не видим твоих персональных выставок? Хватит писать и болтать! Ты нарисуй нам красиво и покажи!
И вот тут я поникаю повинной головой и впадаю в ступор. И мямлю тихо, извиняясь:
«Творческий кризис-с-с-с...»
Ха! Вы думаете у меня?
Нет! У всего изобразительного искусства!
И это чувствуют все. Но боятся сказать и не знают, как сформулировать.
А я утверждаю и берусь это доказать – что ныне время глобального мировоззренческого переворота в ИЗО. Вот именно сегодня – эти наши плюс-минус десять лет. Гораздо больший перелом, нежели в политической и экономической жизни.
Это не пустые риторические слова. Это трагическая реальность; оглядитесь, оглянитесь на выставках.
Но именно сегодня самое благодатное и счастливое время художникам для поисков смысла и формы!
Почему же они не ищут? Или ищут, но не там? Или мы не там и не видим их поисков?
Или не понимаем? Или они не понимают?
И наша отчётно-юбилейная выставка не стала ли достойными поминками и проводами почётному восьмидесятипятилетнему старичку из прошлого века? Водоразделом между двумя поколениями: художниками прошлого и художниками будущего.
Между художниками «ручными» и докомпьютерными и художниками, уже познавшими иные способы изображения, осквернившими своё рукоделие электрическим цифроблудием.
Закончился глобальный материальный реализм и вообще все «измы», времена естественного искусства.
Наступило время виртуального стёба: фальшивого стилизованного искусственного естества. Один большой всеобщий «…изм»…
Все это подспудно чувствуют! Согласны совместным сомнением. Но боятся говорить вслух, как о чём-то страшном, как о болезни, как о собственной глупости.
А я пытаюсь сформулировать и разобраться. И поэтому многих раздражаю.
Вот и ладно, авось на пользу! :-)
Так уж получилось, что мне не повезло, и я грелся меж двух огней: у моей колыбельки вместо игрушек валялись кисточки-карандашики художника и фототехника дизайнера. И поучиться мне пришлось и в художественных, и в музыкальных школах, и на кибернетическом факультете, и на архитектурном. И я невольно и по праву вынужден взирать на творческую тусовку и все художества как бы со стороны: на фотографов как художник, на художников как дизайнер, на дизайн как архитектор, на архитектуру как фотограф, на живопись как инженер, на физику как музыкант.
Говорят: если повезёт, то станешь счастливым. А если не повезёт, то станешь философом. Кажется, я всё более становлюсь философом...
Про счастье не знаю... Но в наше время в нашей стране быть счастливым подозрительно и неприлично. А потребность рассуждать я пока не потерял.
Но, если откровенно, то это трагедия и несчастье: к концу жизни обнаружить, что все окружающие иначе понимают то, чем ты занимаешься. И ждали и ждут от тебя совсем иного. А то, чему учился и постиг, сегодня и не искусство и не ремесло.
Ручные подлинники смешны и не нужны, а подленькие стилизации, корявые копии и яркие штамповки нарасхват.
Что-то перевернулось и перепуталось, всё обломилось в доме художников.
Как Диоген с лампой искал человека днём, так и я сейчас хожу и спрашиваю всех: «Что есть искусство?»
И, к своему ужасу, обнаруживаю, что НИКТО не может это сформулировать более-менее вразумительно. И нет двух людей, понимающих это одинаково...
Ну что, попробуем?
А для начала посмотрим эти две выставки, после которых я впал в двухнедельное безмолвие, а теперь рискую быть многословным.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
Разумно о неразумном Ончукове
Все общие фразы, регалии, заслуги, кредо и прочие реквизиты Ончукова – у него на сайте и в многочисленных каталогах, пожалуйста.
И что нам показал Пётр Ончуков?
Сначала смотрим:
(Иркутяне, не попавшие из-за аншлага на это отлично-столичное действо из живописи и музыки, могут ещё посмотреть эту экспозицию в гостеприимной галерее Лины Ермонтович на Бабушкина, 1. А также в вэб-трансляциях, впервые организованных с таких мероприятий)

Итак, дорогой зритель и читатель, понимаешь ли ты что-нибудь в этом искусстве?
Почему ломился зал от желающих попасть на открытие? За что Пётр получает наиприятнейшие эпитеты от ценителей и искусствоведов? Среди богемной тусовки, которую он собрал, были замечены первые лица нашего городского бомонда. Ну почти как на «Никасе Сафронове»!
Только вот Колю я называю шарлатаном, а Петю с его наивными собачками считаю художником. Почему?
Сейчас попробую объяснить.
«Теряет Иркутск или приобретает, когда уезжают такие беспринципные деятели (искусства), как Ончуков?» – писал я в предваряющей выставку рецензии, возражая
мнению искусствоведа В.Науменко, написавшему:
«…Искусство тогда плохо, когда предсказуемо. Да, это спорно: а как же верность себе, своим принципам? В этом смысле Ончуков беспринципен. Но он может себе это позволить. Меняться, даже ошибаясь, куда сложнее, чем все время стоять на одном раз и навсегда отвоеванном месте...»
Но тут какие-то противоречия? И выводы:
1) Ончуков безусловно – это искусство. И не плохое (смысл статьи), значит, он НЕ предсказуем? Да?
2) Ончуков себе не верен, не предсказуем, без принципов. То есть разный и изменчивый. Да?
3) Он меняется, ошибаясь, а не стоит на своём отвоёванном месте.
Но как можно пытаться описывать беспринципную изменчивость? Если это так, то всё, что написано выше, сомнительно и неправда. И такие противоречащие пунктам выводов фразы:
«...Верх взяла игра по
собственным правилам»
«...настырное очеловечивание животного мира – в нашем случае очень странного, почти сюрреалистического»
«...мир этот одновременно карнавален и целомудрен...»
И со всеми тремя утверждениями (пп.1-3) я не могу согласиться!

Ибо Ончуков для меня до уникальности оригинален и узнаваем. Тем ценен и интересен. С его ещё прошловекового каторжно-иркутского этапа неизменной манерой, неизменной иронией, неизменным принципиальным следованием своим сюжетам.
Уж его меньше всех можно заподозрить в метаниях среди разных форм и мудрёных философий. Невозможно обвинить в умениях, изуродованных и засушенных академическим образованием. Он неизменная самодостаточная глыба!
Тем он и велик среди многочисленных мелких коллег-современников, подражателей, псевдо-реалистов и псевдо-модернистов.
Брутальная наивность художника с языком из каменного века в сочетании с пост-пост-модерновой сентиментальной (само)иронией – плохо это или хорошо?
Это искусство его стёба или стёб его естества?
Игра или жизнь?
Его или наша?
– Интересные вопросы, которые заставляет нас разгадывать этот иркутский художник из Москвы. Нет, пожалуй, не художник...
Не художник, а просто – Artist!
©.Беседин, портрет П.Ончукова, фото-арт, 2001 г.
(Вопрос на засыпку: звание «художник» выше или ниже, чем «артист»?)
* * *
Всех, кто вешает на стены картинки, мы по привычке называем художниками. Но наш язык последнего времени опасно двоится, как жало змеи. И мы постоянно путаемся в терминах. Слова «искусство», «дизайн», «картина», «живопись», «графика», «художник» понимаются всеми совершенно по-разному! Когда я спрашиваю людей, художников, всех: что вы понимаете под этими терминами, то, к удивлению, не слышу единого мнения. Но даже противоположные! И с грустью вижу, что понимание и вера в «художников» пока ещё зиждется лишь на остатках доверия к прошлым заслугам и воспоминаниям о славных передвижниках и бунтарях-авангардистах.
А посещая сегодняшние выставки, я вижу недоуменные взгляды, ухмылки и ропот толпы из сказки о платье голого короля. Кажется, что появится сейчас наивный глупый мальчик и крикнет: «А король-то голый!» А про такие картинки скажет: «Фи, и я смогу нарисовать таких собачек!»
И вот забавно – а ведь многие смогут! Например, более-менее равномерно накидать по холсту красные клубнички.
Так и что? Ну и накидайте! И нарисуйте собачек! Кто мешает?
Странно…
Вот и мне, человеку исповедующему в изо-искусстве академическое мастерство и изысканный стиль, казалось бы, надо критиковать таких странных художников?
И сильно ли отличается творчество неумелого наивного Пети Ончукова от неумелого хитрого Коли Сафронова?
– Сильно отличаются! Противоположно.
Никас изначально весь фальшив и с неумелыми потугами на мастерство.
А Ончуков естественен и так живёт изначально!
Никас – клоун из базарного балагана, а Ончуков артист и режиссёр своего театра.
Никас – дизайнер-оформитель, штампующий холсты разными манерами и сюжетами для продажи.
А Ончуков иначе как так и не умеет. Или не желает. И в этом свободен.
Пусть извинят меня оба за то, что я взялся их сравнивать. Сравнение, конечно, не корректно. Но на это меня натолкнуло то, что в толпе почитателей на вернисажах у обоих я с опаской ожидаю появление наивного мальчика, готового крикнуть: «А король-то голый! И я так смогу!» Но на выставке многих наших художников я только обрадуюсь, что прорезался здравый голос у изумлённых зрителей, и поддержу тот ехидный вопрос и обвинение:
«Да, дурят нашего брата-зрителя! Ой, как дурят нас прохиндеи-художники!»
Но на выставке Ончукова я отведу этого наивного мальчика в уголок и расскажу ему такую историю. Почти сказку:
Когда-то давным-давно, когда Петя Ончуков был моложе и жил ещё в Иркутске, он научил меня (!) понимать современное искусство.
На какой-то вечеринке, где веселились все художники, мы взялись соревноваться, изображая друг друга. Все отметились разного качества разными шаржами и портретными зарисовками. Я, кажется, совсем неплохо (точнее – как всегда почти гениально :-), нарисовал Петю:

Все нарисовали по-разному. Но шедевр создал Ончуков. Вот он.

Я был поражен и восхищён! Мне был продемонстрирован акт творчества свыше и выше, чем азбучное владение композицией, линией, пятном и цветом. И примитивными заштампованными мозгами.
Я увидел произведение, выходящее за рамки «изобразительного искусства».
Куда-то в более условную, более символическую виртуальную реальность. Более широкое понимание искусства, нежели плоскость ИЗО. В область знака, символа, языка, образа.
Туда, где я есть иной и меня нет такого. И невозможно возразить, что это не я!
Вы скажете «стёб», «прикол»?
Да. Но на уровне «прикольности» гениального квадрата Малевича.
…И ещё он(чуков) искренний и честный.
Он так живёт, как рисует. Но главное, я уверен, что не появится на его выставке глупый мальчик с вредными выкриками и сомнениями.
Потому что мир, который создаёт Ончуков, – это явно его мир. Собственный, личный, придуманный им.
В этом никто не сомневается. Вот в чем сила художника.
В искренности и убедительности. И в честности.
Вот то хорошее, чему он может научить, – не рисовать, не изображать правильные горшки и лица, а быть самим собой и быть не как все.
Это, пожалуй, интереснее и круче, чем срисовывать пейзажи, рисовать парадные портреты знаменитостей или бесчисленные пусто-декоративные цветные пятна цветов.

Из своих вернисажей он всегда устраивает шоу, являясь ещё и режиссёром своего театра. Вот и на этот раз он потчевал гостей под удивительный аккомпанемент живого звука музыки Летова, изысканные сыры и вина от хозяйки салона Лины Ермонтович и их добрых спонсоров.
Так всё-таки это театр или жизнь? Не знаю.
Будем разгадывать.
Но надо ли разгадывать сказки из жизни тузиков?
Так или и иначе, но и на этот раз у него всё было больше, чем просто картинки, чем просто живопись «холст/масло». Была атмосфера иного пространства и ирреальности, уже не иркутский запах и привкус.
А вот это создать не способен тот, кто просто лишь «умеет рисовать собачек и ягодки». Вот здесь-то и зарыты его тузики понимания искусства, и здесь выложены тузы козырей его честной игры со зрителем – как с самим собой.
Хочется праздника. Себе и людям. Ончуков это пытается делать.
И людям хочется праздника. И они готовы самообманываться в своём понимании его искусства.
Вот как мудрёно! Сложно и наивно одновременно. Разве это не искусство?
Пусть шоу продолжается…
Но нам надо вернуться в глубины. Там тоже искусство.
…Я лишь недавно пришёл к точной формулировке сути и роли современного изо-искусства – как проявлению знаков (знаний) и смыслов всеобщей гармонии через символы и пластику линий и пятен.
И тогда, в моём «портрете» Ончуков бессознательно и нечаянно, но ярко это продемонстрировал. На уровне шутки, но с прозорливой перспективой для понимания сути современного искусства. Как переход и медитации между разными «агрегатными» состояниями нашего мировосприятия: между разными мирами и измерениями, плоскостью и объёмом, между разными настроениями, точками зрения, нравственными позициями, историческими и сюжетными линиями и пространствами.
И всё это – как способ создания своего собственного мира. И всё это как шанс почувствовать себя Творцом, исполнить Его предназначение и свою земную миссию.
* * *
Об этом подробнее, и как с этим справляются наши художники, будем рассуждать в следующий раз и на хороших примерах всеобщей выставки иркутских живописцев, которая ещё висит в залах Иркутского художественного музея на Карла Маркса. Которую нам надо ещё раз посетить, чтобы продолжить наши ИЗОбличения ИСКУСства.
До следующей пятницы!
(Всем задание – посетить обе выставки! :-)
©.Беседин, 29.11.2012, экспромт № 21794
©.Беседин, фото. Портрет искусствоведа Т.Драницы, 2012 г.
Комментарии6
Очень даже космического и даже комического. Выставка получилась -- обхохочешься. Смех продлевает жизнь. Жизнь главная составляющая космоса.
А служить примером “кризиса современного искусства”, мне кажется, ваша выставка не может. Так же, как замечательное творчество Вампилова, увы, уже далеко от проблем современной драматургии :-) Но это же не мешает нам получать удовольствие и от Вампилова и от Ончукова.
Многоуважаемый Салтлесс!
Подробнее я Вам отвечу позже, после изучения указанных Вами философов, видимо, лучше меня знающих состояние дел, вопросы и проблемы иркутских художников сегодня.
А пока выражаю искреннюю признательность за Ваши отзывы - явно столичного, опустившегося к нам, жителя с соответствующим уровнем понимания простых наивных необразованных сибирских туземцев из азиатского поселения в трёхсосенной заснеженной тайге.
Но не могу удержатся от нахальства скромно Вам возразить и подкорректировать мудрые выводы: поверьте, Олег НЕ ощущает себя первым человеком на Земле! Это Вы его так ощущаете!
А выкидывать Вампилова и Ончукова из искусства, наверное, не по силам даже Вам. Они там находятся по умолчанию и по общему признанию. Считать их искусство НЕ современным - как-то странно пока? А считать, что сегодня не кризис, а радостный триумфальный подъём - воля Ваша. Это как посмотреть. Ваш взгляд безусловно правомерен, поскольку абсолютно соответствует Вашему пониманию, уровню и значению Вашего вклада и известного имени в современном искусстве. Или хотя бы в его философию и теорию.
Невозможно отрицать Ваше мудро-объективное впечатление, которое совершенно совпадает с моим наивно-субъективным: да, "100 лет развития философии искусства прошли мимо заснеженных просторов Сибири"!
А я даже осмеливаюсь называть большую цифру.
Это я и называю кризисом!
Ну, как минимум, моим. О чём я искренне и признался в этой статье. Да, это и мой кризис. Но Вы, видимо, и меня выкинули из современного искусства? Воля Ваша...
Но я остаюсь в надежде на Вашу практическую помощь и личный пример в преодолении наших общих проблем. Ибо кризис современного искусства, как минимум, в нашем взаимонепонимании.
Ваш Б.О.
Речь о другом. Великий Имре Кальман под конец жизни жаловался, что кругом одни негры с каким-то джазом, а его герцогини-маркизы-служанки уже никому не нужны. Да, время изменилось и Кальман стал архаичным. Как сейчас стали архаичны любовно выписанные иркутские домишки и наивные львы-газели в саванне.
Но, повторюсь, наличие современного искусства с его специфическими проблемами не мешает нам наслаждаться искусством прошлого – Леонардо, Пушкиным, Кальманом, Вампиловым, Ончуковым, Бесединым.
Спасибо, хоть за такую компанию!
И то верно, – не с гельманами-никасами же мне брендеть и конкурировать?! Мы уж тут по-свойски дома скромно с Вампиловым потрендим.
А Вы ещё поведаете, опустившись к нам, когда у кого-нибудь где-нибудь ещё про современное искусство вычитаете.
Будем благодарны!