Говорят, новое здание Сбербанка на Нижней Набережной построено плохо. Не в смысле – некачественно. А просто плохо. Не в том месте.
Говорят, на открытие зеленой махины из стекла и бетона приехали топ-менеджеры из Москвы. Походили эти столичные цацы по сибирским захолустьям, посмотрели подземный паркинг, фитнес-зал и просторный офис Главного, а потом сказали:
– Нет, ребята, в этом филиале нашему банку денег не видать.
Региональные наместники изумились:
– Как? Почему? Чем не угодили?
Москвичи усмехнулись и умудренно, как бы свысока, соизволили разъяснить:
– Не в миллионах счастье, господа хорошие. Вот смотрите – видите, где здание стоит? Правильно, на излучине вашей речки Ангары. И что делает Ангара? Правильно – утекает, бежит прочь из города. Вот и деньги из этого филиала будут утекать. Все почему? По фэн-шую надо строить, медведи вы сибирские, по фэн-шую и никак иначе…
Это была преамбула. Собственно амбула в том и заключается, что в определенных обстоятельствах некоторые вещи, даже будучи обернутыми в красочную обертку, становятся неуместными и даже откровенно отталкивающими. Естественно, в первую очередь этот постулат относится вовсе не к расположению офисов по фэн-шую, а к политике – в ней о некоторых вещах следует умалчивать, иначе оны вещи, равно как и озвучивающий их человек, вызывают когнитивный диссонанс у тонко чувствующего электората. Проше выражаясь – карте место.
Отсюда вытекает, что иркутские политики или никогда не играли в покер (что в силу их глубоких советских бэкграундов вполне вероятно), или просто не задумываются о том, что вылетает из их уст.
О чем это я? Вот был в Иркутске праздник 4 ноября. Ненужный, глупый, но все ж праздник. Народ собрался на той самой Нижней набережной – веселился, гулял, кто-то (о господи!) даже развлекался горячительным, пока товарищи в форме праздно курили в сторонке. Одним словом – погожий такой выходной день. Хороводы, пляски, казаки и прочие традиционные номера околовластного цирка.
Все было относительно пристойно, пока на манеж не вылезли политики. Каждый запел о своем: мэр Иркутска Виктор Кондрашов об общественности и самоуправлении (подразумевая, что горожане сами должны решать проблемы города), спикер Заксобрания Людмила Берлина о тяжелых временах и прочих «вставаниях людей русских» (подразумевая скорые выборы в парламент), депутат Госдумы Сергей Тен о чем-то своем, неведомом (очевидно, подразумевая, что и на Садовом кольце жизнь медом не намазана), даже губернатор Сергей Ерощенко – и тот не удержался от пафосного пассажа о единении и созидательной энергии народа.
Народ, надо сказать, явления политиков не оценил. И был прав. В самом деле, травить людей предвыборными речами в выходной – это похлеще, чем запивать водку пивом. Изящно выражаясь – не комильфо. А если быть ближе к народу – не то пальто.
Трудно сказать, есть ли хоть толика справедливости в придирках снобов из Москвы относительно нового здания Сбера, однако нет особых сомнений в том, что прибайкальская политика – суть тонкий жанр, где ничем нельзя пренебрегать. Говорить здесь надо строго по фэн-шую, а не как придется. Иначе голоса избирателей (а с ними все те же деньги) утекут. И не прочь из города, а прямо из холеных рук. А это, согласитесь, будет довольно неприятным казусом для помянутых выше товарищей. Особенно в канун большого электорального цикла – сперва депутатского, затем мэрского, а следом, кто знает, может и губернаторского.
Иркутским политикам хочется посоветовать перечитать (а то и впервые открыть) небезызвестный роман Дениела Уоллеса «Рэй задним ходом», в котором главный герой как бы невзначай замечает: «Тот факт, что вы в состоянии говорить, вовсе не означает, что каждый раз обязательно раскрывать рот».
Макс Невельской
Комментарии4