– И все-таки дети – это ужасная обуза. Вы проста сумасшедшая, что вздумали их заводить!
– Да нет, не так уж плохо. Девять дней из десяти они проводят в школе. Мне с ними приходится бывать только три дня в месяц, когда они дома. Но и это ничего. Я их загоняю в гостиную, включаю стены – и все. Как при стирке белья. Вы закладываете белье в машину и захлопываете крышку. А нежностей у нас никаких не полагается. Им и в голову не приходит меня поцеловать. Скорее уж дадут пинка. Слава богу, я еще могу ответить им тем же.
Добро пожаловать в мир страстей и скоростей, где одинаковые люди утром открывают двери одинаковых домов в одно время и едут по хайвэям на реактивных автомобилях мимо двухсотметровых рекламных щитов. Сбивая немногочисленных пешеходов и раскрашивая асфальт в красный, – торопятся на работу, чтобы за чашечкой кофе перекинуться с «другом» парочкой ничего не значащих, бессмысленных и пустых фраз, в которых ежеминутно проскакивают названия модных брендов. Никогда не говоря о том, что думают, потому что мыслить критически – моветон, и сыпя готовыми суждениями, в которых лучший политик априори тот, что выше ростом и с красивой прической… Мир, в котором все сладко да гладко, а война – не более чем пустой звук. И даже не потому, что ее нет – просто на войне всегда убивают кого-то другого.

Жизнь главного героя романа
Гая Монтэга, бравого пожарного из дружины брандмейстера Битти, фактически лишена негативных эмоций – он, как и другие, только и делает, что развлекается, читает комиксы, листает эротические журналы и ни о чем не задумывается. К тому же, не каждому дано найти любимое призвание: Монтэг, как ребенок в коротких штанишках, восторженно смотрит на столб огня, вырывающийся из брандспойта и пожирающий кричащую поэзией и прозой литературу, вносящую смуту в ничем не запятнанное хрупкое сознание людей, которыми движет так понятное всем нам желание быть счастливыми и благополучными.
Шекспир,
Фолкнер,
Достоевский,
Теккерей,
Уитмен – всем этим и другим, стремящимся сделать всех несчастными, не место среди кричащей роскоши автоматизированного демократического мира, который хочет лишь страстных поцелуев и жестоких драк. Уже как лет десять Монтэг с улыбкой на опаленном лице выезжает по адресу неблагонадежных на вызовы сознательных граждан. Привычный уклад жизни Гая будет разрушен естественным профессиональным любопытством, когда он захочет, наконец, узнать, а что же такого запрятано под пыльными обложками старых фолиантов, и встречей с 17-летней
Клариссой, новой соседкой, прогуливающейся вечерней порой возмутительно неспешной походкой. Ее мысли, так не похожие на мысли окружающих, и желание говорить о чувствах и ощущениях в то время, когда другие сыпят лишь ненужными фактами и цифрами,
– заставляют Монтэга поверить в то, что всю свою жизнь он был несчастным, что ценности не ограничиваются лишь материальными, и существует иная, не столь односторонняя и монохромная жизнь…
Напечатанный частями в 1953-м в первых выпусках журнала
Хеффнера «
Playboy», роман
Брэдбери «
451° по Фаренгейту» рассказывает об обществе, превратно понимающем слова «
свобода» и «
равенство»
. В их представлении, представлении людей, живущих по инструкции, не привыкших задавать вопросы такого плана, как «
Зачем?» и «
Почему?»,
– это право быть одинаковыми и приведенными в соответствие.
Без жесткости, присущей
Оруэллу, без холодного лоска, свойственного творчеству
Хаксли, Брэдбери удается сочетать в себе серьезность того и другого, да еще быть этаким эстетствующим вестником грядущего апокалипсиса, способным одной маленькой деталью, тонким пронзительным намеком бить точно в цель, инъекцией неразбавленного ужаса – прямо в вену читающей аудитории. Потому что Брэдбери – плохой фантаст и не выдумывает ничего нового, его творчество – скорее литература идей, впитывающая в себя философско-эстетическое, зеркальная поверхность, отражающая собой всю мерзость античеловеческого в человеке.
Посмотрите вокруг: люди, растворившиеся в безликой толпе и не тоскующие по недостижимому, потому что все, что нужно для счастья, у них уже есть, а это
Smart TV,
сверхмощный ультратонкий ноутбук,
друзья по соцсети и
«родственники» из «Дома-2».
Посмотрите вокруг и убедитесь: никогда еще человек не был так далек от другого и оторван от самого себя в этот век междометий, виртуального секса и аватарок на страничке в
«Фейсбуке», которую всегда можно переписать заново.
Знакомые с творчеством классиков литературы в лучшем случае по дайджестам и бестолковым экранизациям, в массе же своей – по «вольной энциклопедии», эти представители поколения клипового мышления, чей мозг уже сегодня может воспринимать только лежащее на поверхности, да и то в строго дозированных объемах, – несказанно рады новому приложению для
iPhone, сжимающему автоматически до 400 знаков тексты статей по бизнесу и искусству. Какой уж там Брэдбери с его отжившей философией и изящным переплетением метафор и образов, с его глупыми рассказами про оживших мертвецов и Хэллоуин, с его призывами не просить гарантий и не искать покоя.
Итог: Современная историческая действительность, описанная без малого шестьдесят лет назад фантазером из Иллинойса. Выдумка, ставшая реальностью, но по привычке все еще именуемая антиутопией.
Оценка: 9 из 10
Комментарии6
Ну и так, Антон, следите за текстом получше. Выражение: "столб огня, вырывающийся из брандспойта" для неподготовленного ума выглядит как "стремительный домкрат", "стрелка осцилографа" и т.п. Опять же какой-то "пихательный" секс. Вы нас импотентами сделаете. Пихают выбегающее тесто в кастрюлю. Секс - это другое))