РОССИЯ, Иркутск – В наше неспокойное время практически каждый день развертываются маленькие баталии: сотни семей испытывают на себе крушение любовной лодки о быт. Но случается, что семейные передряги перерастают в настоящие войны. Мужчины, успевшие стать отцами, разводятся с недавно любимыми женами и, по сути, крадут у них детей. Почему же из-за родительских ссор должен страдать ребенок и можно ли уладить проблему мирным способом?
Дочери иркутянки
Ирины Довгалевой пять лет. 11 сентября отец ребенка, с которым Ирина в разводе, взял малышку на пару дней и… не вернул до сих пор.
– Он говорит, что Малика находится в Чечне, но я все-таки думаю, что ребенок в Иркутске, – рассказывает Ирина. –
По решению суда ребенок должен жить со мной, но проблема в том, что уведомить об этом отца полагается лично или почтой, но адрес его неизвестен, а сам он на контакт не идет. Я встречалась с ним пару раз, но он только смеется надо мной и говорит, что дочь я увижу только в том случае, если подпишу бумагу о том, что малышка будет жить с ним.
С самого начала девушку не насторожило ни то, что будущий муж старше ее на 18 лет, ни то, что этот брак у него уже не первый, ни то, что родители были категорически против совместной жизни. Семейная жизнь не была для Ирины сахаром: случались постоянные бытовые ссоры, вплоть до рукоприкладства со стороны мужа. Чеченец по национальности, он трепетно относится к своим традициям: ради него Ирина приняла ислам, дочку записала на мужа.

У
Марины Кузьминой, тоже из Иркутска, похожая история: муж старше на 14 лет, бытовые скандалы, развод, затем, по сути, кража ребенка с прогулки. И только недавно суд вынес решение, что пятилетняя дочь должна жить с матерью, а отец посещает ребенка по графику.
– Я до сих пор боюсь, отпуская малышку с ним на прогулку – а вдруг дочка не вернется? – делится Марина. –
Пока все идет нормально, но я живу в постоянном страхе.
И подобных историй в Иркутске и области случается, как минимум, пять в год – так сообщила
Татьяна Афанасьева, руководитель аппарата уполномоченного по правам ребенка по Иркутской области.
Почему-то уже стала привычной проблема, когда после развода мать не разрешает ребенку видеться с папой. В некоторых случаях это можно оправдать: мать всегда стоит чуть впереди отца – именно она носит ребенка девять месяцев, переживает родовые муки и постигает первые счастливые моменты, связанные с рождением. А к тому же, если отец не способен воспитать ребенка, дать ему все, что нужно, то мать однозначно выступает на первый план. Но перед нами обратная ситуация: что же движет отцами, когда они силой отнимают детей у адекватных матерей, способных нормально воспитать дочь?
– Однозначно, это желание «насолить» бывшей жене, и
говорит оно о личностной незрелости,
– комментирует психолог
Оксана Савчук. –
В таких ситуациях о ребенке не думают, он выступает лишь средством разрешения конфликта между мамой и папой. Договориться в этом случае будет почти невозможно, и хороший конец маловероятен. И отец, и мать живут в придуманной реальности: у них есть определенные представления о семейной жизни, а затем и о жизни после развода, и когда эти представления нарушаются, то родители – в наших ситуациях отцы – вместо того, чтобы поработать над собой и пойти на компромисс, начинают мстить. Но здесь нужно быть мудрее и матери: если она не опасается за жизнь и здоровье ребенка, возможно «уступить» его отцу, ведь оба родителя равны в правах.
А вот у протоирея
Вячеслава Пушкарева на этот счет более категоричное мнение:
– Милые девушки, куда же вы смотрите, прежде чем выходите замуж? Если он старше тебя нена один десяток лет, если этот брак у него не первый, огромная вероятность, что совместная жизнь не будет удачной. А если он еще и другой национальности, то вы никогда не уживетесь, о равноправии и нечего говорить. У чеченцев другие законы, другое мировоззрение, другая религия. Для них вы мало что значите, ребенка они всегда будут считать только своим. Ваши родители были против брака? В Библии говорится: «Почитай отца твоего и мать твою» – это пятая заповедь. Вы нарушили ее и теперь расплачиваетесь. Что касается отцов, то я не указ мусульманам, но когда детей крадут русские мужчины – это подло, низко и недостойно. А ребенок всегда должен оставаться с тем, кто прав. Это вечный конфликт, а церковь никогда не вмешивалась в семейное право.

Вот что говорит
Елена Ковтун, и.о. начальника МВД по Иркутской области:
– По статье 5.35 УК привлечь родителя к ответственности мы можем только в том случае, если ребенку был нанесен физический вред. К сожалению, психический ущерб не лежит в сфере нашей компетенции. Отец может понести ответственность за неисполнение решения суда, если оно не в его пользу, но зачастую, как в случае с Ириной, отцу прежде еще нужно вручить это решение. Действительно, в данном случае отцу с матерью лучше сесть за стол переговоров и найти компромисс.
Каждый судит со своей колокольни, но все сводится к одному: нужно становиться взрослее и уметь как принимать решения, так и разбираться с их последствиями. И прежде всего, думать не о себе, а о ребенке – как будет лучше ему?
В последнее время такие случаи, видимо, становится нехорошей модой: например, экс-солистка «Блестящих» Ксения Новикова только недавно вернула детей, похищенных отцом больше года назад. Подобную драму пережила и актриса Ольга Тумайкина. Правоохранительные органы помогли знаменитостям вновь обрести своих детей. Но где гарантия, что одержимые своей правотой отцы не найдут лазейки в законодательстве? Так, на просторах интернета существует целый сайт, посвященный тому, как вполне законно – на первый взгляд – увести ребенка от матери. Но не стоит забывать о том, что у ребенка сформируется определенная программа поведения «как надо делать», и возникает большая вероятность, что в будущем он так же поступит если не с вами, то с собственной семьей.
Комментарии7
Не представлена позиция законопослушных отцов, желающих растить своих детей. Она вообще нигде не представлена, хотя номинально у родителей на это равные права.
С такими аргументами на 38мама писать нужно.