10 лучших фильмов Вуди Аллена
1 декабря исполнилось 77 лет великому Вуди Аллену – плодовитому нью-йоркскому режиссеру, являющемуся едва ли не единственным примером современного киношника, для которого производство шедевров – не спорадическое везение, а повседневная рутина. Из сорока четырех снятых им к сегодняшнему дню фильмов Hushome дерзнул выбрать десятку самых-самых.
10. «Ты встретишь таинственного незнакомца» (You Will Meet a Tall Dark Stranger), 2010.
Сюжет: В городе Лондоне живет и стремительно старится горстка тесно связанных друг с другом «вудиалленов». Престарелая Хелена (
Джемма Джонс) недавно развелась с еще более старым Альфи (
Энтони Хопкинс), а последний тотчас же женился на первой попавшейся проститутке (
Люси Панч), вызванной им на дом. Хеленова дочь Салли (
Наоми Уоттс) страдает от супружеской жизни с неудавшимся врачом Роем (
Джош Бролин) и влюбляется в своего нового босса Грега (
Антонио Бандерас), богача и мачо. Рой же всерьез увлекается соседкой Дайей (
Фрида Пинто, звезда «Миллионера из трущоб»), восточной прелестницей, да еще и умницей. Все герои предчувствуют что-то новое, светлое и радостное. И напрасно.
Подробности: Сорок первый фильм Вуди Аллена, четвертый, снятый им в Лондоне, и шестой подряд его фильм, входящий в своеобразную позднюю «болдинскую осень» режиссера. Конечно, «Незнакомец» повторяет формулу массы других прекрасных фильмов (не только Вудиных), а именно – «красивые люди в некрасивых обстоятельствах». Однако откровенности, подобной здешней, в решении указанной задачи что-то давно не было видно. Но и в такой Вудиной ипостаси, как эта безжалостная серьезность, по-прежнему нет ни усталости, ни скуки, ни какого-либо морализаторства.
9. «Римские приключения» (To Rome with Love), 2012.
Сюжет: Некий итальянский клерк (
Роберто Бениньи) непонятно почему просыпается знаменитым. Другой итальянец (
Флавио Паренти) знакомится в Риме с американской туристкой (
Элисон Пилл), чтобы уже через неделю сделать ей предложение, а через две – встретиться с ее чудаковатыми нью-йоркскими родителями (
Вуди Аллен и
Джуди Дэвис). В это же время молодой американский архитектор (
Джесси Айзенберг) влюбляется в подругу своей девушки – начинающую актрису Монику (
Эллен Пейдж), но перед этим, к счастью, успевает завязать знакомство с умудренным джентльменом Джоном (
Алек Болдуин), необычайно сведущим по части того, как следует вести себя с артистическими барышнями.
Подробности: Последний на сегодняшний день фильм Аллена, уже седьмая часть его европейской «человеческой комедии» (всю первую тридцатку своих фильмов Вуди снимал исключительно в Нью-Йорке) и, в общем-то, идеальный «Декамерон» двадцать первого века. Но главная приятность состоит в том, что «Римские приключения» – еще одна (после «Сенсации» и «Полночи в Париже») воздушная, легчайшая и жизнерадостнейшая алленовская лента. Правда, оказавшись в Риме, Вуди словно бы превратился в итальянского режиссера – и поэтому снял не столько романтическую и интеллектуальную, сколько откровенно фарсовую комедию.
8. «Пули над Бродвеем» (Bullets Over Broadway), 1994.
Сюжет: В канун Великой депрессии амбициозный нью-йоркский драматург Шейн (
Джон Кьюсак) тщится протолкнуть свою пьесу на Бродвей. Вспомоществовать литератору вызывается один влиятельный гангстер, чья бездарная дура-любовница Оливия (
Дженнифер Тилли) от безделья обнаружила в себе склонность к актерству. Все серьезно изменится, когда в театральные дела вмешается телохранитель Оливии Чич (
Чезз Палминтери). Будучи прирожденным драматургом-гением (о чем он сам до поры не подозревает), Чич превращает посредственную пьесу Шейна в шедевральную.
Подробности: В одной из лучших алленовских картин прошлого века, где сам Вуди не играет, легко можно обнаружить характерные черты творчества
Скорсезе и
Копполы (Аллен сотрудничал с ними в знатном киноальманахе «Нью-йоркские истории»). «Пули над Бродвеем» даже можно назвать своеобразным богемно-утешительным постскриптумом к скорсезевским «Славным парням», а то и улучшенной версией копполовского «Клуба Коттон». Словом, очевидно одно: столь непростого фильма у Вуди до той поры еще не было.
7. «Вики Кристина Барселона» (Vicky Cristina Barcelona), 2008.
Сюжет: Две американки – мечтательно-легкомысленная Кристина (
Скарлетт Йоханссон) и сдержанно-строгая Вики (
Ребекка Холл) – встречают на отдыхе в Барселоне страстного испанского художника Хуана Антонио (
Хавьер Бардем). Обе влюбляются в него – и в обеих он.
Подробности: В 2008-м Вуди временно «переселяется» из Англии в Испанию, чтобы снять наилучшую молодежную (sic!) артхаусную ленту конца десятилетия. В «Вики Кристине Барселоне» талисман позднего Аллена Скарлетт Йоханссон на пару со своей менее известной британской ровесницей Ребеккой Холл оказываются вовлечены в любовный четырехугольник, утонченно прочерчиваемый испанскими суперстарами
Пенелопой Крус и Хавьером Бардемом. Несмотря на кажущуюся немного излишней тутошнюю порочность, фильм абсолютно прекрасен. Не в последнюю очередь из-за саундтрека, сплошь состоящего из вдохновенной игры на испанской гитаре.
6. «Сенсация» (Scoop), 2006.
Сюжет: Два нью-йоркских неудачника – юная журналистка Прэнски (
Скарлетт Йоханссон) и престарелый фокусник Сплендини (
Вуди Аллен) – расследуют в Лондоне дело о терроризирующем всю Англию серийном убийце. Первейшим их подозреваемым становится, на свое несчастье, наследник лорда Лаймэн (
Хью Джекман).
Подробности: Легкомысленнейшая «Сенсация» вышла в свет тотчас же после тяжеловесного «Матч-пойнта». Снятая в том же Лондоне и с той же Йоханссон, картина оказалась великолепным антидотом для всех, кого гениальный в своей мрачности «Матч-пойнт» вогнал в депрессию. Помимо отлично проработанной детективной составляющей (не говоря уже о комедийной), стоит вновь обратить особое внимание на саундтрек к фильму, на этот раз составленный из бессмертных творений
Чайковского,
Штрауса,
Хачатуряна и
Грига.
5. «Проклятие нефритового скорпиона» (Curse of the Jade Scorpion), 2001.
Сюжет: Нью-Йорк, 1940 год. Якобы на потеху публике эстрадный гипнотизер влюбляет друг в друга людей, отравленных взаимной ненавистью – страхового детектива Бриггса (
Вуди Аллен) и секретаршу его босса Фицджеральд (
Хелен Хант). На самом деле коварный маг хочет использовать этих двоих в преступном деле похищения сокровищ, принадлежащих ряду нью-йоркских богатеев.
Подробности: Изумительная алленовская стилизация под нетленные комедии голливудского «золотого века» вроде «Воспитания Крошки», «Его девушки Пятницы» или, скажем, «В джазе только девушки». На детективную линию в этот раз можно вообще не обращать внимания – вся соль фильма состоит в красочных, афористичных, гомерически смешных диалогах. Буквально все реплики, произносимые здесь героем Аллена, в совокупности являют собой собрание восхитительных острот.
4. «Ханна и ее сестры» (Hanna and Her Sisters), 1986.
Сюжет: Трем сестрам – Ханне (
Миа Фэрроу), Ли (
Барбара Херши) и Холли (
Дайанна Уист) – не дают спокойно жить два мешковатых интеллигентных мужика: нынешний муж Ханны Эллиот (
Майкл Кейн) и ее же бывший супруг Микки (
Вуди Аллен). В итоге именно Ханна остается ни с чем: Эллиот уходит от нее к Ли, а Микки находит свое счастье с Холли.
Подробности: «Ханна и ее сестры» – первый по-настоящему удачный фильм Аллена из цикла тех, которые он снимал под влиянием своего кумира
Ингмара Бергмана, легендарного шведского режиссера. Рецепт успеха оказался прост: Вуди понял, что бергмановский драматизм лучше всего щедро разбавлять его собственным, алленовским, юмором. Но даже ужасно смешного в этом фильме Вуди затмил великий британский актер Майкл Кейн, получивший за роль любвеобильного Эллиота свой первый «Оскар».
3. «Эпоха радио» (Radio Days), 1987.
Сюжет: На этот раз оставшийся за кадром, Вуди Аллен вспоминает свое детство – непростые сороковые годы, в которых главным утешением для всех обычных американцев была такая ныне элементарная (а в то время – фантастическая) штука, как радио. Рыжий еврейский мальчонка, в котором легко узнается будущий великий режиссер, послужит отменным гидом по чудесной, чудаковатой и гомерически уморительной эпохе радио.
Подробности: Своего рода алленовский «Амаркорд» (и ничуть не хуже, чем у
Феллини!). Главное в «Эпохе радио» – даже не бесподобное воскрешение прошлого и не то, с какой легкостью Аллен упаковывает бесчисленное множество анекдотов, баек, былей и легенд в прекрасное единое целое. Самое важное здесь – ощущение огромного, монументального, значительного праздника, ни на секунду не покидающее все полтора часа этого пестрого высокохудожественного экскурса в гущу мирной американской жизни 40-х.
2. «Матч-пойнт» (Match Point), 2005.
Сюжет: Молодой тренер по теннису Крис (
Джонатан Рис-Майерс) знакомится с богатым лондонским аристократом Томом (
Мэттью Гуд), чтобы вскорости сделать предложение сестре последнего Хлое (
Эмили Мортимер). Итак, сестра Тома становится женой Криса, а девушка Тома (
Скарлетт Йоханссон) – Крисовой же любовницей. Однако игроку в теннис не дает покоя одна здравая мысль – что как-то нехорошо это все получилось.
Подробности: В 2005-м Аллен впервые оставляет свою главную музу – родной и бесконечно любимый город Нью-Йорк – ради съемок в Лондоне. Сценарий для своего первого европейского фильма он пишет, как всегда, сам, однако даже намека на роль для себя в нем не предусматривает. За исключением голливудской старлетки Скарлетт Йоханссон, звезд в фильме нет. Шуток нет вообще. Жанр лучше всего определить фамилией одного великого русского – «
Достоевский». Картина становится доподлинным потрясением для всех поклонников Аллена, заодно пополняя электорат престарелого владетеля умами гуртом фанатов-неофитов.
1. «Полночь в Париже» (Midnight in Paris), 2011.
Сюжет: Молодой драматург Гил Пендер (
Оуэн Уилсон) ненадолго приезжает с невестой Инес (
Рейчел МакАдамс) и ее родителями в Париж. Одной прекрасной ночью писатель отправляется гулять по Монмартру, откуда неожиданно попадает прямиком на вечеринку к Фрэнсису Скотту и Зельде Фицджеральдам – знаменитым американским супругам-писателям, в 1920-х проживавшим в Париже. Зрение не обманывает ни зрителя, ни Гила – последний действительно чудесным образом перенесся из 2011 года в середину двадцатых, А влюбившись в девушку из прошлого Адриану (
Марион Котийяр), Гил намеревается навсегда переселиться в ее эпоху.
Подробности: «Полночь в Париже» – лента, успешнейшая как в художественном, так и в финансовом отношении (что для Аллена редкость). Картина собрала в мировом прокате 150 мильонов американских денег, но ценна она, разумеется, не этим, а привычным для Вуди (но превысившим в этот раз все его предыдущие нормы) парадом чудес, общей атмосферой того неназойливого волшебства, которым преисполнены лучшие алленовские картины из разряда «легких». Видимо, Вуди действительно был необходим этот вот стереотипный, открыточный Париж, чтобы создать, кажется, самую очаровательную ленту в собственной фильмографии и одно из самых прекрасных произведений за последние унылые киногоды вообще.
Комментарии