15.00. На площади перед иркутским цирком небывалый ажиотаж. Еще бы, скульптурная композиция, о которой все иркутские СМИ говорили последнее время, наконец-то установлена. На стуле, по-рабочему полусогнувшись, с сигарой в руках сидит почти четырехметровый Леонид Гайдай. «
Очень похож, как настоящий», - говорит, прикасаясь к скульптуре мастера советского кино, актриса Светлана Светличная, приехавшая на открытие со своей звездной семьей, Валерием Золотухиным и Василием Лановым. Не узнать эти имена, конечно, нельзя. Напротив фигуры Гайдая, метрах в пяти, возвышается знаменитая троица – Трус, Балбес и Бывалый.
Студенты, журналисты, шныряющие туда-сюда, интеллигентные пожилые люди, близкие к культурной сфере, художники и актеры, просто горожане, проходившие мимо – все ждали открытия. Была даже довольно хорошая праздничная атмосфера. Еще бы! Это же не вызвавшая споры скульптура Бабра, установленная почти втихушку, это, без сомнения, народная скульптура, по выражению самого Золотухина, «
памятник не только Гайдаю, но и тому замечательному веку, в котором многим из нас посчастливилось жить».
Народная она еще и потому, что как таковые эти знаменитые персонажи, и сам Леонид Гайдай, не имели отношения к политическим баталиям нашего неспокойного государства, хотя напрямую влияли на внутреннее устройство бывшего СССР и людей той эпохи. Выступления мэра Иркутска Виктора Кондрашова, депутата иркутской Госдумы Андрея Лабыгина, честно говоря, не особо впечатлили, что, в принципе, традиционно для политиков, когда они пытаются открывать подобные мероприятия. Народ собрался не на политиков посмотреть, потому мужчина, стоящий рядом, несколько раз разразился недовольными фразами: «
И тут залезли! Хватит уже! Дали бы скульпторов да артистов послушать…».
Скульпторам и дали слово, правда, небольшое. Скульптор Андрей Миронов, которому и принадлежит идея создания этой скульптурной композиции, сказал несколько слов. Качество настройки аппаратуры не позволило расслышать его небольшую речь, но по взгляду его, настроению, все было понятно, насколько благоговейно он относится к самому Гайдаю и его героям. Довольно скромный и тихий человек, чем-то он напомнил мне нашего байкальского писателя Кима Балкова. Это один и тот же тип людей, очень глубоких, которым порой не хватает слов, чтобы выразить свои эмоции, но видно, что открытие скульптуры – это своего рода часть его большой мечты.
Рядом с пожилым Мироновым ютились еще два человека, помогавшие ему, – скульптор Лев Суриков и архитектор Сергей Демков. Конечно, времени на открытие памятника не так много, но некоторые вещи можно порой и опустить, как, например, вручение благодарственных писем меценатам, на чьи деньги и была изготовлена скульптура. Еще бы, 19,5 млн. рублей – это не шутка. Меценаты нужны, бесспорно, однако уделить больше внимания спонсорам, задвинув на задворки скульпторов, – как-то это не по-народному, зато вполне по-политически.
«
Спасибо Вам за то, что осчастливили своим обществом всех наших женщин», - с улыбкой, обращаясь к Гайдаю, говорит Светлана Светличная. Впрочем, слова ее были не без иронии: «
Я думаю, что мы еще живы… потому пока не попали в вашу партию…». И правда, ведь большую дань почтения великим людям у нас отдают только после их смерти, вспомнить хотя бы последние годы жизни того же Вицина или Моргунова, ушедших в забытии и нищете.
Прекрасная скульптурная композиция не оставит равнодушным ни одного иркутянина, хоть раз смотревшего картины Гайдая, что, конечно же, радует. Впрочем, как шутили в кулуарах журналисты, наши законодатели, следующие моде на запрет всего, что может пагубно сказаться на детском здоровье, конечно, немного недосмотрели за работой скульпторов – ведь у Гайдая в руках сигара! Впору было бы и рядом надпись выгравировать: «18+», ведь на скульптуру и дети смотрят! Недосмотрели, недосмотрели…
Хотя поражает одно: кем бы мы ни были – политиками, бизнесменами, писателями, сисадминами или продавцами мороженого, к какому бы имущественному классу ни принадлежали, общая любовь к веселым фразам героев лент Гайдая и той атмосфере, что они создают, объединяет нас. В этом, конечно, и заслуга культуры.
Текст: Алексей Рудых.
Фото: Мария Оленникова.
Комментарии2