– Будь доволен тем, что мы имеем.
– Это ты радуйся, а я хочу совсем другого.
– Да? И чего же ты хочешь, интересно, Тони?
– Весь мир, Чико, и все, что в нем есть…
Весна, 1980-й. Порт Мэйриэл Харбор открывает «двери». С берегов Кубы отплывают корабли, трюмы которых плотно укомплектованы политическими противниками Кастро. Также в качестве политических беженцев здесь находят временное пристанище убийцы, воры, насильники, негодяи всех мастей, в числе которых и главный герой Тони Монтана. Бродяги, жадные до Мечты, все имущество которых составляет грязь под ногтями, в поисках новой жизни и «длинного ляма». Тип отверженных, не привыкших щадить кого-либо, пусть бы даже и родную мать, равно как и молить о пощаде. Готовых убивать просто ради веселья, а за грин-карту – резать чисто и ювелирно. Америка станет их вторым домом.
Тони не нравится, когда все вокруг стучат.
Тони не любит работать по десять часов в сутки и при этом быть нищим.
Руки Тони слишком нежные для того, чтобы мыть посуду в ресторане или утрамбовывать горячий асфальт и топать дальше – до следующей колдобины.
Иными словами, кубинец Тони – не коммунист. Зачем рвать жилы, когда нахрапом и наглостью можно взять гораздо большее. Вот и Монтана долго не думал – рассуждал так же, тем более что дельце подвернулось выгодное, и, на первый взгляд, не пыльное – получить «товар» у приезжих колумбийцев, отдать деньги и катить с ветерком. Вот только поездка оборачивается кровавой баней с применением подручных средств, бензопилы и огнестрельного оружия. Хотя, можно было бы и догадаться, что победит отнюдь не дружба. Но дело сделано, самые умные теперь – самые мертвые, кокаин при себе, да и чемодан с деньгами сам по себе приятный бонус. Передавать товар с «зелеными» посреднику Монтана отказывается наотрез, вместо этого вчерашний рядовой шестерка, оценив открывающиеся перед ним перспективы, желает лично познакомиться с боссом, воротилой средней руки по фамилии Лопес…
Прописанный
Оливером Стоуном (режиссер фильмов «
Взвод», «
Уолл-Стрит», «
Александр», «
Особо опасны») персонаж
Пачино (который играет здесь, возможно, лучшую из своих гениальных ролей) не вызывает ни тени сочувствия. Еще к моменту начала фильма главный герой предстает перед зрителем отпетым уголовником, зверем, существом, которое давно погасило боль от осознания себя человеком. В отличие от сыгранного тем же Пачино Майкла Корлеоне, человека трезвого, рассудительного, привыкшего просчитывать действия на два шага вперед, Монтана – олицетворенные инстинкты, это сохранивший психологию маленького человека разбогатевший нищий с комплексами прыщавого подростка и извечным стремлением показать всем, кто здесь босс.
Драма Монтаны – это не драма человека со сложной фамилией, это драма существа с завышенным уровнем притязаний, овцы без благородных идеалов, одержимой лишь тщеславием, жаждой богатства и респектабельности, овцы, отбившейся от стада и поставившей себя выше него в пределах созданного ей мира. Монтана хочет всего, что есть в большом мире, однако мир этот не есть дорогие особняки, дизайнерские костюмы, горы кокаина и право делать все, что вздумается. Монтана ропщет на судьбу и сетует на тех, кто решает, что ему делать и о чем думать, питает болезненную любовь к родной сестре, не прощает обмана и говорит правду даже тогда, когда лжет. Но вот чего Монтана понять никак не может, так это того, что нельзя «еще раз войти и начать все заново», нельзя вернуть любовь матери, всучив ей пачку денег с благодушной улыбкой, нельзя недооценивать чужое коварство и «торчать» на своем основном капитале, нельзя жертвовать друзьями и уж тем более их убивать, когда отступать некуда, а в спину дышат десятки стволов.
Так же весьма не то что бы интересен, но узнаваем и актуален во все времена женский персонаж в исполнении
Мишель Пфайфер – приглянувшаяся Монтане Эльвира, телка Лопеса, которой все равно куда, где, за и под кем: лишь бы не пересыхала финансовая река, было что «дунуть» и чем припудрить носик. Ее не волнует, откуда деньги. Ей все равно на ваши моральные принципы. Все, что ей от вас нужно,
– это, образно выражаясь, ваши зубы и яйца. Персонажи фильма вообще вызывают крайне мало симпатии, более того, львиную долю экранного времени их попросту хочется смыть в унитаз. Брайану де Пальме вообще не свойственно романтизировать что бы то ни было, его взгляд всегда реалистичен, тем более взгляд на человека, который прочувствовал на себе власть больших денег и вообразил себя Богом.
Итог. Предельно жесткий, фонтанирующий адреналином и кровью, окатывающий зрителя непрерывным потоком нецензурной лексики, в которой «fuck» и производные от него звучат даже чаще, чем в фильмах, где слова эти сопровождаются еще и богато иллюстрирующим их видеорядом, гангстерский фильм «Лицо со шрамом» есть классика, сравнимая, пожалуй, лишь с «Крестным отцом» Форда Копполы и со скорсезовскими «Славными парнями». Пусть даже если сравнения этого фильм не выдерживает.
Оценка: 8 из 10
Комментарии6